Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: формирование нравственных качеств личности посредствам изучения литературы.
Предмет исследования – детская художественная литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Дать сущностную характеристику понятию «нравственность».
Проанализировать процесс нравственного воспитания личности.
Определить особенности восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать учебные программы по чтению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………… 5
1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5
1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9
1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18
Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………...28
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………36
2.3 Методические рекомендации………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по формированию нравственных качеств.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

В нашей работе мы попытались исследовать проблему формирования нравственных качеств личности посредством изучения литературы. Можно сделать однозначный вывод о том, что на сегодняшний день – это одна из основных проблем над которой нужно работать. Так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности.

Теоретический анализ проблемы позволил сделать следующие выводы:

Очень важно определять те качества личности, которые наиболее важны в младшем школьном возрасте. И делать акцент на эти качества.

 Нужно использовать различные  приемы, средства и методы, чтобы организовать правильное понимание нравственных качеств личности, добиться осознания этих качеств.

Большое внимание нужно уделять процессу организации работы над художественным произведением нравственной тематики. Правильно подбирать систему вопросов, учитывая специфику произведения. Вопросы должны быть направлены на выявление нравственной стороны произведения, их можно менять в зависимости от общего развития детей, их воспитанности. Следует избегать постановки вопросов, требующих лишь механическое воспроизведение текста, не заставляющих думать. Самое важное в беседе – выявить отношение детей к прочитанному, предложить им высказать свое мнение.

Результаты анкетирования детей показали низкий уровень сформированности нравственных качеств. Это говорит о том, что на уроках ведется работа без учета специфики уроков нравственной тематики. Не в полной мере используется воспитательный потенциал нравственных произведений.

Этический словарь поможет  добиться более высокого понимания и осмысления нравственных ценностей и мотивов через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.

 Статистика ответов четвероклассников  представлена в табл. 1.

Список использованных источников

  1. Артюхова,  И.  С.  Ценности  и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 534 с.
  3. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  4. Балатон, Ц. П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения/ Ц. П. Балатон, В. Д. Балатон. – М.: Просвещение, 1983.- 121 с.
  5. Божович, Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды./ Под редакцией Д. И. Эльконина/. – Воронеж, 2005.- 214 с.
  6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1999.- 216 с.
  7. Бондаревская,  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е. В. Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995- 361с.
  8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Под редакцией В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2003.- 420 с.
  9. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности/ О. Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 1977.- 211 с.
  10. Заславская, С. Г. Первые шаги/ С. Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1997.- 267 с.
  11. Карпов, И. А. Азбука нравственного воспитания/ И. А. Карпов. – М.: Просвещение, 1992.- 198 с.
  12. Кудина, Г. Н. Новлянская, З. Н. Литература как предмет эстетического    цикла    (Экспериментальный   курс)   //   Программы общеобразовательных учреждений.  Начальные классы (1-5). - По системе   Д. Б.Эльконина - В. В.Давыдова.  - М.:  Просвещение, 1996.- С. 138 - 140.
  13. Кутьева, Н. Д. Литература в начальной школе/ Н. Д. Кутьева. – М.: Педагогика, 1993.- 23 с.
  14. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология/ Н. Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1992.- 390 с.
  15. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой – М.: Педагогика, 1999- 461с.
  16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2005.-748 с.
  17. Педагогика  школы/ Под.  ред. Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 2001-387с.
  18. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников/ З. И. Романовская. – М.: Просвещение, 1998.- 190 с.
  19. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения/         В. А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1980.- 258 с.
  20. Толковый словарь В. И. Даля. – М.: Рипол Классик, 2002.-630 с.
  21. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА, 2009.-570 с. 
  22. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.-192 с.
  23. Щукина, Г. И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1985.-85 с.

 

Приложение

Таблица

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

  9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.Справедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2


 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы