Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
Критерии оценки:
3 балла – положительная реакция на ситуацию общения.
2 балла – возможно установление контакта, но инициатива всегда исходит от взрослого.
1 балл – трудности в установлении контакта, возможно только после стимуляции.
0 баллов – невозможность установления контакта.
Исследование коммуникативной активности базировалось на беседе с родителями и ребенком, в наблюдении в свободной деятельности. При обследовании были созданы проблемные коммуникативные ситуации, в которых ребенку необходимо было вступить в контакт со взрослым.
Обращалось внимание на то, как ребенок может самовыражаться и каким способом: устно, тактильно, жестово, мимически, телесно, голосовыми вокализами, или же у ребенка отсутствуют средства коммуникации.
Критерии оценки:
3 балла – коммуникативная активность: вербальная;
2 балла – коммуникативная активность: жестовая;
1 балл – коммуникативная активность: единичные жесты, мимика, телесные реакции, голосовые вокализы;
0 баллов – отсутствие средств коммуникации.
Третий этап
На этом этапе было проведено логопедическое обследование. Речевая карта обследования представлена в приложении 3.
1. Исследование состояния артикуляционного аппарата
Губы - (толстые, мясистые, короткие);
Критерии оценки:
3 балла – без анатомических
особенностей, мышечный тонус в
норме, ребенок выполняет все
движения произвольно и в
2 балла – наличие анатомических
особенностей, нарушение мышечного
тонуса, доступно воспроизведение
нескольких артикуляционных
1 балл – ярко выраженное нарушение мышечного тонуса, объем артикуляционных движений строго ограничен.
2. Исследование фонематического слуха
Задание 1. Узнавание неречевых звуков.
Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
Задание 2.
Инструкция: «Скажи или покажи».
- Что шумит?
- Что гудит?
- Кто смеется?
- Что звучит?
-
- Что шуршит?
Задание 3.
Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».
3адание 4. Различение слов, близких по звуковому составу
Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк» (исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы).
Критерии оценки:
3 балла – все задания выполняются правильно;
2 балла - допускает негрубые ошибки;
1 балл – допускает грубые ошибки;
0 баллов - отказ или невыполнение задания.
3. Изучение импрессивной речи
Задание 1. Понимание названий предметов и действий
Детям было предложено выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполнял поручения, переходили к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».
Задание 2. Понимание обобщающих слов
Перед ребенком предметы составлялись по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Было предложите отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».
Задание 3. Знание частей тела человека и животных
Ребенка просили показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего ему было предложено определить части туловища животных, например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».
Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением
Перед ребенком были расположены знакомые ему предметы, например, ложка, мяч, зубная щетка и т.д. Задавались вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».
Задание 5. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных
Ребенку было предложено выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.
Критерии оценки:
3 балла – понимание обращенной речи сформировано в полном объеме;
2 балла – понимание обращенной речи на бытовом уровне;
1 балл – понимание обращенной речи ограничено (в пределах ситуации);
0 баллов – обращенную речь не понимает.
4. Изучение экспрессивной речи
Исследование экспрессивной речи проводилось в ходе беседы с ребенком.
В случае, если ребенок не хотел участвовать в диалоге, пытались использовать предметный и картинный материал.
В ходе обследования особо обращалось внимание на наличие речевых штампов, стереотипий, эхолалий. Также фиксировалось отсутствие использования местоимений первого лица. Отмечалось преобладание монологической речи и аутодиалогов.
Критерии оценки:
3 балла – пользуется простой фразой;
2 балла – произносит отдельные слова;
1 балл – произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;
0 баллов – речь отсутствует.
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты анамнестических данных
Изучение анамнестических данных показало, что не у всех матерей беременность и роды происходили без осложнений. У двух из десяти матерей был сильный токсикоз во время беременности. Три человека имеют заболевания почек. Три перенесли вирусную инфекцию (краснуха, корь, цитомегаловирус).
Из беседы с родителями было выяснено, что у всех изучаемых детей в раннем детстве наблюдались некоторые особенности. У шести детей отсутствовал «комплекс оживления» на первом году жизни. Трое из десяти не реагировали на перемены в обстановке, у других это вызывало реакцию крайнего возбуждения.
Все дети плохо идут на контакт незнакомыми людьми. Родители отметили избирательность своего ребенка в еде, одежде, организации быта. У некоторых возникали двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивное поведение. Также было замечено смещение в сроках двигательного развития у четырех обследуемых человек. Некоторые родители обнаружили, что с возрастом движения у детей становятся менее пластичными, появляется угловатость, неловкость, при ходьбе отсутствуют содружественные движения рук; дети передвигаются как манекены.
Речевое развитие происходило с задержкой, у четырех детей речь вообще отсутствует.
Все обследуемые испытывают значительные затруднения в сфере самообслуживания. Одни дети долго не умели самостоятельно есть, умываться, одеваться. Другие этого не могут до сих пор.
Многие замечали появление интереса ребенка к водопроводным кранам, железнодорожным рельсам, номерам телефонов, сложным для их понимания иностранным словам, условным обозначениям и т. д. Дети фантазируют, живут в каком-то своем мире.
Некоторые дети испытывают различные страхи: одиночества, темноты, высоты, открытых пространств.
Ребенок может часами совершать однообразные действия: перебирать бумажки, перекладывать с места на место предметы, наливать и выливать воду из посуды.
Из беседы с родителями было выявлено, что для многих из них рождение такого «необычного» ребенка является серьезным испытанием. Психотравмирующей проблемой для родителей является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.
Результаты психолого-педагогического обследования
В результате психолого-педагогического обследования было установлено, моторное развитие у восьми из десяти обследуемых детей нарушено. Недостаточно развита крупная и мелкая моторика. Наличие мышечного гипотонуса определило особенности и возможности двигательной активности детей. Это проявилось в неловкости и нарушениях координации произвольных движений, несформированности движений кисти и пальцев рук. Для всех детей были свойственны стереотипные механические движения и действия.
Практически все дети довольно тяжело шли на контакт (8 из 10). В ходе выполнения заданий, быстро утомлялись, приходилось делать частые перерывы или переключаться на другой вид деятельности. Один ребенок проявил агрессию, внезапно начав раскидывать предметы и кричать.
Два человека принимали помощь взрослого в ходе решения тех или иных заданий. При этом организующая помощь была эффективна. Четверо детей принимали помощь, но не могли ее перенести на другое аналогичное задание. А остальные четыре ребенка не приняли помощь взрослого. Отсюда можно сделать вывод, что обучаемость у исследуемых детей низкая.
В ходе обследования эмоционально-волевой сферы только три человека реагировали на определенную ситуацию; шесть человек проявили пассивность, но при стимуляции была реакция; один ребенок был полностью инертен.
У детей не было особого интереса к общению. С двумя был установлен контакт, но при этом инициативы с их стороны не было. С остальными возникали большие трудности в установлении коммуникации. Двое человек так и не пошли на контакт.
В результате обследования коммуникативной активности, было выявлено, что два ребенка осуществляют речевую коммуникацию. Но полного зрительного контакта не удалось установить. Три человека контактировали при помощи жестов, три - использовали единичные жесты, голосовые вокализы. У двух детей отсутствовали средства коммуникации.
Речь детей, способных к вербальной коммуникации, была наполнена эхолалиями, речевыми штампами. Одна девочка не использовала местоимений первого лица.
Подробные результаты психолого-педагогического исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
№задания Обследуемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Баллы |
Процент % |
1.Вова |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
25,6 |
2.Иван |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
48,7 |
3.Саша |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
7,7 |
4.Костя |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
56,4 |
5.Илья |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
13 |
33,3 |
6.Лена |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
30 |
76,9 |
7.Арсений |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
18 |
46,1 |
8.Дима |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
29 |
74,3 |
9.Юля |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
33,3 |
10.Гриша |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5,1 |
Среднее значение |
2,1 |
1 |
1,5 |
1,2 |
1 |
1,1 |
0,8 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,5 |
15,9 |
40,74 |
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом