Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

Гипотеза подтвердилась, мы пришли к следующим результатам: оптимизируя двигательный режим детей дошкольного возраста, мы сможем удовлетворить его потребности в двигательной активности и как следствие, улучшить здоровье, сформировать своевременное развитие моторной сферы.  Кроме того, учитывая проведение воспитателями и медперсоналом разнообразных оздоравливающих занятий с детьми дошкольного возраста, можно предположить, что совместная работа сотрудников ДОУ и родителей будет способствовать большей эффективности в сохранении здоровья детей.

На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов нами сформулированы следующие рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья.

Необходимо знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки.

Необходимо:

• создавать условия для удовлетворения биологической потребности ребенка в движении;

• обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

• способствовать осознанному и самостоятельному использованию ребенком определенного объема знаний и умений в различных условиях (в лесу, во время преодоления препятствий, при выполнении двигательных упражнений и т.д.);

• воспитывать у ребенка интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей;

• поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

Рекомендации для воспитателей ДОУ:

1. Провести  исследование по диагностике  Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с  целью изучения индивидуально-психологических  особенностей ребенка.

2. Организовать  консультации с родителями по  темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».

В организации занятий следует учитывать склонности детей.

Рекомендуются развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка.

Педагогам и родителям следует позаботиться о создании рационального двигательного режима в условиях детского сада и семьи, который должен включать разные виды занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, двигательная разминка между занятиями с преобладанием статических поз, физкультминутка, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и упражнения во время прогулок, походов в парк или близлежащий лес, плавание в бассейне, игры-досуги и т.д.).

Думаю, что проведенное нами исследование позволит воспитателям  по-новому взглянуть на проблему сохранения здоровья детей, а именно: следить за современными исследованиями, отыскивать оптимальные способы сохранения здоровья детей и всемерно этому способствовать.

Подготовленные нами рекомендации, методики и конспекты занятий могут быть использованы в практической работе сотрудниками детских дошкольных учреждений.

Список использованной литературы

 

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. /Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С.30-32.
  2. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 1987. 64с.
  3. Богина Т.Д., Терехина Н.Т.  Режим дня в детском саду. М.: Здоровье, 1981. 48с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. /Кн. Для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1997. 207с.
  5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
  6. Брязгунова И. П.  Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей. Оренбург, Изд-во Труд, 2000. 766с.
  7. Вавилова ЕЛ. Учиться бегать, прыгать, лазать, метать М.: Заря, 1993. 86с.
  8. Воротилкина И.П. Организация двигательной активности дошкольников. /Дошкольное воспитание. 1998. №6. С.17-21.
  9. Воспитателю о работе с семьей./Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. С.39-43.
  10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.: АРКТИ, 1999. 79с.
  11. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. /Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. С.28-38.
  12. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Просвещение, 1999. С.16-24.
  13. Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Калуга, 2001. 105с.
  14. Долотина О.П. Родители и дети. /Начальная школа. 1999. №8. С.70.
  15. Дошкольное воспитание. /Ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. М: Просвещение, 1989. № 5. С.10-23.
  16. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Актуальные аспекты формирования здоровья подростков /Российский педиатрический журнал. 1998. № 3 . С.57-61.
  17. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Роль адаптивных реакций в формировании здоровья детей. /Российский педиатрический журнал. 1999.  №2. С.42-57.
  18. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей. /Вестник ИГМА. 2000. № 12. С.12-21.
  19. Жданова Л.А., Бобошко И.Е. Охрана психического здоровья детей в условиях детские яслей. /Материалы Российской конференции "Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике" 26-28 мая 1999 г. Санкт Петербург - Иваново, 2000. С.39-47.
  20. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. /Ответственный редактор - начальник Управления дошкольного образования МО РФ Т.И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК). 320с.
  21. Иванов Е.С., Л.М. Шипицина. Дети с проблемами (расстройствами) в развитии и общество. /Тез. докл. и сообщ. III Междунар. конф. "Ребенок в современном мире". СПб., 1996. C.112-128.
  22. Инструктивно-методическое письмо "О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития" от 24.03.95г. N 42/19-15
  23. Инструктивно-методическое письмо "О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений" от 29.01.96г. N 90/19-15. М.: АКТ. 1999. 112с.
  24. Казаковская Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997. 86с.
  25. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Пособие для воспитателя дет.сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112с.
  26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. 432с.
  27. Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений "РАДУГА". Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гришавин и другие (институт общих проблем образования Минобразования России). Санкт-Петербург. Изд-во Акцидент,  2001. 118с.
  28. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. М.: Линка-пресс, 2000. 124с.
  29. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебное пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. 528с.
  30. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991. 117с.
  31. Латохина Л. Как быть здоровым душой и телом. /Дошкольное воспитание. 1999. № 1. С. 21-24.
  32. Мандров С.И., Жданова Л.А. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению. //Сб. научных трудов "Актуальные проблемы здоровья семьи". М.: 2000. С. 285-288.
  33. Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ. 1999. 89с.
  34. Петренко А.В. «Пермская область в цифрах и фактах». Изд. Красная звезда, Пермь, 2001. С.6-8.
  35. Подласый И.П. Педагогика. /Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. 432с.
  36. Пустыниикова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. Методические рекомендации. Пермь, 1994. 58с.
  37. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. /Социологические исследования. 2000. №10. С.130-133.
  38. Рунова М.Н. Характеристика моделей оптимального двигательного режима. /Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С.16-18.
  39. Сорокина А.В., Жданова Л.А., Мандров С.И. Преимущества биоритмологических методов диагностики здоровья детей //Вестник Ивановской мед. академии, 1997. Т.2. С.51-53.
  40. Социальная технология Научно-практической школы им. Ю.Р. Змановского «Здоровый дошкольник». М.: АРКТИ, 2001. С.12-24.
  41. Справочник педиатра. /Под ред. М.Я.Студеникина. М.: Издатель Пресс, Полиформ-3, 1997. 189с.
  42. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. Челябинск, 1997. 96с.
  43. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 1998. 58с.
  44. Федорова Л.Г., Л.Н. Клименов, С.А. Поляков. Анализ показателей состояния здоровья дошкольников города Перми. /Тез. докл. межрегион. научн.-практ. конф. "Валеологические аспекты образования". Пермь,  Звезда. 2001. С.13-18.
  45. Фертик Э.Р. Организация двигательной среды в дошкольном учреждении. /Дошкольное воспитание. 1995. № 2. С.16-24.
  46. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: ТЭИС, 1993. 97с.
  47. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Здоровье,  1998. 102с.
  48. Чиркова Т.Н. Учет индивидуально–психологических особенностей детей. /Дошкольное воспитание. 1986. №5. С.38-42.
  49. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями. /Начальная школа. 1994. №11. С.75-76.
  50. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.3-8.
  51. Газета «Наш Соликамск» [23.10.2002] № 234(12)
  52. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. М., Госкомстат, 2001. С.12-16.

Приложение

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей