Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
1 –исследование моторного развития;
2 – исследование игровой деятельности;
3 – изучение целостного восприятия;
4 – исследование представления о цвете;
5 - исследование представления о форме;
6 - исследование представления о величине;
7 – изучение пространственного восприятия;
8 – изучение конструктивного праксиса;
9 – исследование внимания;
10 – исследование мышления;
11 – исследование эмоционально – волевой сферы и поведения;
12 – исследование общения;
13 – исследование
Гистограмма 1
Результаты психолого
– педагогического обследования (в процентах)
Полученные данные свидетельствуют о различной степени выраженности аутистических расстройств у обследуемой группы детей.
Согласно классификации О.С. Никольской выделяют четыре категории аутичных детей [3, С. 25].
Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности):
- отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов;
- пассивность к сенсорным раздражителям (вложенная в руку ребенка игрушка выпадает из нее);
- отсутствие зрительного контакта;
- наличие «полевого» поведения.
Ребенок перемещается
- мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах;
-проявление вычурности двигательных поз.
Второй тип дизонтогенеза (уровень стереотипов):
- чувствительность к
- дезадаптация к среде;
- наличие стереотипных моторных движений;
- наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипий;
- наличие страхов;
- автономная игра;
- проявление требовательности
к организации стереотипной
Третий тип (уровень экспансии):
- проявление выраженной конфликтности поведения;
- быстрая пресыщаемость в любой деятельности;
- избирательность в контактах;
- наличие немотивированных страхов;
- речь монологична, не направлена на собеседника;
- взгляд «сквозь» человека;
- отсутствие использования местоимений первого лица.
Четвертый тип (уровень эмоционального контроля):
- проявление сензитивности
и повышенной ранимости в
- потребность в положительной
оценке и эмоциональной
- тесная связь с матерью;
- визуальный контакт носит прерывистый характер;
- речь может носить затухающий характер.
Мы применили данную классификацию к экспериментальной группе детей.
Уровни развития:
0-29 % - низкий уровень;
30-49% - ниже среднего;
50- 79% - средний;
80-100% - высокий.
Ι группа (от 0 до 29%) – было выявлено 3 ребенка. Это наиболее глубоко аутичные дети. В процессе обследования контакт так и не был найден. Сложилось ощущение, что эти дети хотели, чтобы их оставили в покое. Моторное развитие довольно ограничено у детей этой группы. Игровая деятельность не сформирована, выполнялись лишь процессуальные действия. У двух человек представления о цвете, величине, форме отсутствовали. Один ребенок соотносил единичные предметы, но только с помощью взрослого. Значительно был нарушен конструктивный праксис. В связи с тяжестью дефекта исследовать память и внимание зачастую было невозможно. У двух человек отсутствовали какие-либо средства коммуникации, один пользовался единичными жестами.
II группа (от 30 до 49%) – было выявлено 4 ребенка. Контакт у этой группы детей был нарушен в меньшей степени, но коммуникация осуществлялась формально, по инициативе взрослого. У детей проявлялись стереотипии и избирательность. Игровая деятельность не развита. Зрительный гнозис также недостаточно развит. Внимание неустойчивое, достаточно низкая концентрация. В процессе выполнения заданий дети быстро утомлялись. Речью пользовались лишь для обозначения своих потребностей. Во фразе присутствует обилие эхолалий и штампов. Коммуникативная активность осуществлялась с помощью жестовых средств.
III группа (от 50 до 79%) – было выявлено 3 ребенка. У этих детей достаточно развита моторика. В игре использовали предметы в соответствии с их функциональным назначением. Зрительный гнозис также достаточно развит. Выполнение заданий на исследование мышления, пространственных представлений, конструктивного праксиса было возможно, но только с помощью взрослого. Те задания, которые нравились и выполнялись, вызывали положительные эмоции у детей данной группы. Внимание по-прежнему недостаточно устойчивое. Дети быстро утомлялись, плохо переключались с одного вида деятельности на другой. Реакция на общение у этой группы детей как положительная, так и наблюдались трудности установления контакта. Речь отличалась монологичностью. Дети использовали различные средства коммуникативной активности при общении: слова, жесты.
IV группа (от 80 до 100%) – не было выявлено ни одного ребенка. К этому уровню могли быть отнесены дети, которые способны к установлению глазного контакта. В игре эти дети могли принять предложенную роль и игровые действия в рамках элементарного сюжета. Они бы узнавали и называли основные цвета, соотносили предметы по величине, называли геометрические фигуры, соотносили предметы с изображениями. Ориентировались как в собственном теле, так и на листе бумаги. Эмоционально адекватно бы реагировали на определенную ситуацию. У детей данной группы могли бы наблюдаться как положительные реакции на ситуацию общения, так и возникать трудности в установлении контакта. Дети использовали бы при коммуникативной активности словесные, мимические, жестовые, телесные средства.
Распределение обследуемых детей по группам представлено в
гистограмме 2.
Гистограмма 2 Уровни развития детей
Результаты логопедического обследования
При исследовании состояния артикуляционного аппарата у детей было выявлено, что у всех десяти человек имеются определенные нарушения.
У двух человек имеются анатомические дефекты строения челюстей, которые поспособствовали возникновению неправильного прикуса. В данном случае мы столкнулись с прогнатией (верхняя челюсть сильно выдается вперед). У одного ребенка было обнаружено неправильное строение зубов (расщелины между зубами). Высокое «готическое» небо было выявлено у одного человека. У трех детей при обследовании неподвижного артикуляционного аппарата выявили укороченную уздечку языка.
У основной части обследуемых детей были замечены трудности при выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата. А также плохо осуществлялся переход от одного движения к другому. Мышечный тонус нарушен у всех детей обследуемой группы.
При изучении состояния импрессивной речи было обнаружено, что обращенную речь не понимают два человека, у пятерых понимание обращенной речи ограничено, у трех - на бытовом уровне.
Исследуя экспрессивную речь, обращали внимание на следующие показатели:
- отсутствие речи;
- наличие отдельных
- наличие в речи эхолалий, штампов, стереотипий;
- наличие словосочетаний и отдельных фраз;
- способность к монологической речи.
Своеобразие речевой деятельности отмечалось у всех детей. В трех случаях мы увидели полное отсутствие речи. Два человека использовали слова и отдельные предложения. У четырех человек в речи наблюдались эхолалии.
Результаты логопедического обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты логопедического обследования
№ задания Обследуемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
Баллы |
Проценты, % |
1.Вова |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
25 |
2.Иван |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
33,3 |
3.Саша |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
1,5 |
12,5 |
4.Костя |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
58,3 |
5.Илья |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
41,6 |
6.Лена |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
66,6 |
7.Арсений |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
41,6 |
8.Дима |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
66,6 |
9.Юля |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
33,3 |
10.Гриша |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
4,2 |
Среднее значение |
1,3 |
1,1 |
1,3 |
0,9 |
4,6 |
38,3 |
1 – изучение состояния артикуляционного аппарата;
2 – исследование
3 - исследование импрессивной речи;
4 – исследование экспрессивной речи.
В ходе логопедического обследования было выделено несколько групп детей в зависимости от уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Пользовались классификацией И.Ю.Левченко, по которой выделяют четыре группы аутичных детей с речевыми нарушениями [53, с.208].
1.Низкий уровень развития речи (0-29 %) – характеризуется отсутствием речи, мотивацией к речевому общению. Развитие импрессивной стороны речи у детей данной группы очень слабо выражено. Эти дети отказываются от любых контактов на вербальном уровне, у них практически отсутствует пассивный запас слов. Слуховое внимание не развито. Ребенок не желает воспринимать, имитировать речь или подражать ей. Человеческая речь вызывает полный эмоциональный дискомфорт. В эту группу нами было включено три человека.
2.Уровень развития ниже среднего (30-49%) – дети этой группы имеют более сохранные возможности к развитию речи. Речь протекает автономно и представлена отдельными звукосочетаниями, возникающими отраженно и спонтанно при благоприятном расположении ребенка. Речевые возможности этих детей сравнимы с общими нарушениями речи первого уровня ОНР. В ходе нашего эксперимента, в данную группу вошло четыре человека.
3.Средний уровень развития (50- 79%) – дети этой группы имеют более высокий уровень развития речи. Речевые возможности приблизительно сравнимы со вторым или третьим уровнями ОНР. Но речь не обращена к конкретному лицу, то есть она «безлика», направлена в пространство. Ребенок не называет себя и не использует местоимений первого лица. О себе он говорит во втором или третьем лице. Речь насыщена эхолалиями, штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, звукокомплексами, словосочетаниями или отрывками отдельных фраз. Характерна интонационная окраска речи: голос звучит неестественно, немодулированно, иногда фальцетом. В эту группу было включено три человека.
4.Высокий уровень развития (80-100%) – характеризуется достаточным уровнем структурного развития. Ребенок владеет фразой, способен к монологической речи. Но ведение диалога может вызывать трудности. В речи присутствуют аграмматизмы. Могут возникать речевые стереотипии, штампы, характерно отсутствие адресата как слабое проявление автономности. В эту группу не вошло ни одного ребенка.
Анализ результатов логопедического обследования представлен в гистограммах 3, 4.
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом