Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

- умеренное  стимулирование развития двигательных  способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости и др.).

В старшем дошкольном возрасте направлено на:

- знакомство  детей с доступными способами  укрепления здоровья;

- формирование  потребности в ежедневной двигательной  активности;

- повышение  уровня произвольности двигательных  действий;

- развитие  двигательных качеств и способностей (ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, силу)[20,С.82].

В разделе, раскрывающем содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста в области физического развития, представлены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические (танцевальные) движения, упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде, приводится примерный двигательный режим. Содержатся также необходимые данные для каждого возраста, ориентируясь на которые взрослые могут судить о физическом развитии детей. К ним относятся средние показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки; сроки появления зубов; жизненная емкость легких; сила мышц кистей рук; физическая работоспособность; минимальные показатели развития моторики для девочек и мальчиков. В программе каждого возрастного периода в специальном разделе “Здоровье” (кроме "младенческого возраста) представлены примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям; закаливанию; культурно-гигиеническим навыкам; психическому здоровью и безопасности в дошкольном учреждении и общественных местах) [20,С.89].

Так, следуя основным принципам этой программы,  работа с детьми в области охраны и укрепление здоровья в МДОУ №44 г. Соликамска выглядит следующим образом. Для более качественной работы по оздоровлению все дети в детском саду разделены по группам здоровья:

Таблица 1

Год

1 группа

2 группа

3 группа

1996 г.

29 детей, что составило 18%

98 детей – 61%

34 ребенка – 21%

1997 г.

21 ребенок – 13%

110 детей – 69%

29 детей – 18%

1998 г.

16 детей – 10%

120 детей – 75%

24 ребенка – 15%

1999 г.

-

130 детей – 81%

30 детей – 19%

2000 г.

6 детей – 4%

138 детей – 86%

16 детей – 10%


 

Анализируя показатели этой таблицы, можно наблюдать, что здоровых детей с каждым годом становилось все меньше и меньше. Для того чтобы исправить ситуацию  высокой заболеваемости в ДОУ создали наилучшие условия для игр и занятий детей, разработали план мероприятий по снижению заболеваемости.

С целью профилактики и снижения заболеваемости в детском саду стали проводить закаливание холодной водой, контрастное закаливание, хождение босиком, воздушные ванны, дыхательную гимнастику, массаж рефлекторных зон, полоскание ротовой полости и горла с добавлением лекарственных трав, хождение по солевой дорожке, фитотерапию, сон при открытой форточке, ходьбу по гальке. Вместе с тем наладили систематическую работу с часто болеющими детьми. Выделены две диспансерные группы детей: дети с заболеваниями мочевыводящей системы и дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Для каждой группы разработан ряд лечебно-профилактических мероприятий и комплексы оздоровления. Во всех возрастных группах еженедельно, согласно сетке занятий, проводится 3 физкультурных занятия (2 - в зале, и 1 - на свежем воздухе) разных видов: сюжетные под музыку, комплексные, путешествия с использованием планов и лабиринтов, где большое внимание уделяется формированию выразительности детских движений. Физкультурный зал оснащен необходимым физкультурным оборудованием - стационарным и не стандартным. Имеются тренажеры, модули разной величины и формы, большие и маленькие мячи для профилактики сколиоза, для дыхательной гимнастики. Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов особое место уделено играм, связанным с развитием мелкой моторики руки, имеющим большое значение для общего физического и психического развития ребенка.

Особое место в области сохранения здоровья детей занимает действующий плавательный бассейн детского сада. Педагоги на занятиях изобразительной деятельности, развитию речи, математики в самостоятельной деятельности и во всех режимных моментах используют материалы по развитию мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнастики, физкультминутки, в которых раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, имеющих место в перерывах между занятиями. В детском саду работает фитобар, где дети могут послушать спокойную музыку, послушать щебетание птиц, выпить фиточай. Кроме того, оформлена «фитотека» с рецептами витаминных чаев, аппетитных чаев при заболевании верхних дыхательных путей согласно рекомендациям педиатра. Что дало, конечно, свои результаты - заболеваемость детей в ДОУ за последние два года снизилась на 12%.

Итак, система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм, методов работы направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитию физических качеств, получения дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его  жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В системе физического воспитания используются  психогигиенические, эколого-природные факторы, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка[20,С.101]. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать. Движение, физические упражнения считаются  специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей[7,С.33]. Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной  возрастной группе.

Каждое ДОУ имеет право на свою систему физического воспитания; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким  формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп также по своему усмотрению останавливают выбор на тех или иных системных и эпизодичных физических  мероприятиях, подчинив их  решению выдвинутых задач.

Система физического  воспитания строится на определенных принципах:  

  • Принцип оздоровительной направленности. Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Он обязан обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей.
  • Принцип разностороннего развития личности. При решении специфических физических задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
  • Принцип гуманизации и демократизации. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей – вот что лежит в основе педагогического процесса. Демократизация физического воспитания предполагает предоставление воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми.
  • Принцип индивидуализации. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка[30,С.20].

Таким образом, состояние здоровья воспитанников является также и оценкой эффективности системы физического воспитания в целом и двигательного режима в частности.

 

1.3. Современные  подходы к созданию системы  здоровьесберегающего образования

 

В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И.И.Мечникова, П.Ф.Лесгафта, Н.А.Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание ее долгое время оставалось недостроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие “здоровье” ассоциируется с терминами “медицина” и “здравоохранение”, несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу: “Здоровый образ жизни – это недопущение болезней!”. Термин “Здоровье” до сих пор остается абстрактным понятием, даже если учесть, что различными специалистами предложено множество определений[45,С.17].

Одно из направлений интегративной науки о здоровье определяется современными учеными как валеологическое (здоровьесозидающее) образование – система, обеспечивающая разностороннее развитие, оптимальную деятельность, социальную адаптацию, самоактуализацию, увеличение резервов здоровья и достижение активного долголетия человека[45,С.19]. По мнению профессора В.В. Колбанова, валеологическое образование в России, в отличие от западноевропейского и американского типов, имеющих узко профилактическую направленность, базируется на национальных приоритетах, традициях и нравственных ценностях, активной здравотворческой стратегии[25,С.19]. Один из основных валеологических подходов связан с разработкой здравотворящих педагогических технологий как залога здоровья и работоспособности и педагога, и ребенка.

Так, в дошкольных учреждениях г. Соликамска сегодня ищется позитивный опыт создания обновленных условий в детский садах, с применением эффективных оздоровительных технологии, и уже получены обнадеживающие результаты:

  • значительно снизились показатели заболеваемости;
  • создан благоприятный микроклимат в детских и педагогических коллективах;
  • повысился интерес детей, сотрудников и родителей к здоровому образу жизни;
  • в ДОУ ведутся “Дневники здоровья”, в которых дети сами отмечают свои достижения, создают образы “Страны Здоровья”, учителей здоровья, отмечают своё настроение, рисуют полезные и вредные для здоровья предметы;
  • практически все педагоги за счет включения в систему саморазвития и самопознания повысили уровень своего профессионального мастерства, многие поступили в высшие учебные заведения, защитились на высшую и первую категории, организуют творческие группы и клубы “Здоровья”;
  • в нескольких ДОУ (№ 44, №45) созданы комнаты Здоровья, где дошкольники могут отдохнуть, самостоятельно проверить некоторые показатели своего здоровья: пульс, силу, реакцию, частоту дыхания и т.п., позаниматься у «Стенки здоровья», нарисовать что-то или выполнить задание в своих дневниках здоровья;
  • богатый материал накоплен для создания предметной развивающей среды: дидактические игры, куклы-учителя здоровья, альбомы, книги, журналы, атрибутика для проведения оздоровительных мероприятий;
  • возникают родительские объединения, клубы “Здорового образа жизни”[54,С.3].

Сегодня детскому саду нужны не простые уроки здоровья, оздоровительные мероприятия различного уровня. Должна быть в каждом ДОУ стройная система сохранения, укрепления и формирования здоровья. Лечить людей - это удел медиков, а вот воспитать у детей стремление быть здоровыми, сохранить здоровье ребят в учебно-воспитательном процессе - это работа педагогов.

 

1.3.1. Здоровье - категория педагогическая

 

Стремясь мысленным взором заглянуть в ХХI век и представить себе, какими будут Россия и её народ в третьем тысячелетии, мы не можем не думать о том, каким будет наше дошкольное образование - та сфера жизни общества, которая в решающей мере определяет наше будущее. Ибо именно в ней из подрастающих поколений страны формируется народ, его интеллектуально-творческий, духовно-нравственный, психически-волевой и телесно-физический образ[6,С.117]. Сегодня мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах и странах ситуация со здоровьем детей такая же трагическая, как и в неблагополучных? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? Дело в том, что такие масштабные популяционные трагедии никогда не начинаются вдруг. Они готовятся исподволь в течение длительного времени - десятилетий, и даже столетий. Поэтому, несмотря на то, что объяснений описанным выше трагическим фактам предлагается множество, но и вопросов к "объяснителям" остаётся ничуть не меньше. К тому же приведённые объяснения ни педагогов, ни родителей, ни к чему не обязывают - ведь все перечисленные причины от них вроде бы не зависят, а значит их собственной вины в той трагедии, что происходит с детьми, как бы и нет. Однако это не так[6,С.120]. Все эти объяснения исходят из традиционного представления о здоровье как категории медико-биологической. Но это неверное представление. “Как же так?” - спросите вы, - разве здоровье человека не зависит от того, в каких условиях он живёт, чем он дышит, что и сколько он ест?” Зависит, но не в решающей степени. Всё дело в том, что здоровье человека как социально-духовного существа - это категория не медицинская и даже не биологическая. Медицинская категория - это болезнь. А здоровье - это мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного существа в единстве его телесных, психических, духовно-нравственных и интеллектуально-творческих характеристик. Причём эта жизнеспособность, эти резервы не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания. И только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же несообразное природе разрушает и истощает их от поколения к поколению[6,С.129]. А это уже область педагогики.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей