Формирование представлений о ЗОЖ у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время повышение уровня физического развития детей, улучшение состояния их здоровья являются основными направлениями в работе любого детского сада, т.к. данные статистики красноречиво показывают о снижении этих показателей среди детей дошкольного возраста. Поэтому я считаю, актуальной проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Содержание

Ведение 1
ГЛАВА 1. Педагогические и психологические аспекты сохранения и укрепления здоровья детей в детских дошкольных учреждениях 14
1.1. Анализ ситуации здоровья детей в системе образования 14
1.2. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада 16
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 18
1.2.2. Организация и условия развития ребенка в ДОУ 24
1.2.3. Охрана и укрепление здоровья детей. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях 27
1.3. Современные подходы к созданию системы здоровьесберегающего образования 37
1.3.1. Здоровье - категория педагогическая 39
Выводы 42
ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении 43
2.1. Педагогическая модель организации валеологического образования в дошкольном учреждении 44
2.2. Организация двигательного режима в ДОУ 51
2.2.1. Современные подходы к организации двигательного режима в ДОУ 55
2.3. Основные направления работы МДОУ № 44 г. Соликамска по сохранению здоровья детей 60
2.3.1. Спортивно-оздоровительная, медицинская и воспитательно-образовательная работа 63
2.3.2. Условия пребывания детей в ДОУ 70
2.3.3. Закаливающие процедуры 76
2.3.4. Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ 78
2.3.5 Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении 81
2.3.6. Система коррекционной работы с детьми 84
2.4. Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения 87
2.5. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей 104
Выводы. 109
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа 111
3.1. Изучение воздействия различных физических упражнений на организм детей 114
3.2. Констатирующий эксперимент 124
3.3. Формирующий эксперимент 127
3.4. Контрольный эксперимент. 133
Выводы. 136
Список использованной литературы 144
Приложение 147

Вложенные файлы: 1 файл

Сохранение здоровья детей в ДОУ.docx

— 252.09 Кб (Скачать файл)

Следовательно, здоровье - категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Именно в этом - корень проблемы. И главная причина нынешнего нездоровья нации – это тот нерациональный способ и система воспитания детей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эта система породила эволюционную цепь телесной, психической и духовно-нравственной деградации сменяющих друг друга поколений не только у нас в стране, но и практически во всей современной цивилизации. В результате большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. А родители и воспитатели ещё более усугубляют их состояние. Раньше, когда не было всех этих комфортно-расслабляющих приспособлений цивилизации, с помощью которых родители “облегчают” себе и своему ребёнку жизнь (коляски, каталки, всякого рода подпорки), дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причём большей частью - на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, развивалось телесное чувство пространства - начало психической сути человека. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм таким образом, что движение - основной принцип его бытия, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения, особенно в первые месяцы и годы жизни ребёнка, ведёт к блокировке его генофонда, к задержке телесного и психического развития. А что делают современные родители (да и воспитатели детских садов и яслей)? Они делают всё для того, чтобы дети с самого раннего возраста двигались как можно меньше. Сажая их на различного рода коляски и каталки, за столы и стулья и лишая необходимой телесно-моторной и мышечной активности. “Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея в них семена немощи и болезней на всю оставшуюся жизнь, - и взрастают целые поколения “расслабленных”[16,С.57]. Выход, конечно, есть. Прежде всего, необходимо прекратить безответственное и бесконтрольное со стороны медиков и родителей экспериментаторство в системе дошкольного образования, а также устранить из педагогического процесса все перечисленные выше условия и факторы, приводящие к потере здоровья детей. Нужно привести педагогические технологии в соответствие с законами становления и развития детского организма и детской психики, т.е. сделать их природосообразными[16,С.59].

 

Выводы

 

Итак, отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится - человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели охраны жизни и здоровья детей; заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии; интеллектуально-личностного развития дошкольника  (наличие специальных учебных образовательных программ по развитию ребенка); степень соответствия услуг запросам и ожиданиям родителей.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм, методов работы направленных на сохранение и укрепление здоровья, и всестороннее физическое развитие детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья ребенка. Основная задача детского сада - воспитать всесторонне развитого, психически и физически здорового ребенка, развить творческие и умственные возможности ребенка.

 

 

 

ГЛАВА 2. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении

 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Важно строить все образовательные программы в соответствии с конкретным состоянием здоровья детей.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации возможности в жизни каждого ребенка трех моментов: полного удовлетворения потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений;  желательно учитывать сезонные особенности. Поэтому в детском саду необходимо иметь два, а лучше четыре сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна, бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении[34,С.66].

 

2.1. Педагогическая  модель организации валеологического  образования в дошкольном учреждении

 

Валеология (от латинского - здравствую) - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология - направление, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами[24,С.22].

В педагогической валеологии определены два направления:

1. Педагогические  аспекты валеологического образования.

2. Валеологические  основы общего образования[20,С.166].

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И.И.Брехманом в 1980 г. И этот термин оказался сегодня особенно актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».

В среднем по России 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут  считаться здоровыми. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является и система образования[55,С.16].

На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют привитие духовных качеств молодому человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью[20,С.22]. Понятно, что знания нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы и переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

1) понятие  «здоровье», как область человеческой  культуры, включает в себя в  единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими  движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

2) здоровье  человека - это результат его собственной  деятельности;

3) уровень  здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

4) здоровье - это уровень адаптивных возможностей  организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

5) здоровье  каждого человека находится в  зависимости от здоровья окружающих его людей;

6) система  массового образования является  механизмом здоровьетворения ребенка  и в целом человечества, ибо  почти каждый человек связан  с ней всю свою жизнь: когда  учится сам, когда учатся его  дети, и когда учатся его внуки[28,С.45].

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (имунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок[28,С.47].

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

  • валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;
  • создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха дошкольников и школьников - педагогическая валеология[15,С.19].

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.

1. Принцип  природосообразности 

 На основе  этого принципа система воспитания  и образования должна строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку:

n  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

n  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

n  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми) [32,С.285].

Этот принцип может быть реализован через содержание образования, через методы стимулирования у ребенка стремления постоянно отвечать на вопросы: «кто я? что я? зачем я? откуда я?» и продвижения ребенка с одной ступени развития на другую.

2. Принцип  уникальности личности.

 Цель  и смысл образования - развитие  уникальности и неповторимости  каждого ребенка. Детей не нужно делать одинаковыми, не нужно их усреднять, «подтягивать» одного до другого, сравнивать друг с другом, провоцируя агрессию и нездоровье детей.

3. Принцип  дополнения.

 Реализация  этого принципа ведет к принятию  и осознанию того, что:

n  природа творит все на земле и человека, в том числе как дополнение друг к другу;

n  люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку нужна помощь других людей;

n  без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя;

n  к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.

4. Принцип  безусловной любви.

 Ответственное  отношение ребенка к своему  здоровью можно воспитать только  в том случае, если ребенок  чувствует свою нужность и  желанность для близких ему людей. В свою очередь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение и к окружающей действительности.

5. Принцип  неопределенности.

 Этот  принцип реализуется на основе  логики развития ребенка и  взрослого человека. Реализация  этого принципа открывает путь  к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они получат вместе в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании. 

6. Принцип  проектировочного образования.

 Реализация  этого принципа начинается с  освоения детьми способа организации своей деятельности,  который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с  анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.

Информация о работе Формирование представлений о ЗОЖ у детей