Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

Критерии оценки:

3 балла – положительная  реакция на ситуацию общения.

2 балла – возможно  установление контакта, но инициатива  всегда исходит от взрослого.

1 балл – трудности  в установлении контакта, возможно  только после стимуляции.

0 баллов – невозможность  установления контакта.

Исследование коммуникативной активности базировалось на беседе с родителями и ребенком, в наблюдении в свободной деятельности. При обследовании были созданы проблемные коммуникативные ситуации, в которых ребенку необходимо было вступить в контакт со взрослым.

Обращалось внимание на то, как ребенок может самовыражаться и каким способом: устно, тактильно, жестово, мимически, телесно, голосовыми вокализами, или же у ребенка отсутствуют средства коммуникации.

Критерии оценки:

3 балла – коммуникативная  активность: вербальная; 

2 балла – коммуникативная  активность: жестовая; 

1 балл – коммуникативная  активность: единичные жесты, мимика, телесные реакции, голосовые вокализы; 

0 баллов – отсутствие  средств коммуникации. 

Третий этап

На этом этапе было проведено логопедическое обследование. Речевая карта обследования представлена в приложении 3.

1. Исследование состояния артикуляционного аппарата

Губы - (толстые, мясистые, короткие);

подвижность губ (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений);

зубы - (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние);

прикус - (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий);

небо - (высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое);

язык - (массивный, маленький, укороченная уздечка);

подвижность языка - (облизать языком губы; постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого уха, правого; пощелкать языком; сделать язык широким, а затем узким; поднять кончик языка вверх, как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот);

Критерии оценки:

3 балла – без анатомических  особенностей, мышечный тонус в  норме, ребенок выполняет все  движения произвольно и в полном  объеме. 

2 балла – наличие анатомических  особенностей, нарушение мышечного  тонуса, доступно воспроизведение  нескольких артикуляционных положений.

1 балл – ярко выраженное  нарушение мышечного тонуса, объем артикуляционных движений строго ограничен.

2. Исследование  фонематического слуха

Задание 1. Узнавание неречевых звуков.

 Инструкция: «Слушай внимательно  и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

Задание 2.

 Инструкция: «Скажи или покажи».

 - Что шумит?     

 - Что гудит?    

- Кто смеется?     

 - Что звучит?       -                                                 

  - Что шуршит?

Задание 3.

Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

3адание 4. Различение слов, близких по звуковому составу

 Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк» (исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы).

Критерии оценки:

3 балла – все задания выполняются правильно;

2 балла - допускает негрубые ошибки;     

1 балл – допускает грубые ошибки;    

 0 баллов - отказ или невыполнение задания.

3. Изучение  импрессивной речи 

Задание 1. Понимание названий предметов и действий

Детям было предложено выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполнял поручения, переходили к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов

Перед ребенком предметы составлялись по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Было предложите отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных

Ребенка просили показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего ему было предложено определить части туловища животных, например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

Перед ребенком были расположены знакомые ему предметы, например, ложка, мяч, зубная щетка и т.д. Задавались вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

Ребенку было предложено выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Критерии оценки:

3 балла – понимание  обращенной речи сформировано  в полном объеме;

2 балла – понимание  обращенной речи на бытовом  уровне;

1 балл – понимание  обращенной речи ограничено (в  пределах ситуации);

0 баллов – обращенную  речь не понимает.

4. Изучение  экспрессивной речи 

Исследование экспрессивной  речи проводилось в ходе беседы с ребенком.

В случае, если ребенок не хотел участвовать в диалоге, пытались использовать предметный и картинный материал.

В ходе обследования особо обращалось внимание на наличие речевых штампов, стереотипий, эхолалий. Также фиксировалось отсутствие использования местоимений первого лица. Отмечалось преобладание монологической речи и аутодиалогов.

Критерии оценки:

3 балла – пользуется простой фразой;

2 балла – произносит  отдельные слова;

1 балл – произносит  отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;

0 баллов – речь отсутствует.

2.3. Анализ результатов  констатирующего эксперимента

Результаты анамнестических данных

Изучение анамнестических данных показало, что не у всех матерей беременность и роды происходили без осложнений. У двух из десяти матерей был сильный токсикоз во время беременности. Три человека имеют заболевания почек. Три перенесли вирусную инфекцию (краснуха, корь, цитомегаловирус).

В анамнезе детей имеются патологические факторы, такие как: кесарево сечение, стимуляция родов, сотрясение мозга у ребенка, переношенная беременность, предлежание плода.

У всех матерей дети закричали сразу после рождения.

Из беседы с родителями было выяснено, что у всех изучаемых детей в раннем детстве наблюдались некоторые особенности. У шести детей отсутствовал «комплекс оживления» на первом году жизни. Трое из десяти не реагировали на перемены в обстановке, у других это вызывало реакцию крайнего возбуждения.

Все дети плохо идут на контакт незнакомыми людьми. Родители отметили избирательность своего ребенка в еде, одежде, организации быта. У некоторых возникали двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивное поведение. Также было замечено смещение в сроках двигательного развития у четырех обследуемых человек. Некоторые родители обнаружили, что с возрастом движения у детей становятся менее пластичными, появляется угловатость, неловкость, при ходьбе отсутствуют содружественные движения рук; дети передвигаются как манекены.

Речевое развитие происходило с задержкой, у четырех детей речь вообще отсутствует.

Все обследуемые испытывают значительные затруднения в сфере самообслуживания. Одни дети долго не умели самостоятельно есть, умываться, одеваться. Другие этого не могут до сих пор.

Многие замечали появление интереса ребенка к водопроводным кранам, железнодорожным рельсам, номерам телефонов, сложным для их понимания иностранным словам, условным обозначениям и т. д. Дети фантазируют, живут в каком-то своем мире.

 Некоторые дети испытывают различные страхи: одиночества, темноты, высоты, открытых пространств.

Ребенок может часами совершать однообразные действия: перебирать бумажки, перекладывать с места на место предметы, наливать и выливать воду из посуды.

Из беседы с родителями было выявлено, что для многих из них рождение такого «необычного» ребенка является серьезным испытанием. Психотравмирующей проблемой  для родителей является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.

Результаты психолого-педагогического обследования

В результате психолого-педагогического обследования было установлено, моторное развитие у восьми из десяти обследуемых детей нарушено. Недостаточно развита крупная и мелкая моторика. Наличие мышечного гипотонуса определило особенности и возможности двигательной активности детей. Это проявилось в неловкости и нарушениях координации произвольных движений, несформированности движений кисти и пальцев рук. Для всех детей были свойственны стереотипные механические движения и действия.

Практически все дети довольно тяжело шли на контакт (8 из 10). В ходе выполнения заданий, быстро утомлялись, приходилось делать частые перерывы или переключаться на другой вид деятельности. Один ребенок проявил агрессию, внезапно начав раскидывать предметы и кричать.

Два человека принимали помощь взрослого в ходе решения тех или иных заданий. При этом организующая помощь была эффективна. Четверо детей принимали помощь, но не могли ее перенести на другое аналогичное задание.  А остальные четыре ребенка не приняли помощь взрослого. Отсюда можно сделать вывод, что обучаемость у исследуемых детей низкая.

В ходе обследования эмоционально-волевой сферы только три человека реагировали на определенную ситуацию; шесть человек проявили пассивность, но при стимуляции была реакция; один ребенок был полностью инертен.

У детей не было особого интереса к общению. С двумя был установлен контакт, но при этом инициативы с их стороны не было. С остальными возникали большие трудности в установлении коммуникации. Двое человек так и не пошли на контакт.

В результате обследования коммуникативной активности, было выявлено, что два ребенка осуществляют речевую коммуникацию. Но полного зрительного контакта не удалось установить. Три человека контактировали при помощи жестов, три  - использовали единичные жесты, голосовые вокализы.  У двух детей отсутствовали средства коммуникации.

Речь детей, способных к вербальной коммуникации, была наполнена эхолалиями, речевыми штампами. Одна девочка не использовала местоимений первого лица.

Подробные результаты психолого-педагогического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

№задания

Обследуемые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Баллы

Процент

%

1.Вова

2

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

10

25,6

2.Иван

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

19

48,7

3.Саша

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

3

7,7

4.Костя

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

22

56,4

5.Илья

2

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

13

33,3

6.Лена

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

30

76,9

7.Арсений

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

18

46,1

8.Дима

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

29

74,3

9.Юля

2

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

13

33,3

10.Гриша

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

5,1

Среднее значение

    2,1

      1

    1,5

    1,2

     1

    1,1

    0,8

     1,2

    1,1

     1,2

   1,2

    1,1

   1,5

   15,9

40,74

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом