Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию “спаренных” групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается[13,С.40].

Возрастная группа является в детском учреждении основной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка[48,С.18].

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения “развивающей среды”. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых[48,С.20].

 

1.2.3. Охрана  и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания  в дошкольных учреждениях

 

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование "психологического благополучия ребенка" звучит как бессмысленное словосочетание[1,С.30]. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детских садах сегодня таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти - с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью[47,С.14].

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых - педагогов и родителей[15,С.10].

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей[8,С.17].

Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада обязательно вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. При возможности, следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми, зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые[7,С.21].

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что у младших дошкольников произвольная двигательная деятельность  (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь     1-3% [3,С.22].

Двигательная активность дошкольников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Дошкольникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма дошкольника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии сказываются на сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению[51,С.42].

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

Двигательный режим дошкольника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

При систематических  занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органов и всего организма ребенка. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Итак, важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых и увеличилось число детей имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей выделяет следующие группы здоровья:

  1. здоровые дети с нормальным уровнем пульса, нормальным развитием;
  2. здоровые дети, но  имеющие функциональные и морфологические отклонения, а также низкую сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
  3. больные дети и подростки, имеющие хронические заболевания;
  4. больные дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации;
  5. больные дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями[28,С.64].

 

Особый интерес здесь, в области сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду, вызывает авторская программа “Истоки” (Авторский коллектив - научные сотрудники центра “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца. Научные редакторы: Л.А.Парамонова, кандидат педагогических наук, А.Н.Давидчук, кандидат педагогических наук, С. Л. Новоселова, кандидат психологических наук, К. В. Тарасова, доктор психологических наук, Л. Ф. Обухова, кандидат психологических наук, Т.И.Алиева, кандидат педагогических наук). Рассмотрим её более подробно, с точки зрения применения в работе ДОУ.

Программа “Истоки” разрабатывалась по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца, и учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания.

Названием программы авторы стремились подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (А.В. Запорожец), т. е. дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, реализовать индивидуально-ориентированный подход к детям[48,С.24].

В программе “Истоки” ребенок является центральной фигурой образовательного процесса.

Цель программы - разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья[20,С.79].

Содержание программы ориентировано на возрастные периоды. Раннее детство: младенческий возраст (от рождения до 1 года); ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Дошкольное детство: младший дошкольный возраст (3-5 лет); старший дошкольный возраст (5-7 лет). Такое возрастное деление было определено авторами, как указывалось выше, в связи концепцией психологического возраста как этапа, стадии детского развития. Раздел программы, посвященный каждому психологическому возрасту, начинается с характеристики возрастных возможностей и ведущей деятельности в этом возрасте (общение, предметная деятельность, игра) [20,С.80].

Задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. По этим же линиям в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы программы каждую выделенную ими основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы. В данном работе представим их лишь в общем виде.

Физическое развитие так же, как и все разделы, представлено по возрастным периодам. В младенческом возрасте ставятся задачи развивать сенсомоторную активность ребенка и движения, обеспечивающие перемещение в пространстве, способствовать формированию умения действовать с предметами.

В раннем возрасте направлено на:

- охрану  и укрепление здоровья детей, психофизическое развитие и закаливание организма:

- формирование  двигательной активности, основных  жизненно важных движений, сохранение  устойчивого положения тела, развитие  мелкой моторики;

- воспитание  умения самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами.

В младшем дошкольном возрасте направлено на:

- охрану  и укрепление здоровья, формирование  правильной осанки, гармоничного телосложения, развитие мелкой моторики;

- совершенствование  функциональных возможностей детского  организма;

- обогащение  двигательного опыта;

- развитие  произвольного выполнения двигательных  действий;

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей