Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.
Задачи исследования:
Дать характеристику и сущность понятия самооценка.
Проанализировать особенности самооценки старших дошкольников.
Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты формирования самооценки в дошкольном возрасте
7

1.1 Сущность и содержание понятия «самооценка»

1.2 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте
11
Глава 2
Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
32

2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования

2.2 Коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста
39

2.3 Оценка эффективности проведенных мероприятий
53
Заключение
58
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 654.50 Кб (Скачать файл)

А теперь сравните эти фрукты на вкус (отрезать по кусочку каждого фрукта), что можно сказать о банане? - Он сладкий, мягкий.

Яблоко - кисло-сладкое, сочное, твердое.

- Как  мы узнали? -

- На вкус, который мы ощущаем ртом.

Очень хорошую посылку нам прислала обезьянка. Мы смогли их, и пощупать, потрогать, рассмотреть, понюхать и попробовать.

 

ИГРЫ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

Игра «Что мы слышим».

ЦЕЛЬ. Развивать умение быстро сосредоточиться.

ОПИСАНИЕ.

1.Вариант.

Ведущий предлагает детям послушать, как тикают часики в комнате. Затем послушать звуки за окном, за дверью.

2.Вариант.

Ведущий предлагает детям закрыть глаза, послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, в комнате, где проходит занятие. Затем дети рассказывают кто, что услышал   и запомнил.

3.Вариант. «Угадай, кто подал голос».

Эта игра особенно рекомендуется детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, страхами, высокой тревожностью. Сосредоточение внимания на звуках, при выключенном зрительном анализаторе способствует быстрому успокоению гиперактивных детей. А поскольку все нормально-слышащие дети дифференцируют те или иные звуки, создается ситуация успеха, появляется чувство уверенности в себе.

 

Игра «Послушай и сосчитай».

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

ОПИСАНИЕ. Дети закрывают глаза. Ведущий хлопает в ладоши или ударяет в    бубен. Дети должны сосчитать удары.

• При выключенном зрительном анализаторе слуховое внимание развивается более эффективно.

 

Игра «Будь внимателен».

ЦЕЛЬ. Стимулирование внимания: обучение быстрому и точному реагированию на звуковой сигнал.

ОПИСАНИЕ. Ведущий говорит: «Сегодня мы отправимся в воображаемый зоопарк. Раз, два, три - в зоопарке мы, а в нашем зоопарке живут...»

а) Ведущий показывает движения, соответствующие тому или иному животному.

Дети повторяют. Разучив движения, ведущий дает команды, дети выполняют движения сами.

КОМАНДА

ДВИЖЕНИЕ

«Аисты»!

Стоять на одной ноге.

«Зайчики!»

Дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки!»

Дети ударяют ногой о пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки!»

Дети пятятся, как раки (спиной).

«Вороны!»

Дети бегают, раскинув руки, имитируя полет птицы, каркают.

«Лягушки!»

Присесть и скакать вприсядку.

«Собачки!»

Дети сгибают руки, имитируя движение, когда собачка служит

«Курочки!»

Дети ходят, «ищут зерна" на полу и произносят: "Ко-ко-ко!".

«Лисички!»

Дети бегают, оглядываясь то вправо, то влево, имитируя движения хитрой лисы, заметающей своим хвостом следы.


 

б) Ведущий дает свисток:

1 свисток - дети показывают движения аиста;

2 свистка - движения ворон или лягушек;

3 свистка - идут по кругу.

Самые внимательные отмечаются.

• Игровая   ситуация побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Дети, двигаясь в ограниченном пространстве игровой комнаты, учатся не толкаться, считаться друг с другом, внимательно относиться к другим, так например, выполняя движение "лягушек", необходимо зафиксировать внимание детей на том, чтобы не наступить друг другу на руки.

 

ТЕМА 3: «ЯЗЫК ЖЕСТОВ».

Этюды на выразительность жеста

ЦЕЛЬ. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

 

ЭТЮД «ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК».

ОПИСАНИЕ. Ребенка заколдовали, он не может говорить, на вопросы отвечает жестами, показывает на различные предметы и указывает направления: оделся, поел, вымыл руки, пошел и т.п.

 

ЭТЮД  «ВОТ ОН КАКОЙ».

ОПИСАНИЕ. Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий и т.п.

 

ЭТЮД «ТИШЕ!»

ОПИСАНИЕ. Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу «Тише!».

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови "идут вверх".

 

ЭТЮД «ОТДАЙ».

ОПИСАНИЕ. Ребенок требует отдать игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально, ладонями кверху.

 

ЭТЮД «ИДИ КО МНЕ».

ОПИСАНИЕ. Мальчик (девочка) манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 

ЭТЮД «ДО СВИДАНИЯ».

ОПИСАНИЕ. От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднято рукой: «До свидания!»  «До встречи!».

 

ЭТЮД «НЕ ПОКАЖУ».

ОПИСАНИЕ. Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди, и расставив локти, вертится из стороны в сторону: "Не покажу".

 

ЭТЮД «ИГРА В СНЕЖКИ»

ОПИСАНИЕ. Зима. Дети в саду играют в снежки.

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрыв пальцы.

 

Игра «Кто это».

ЦЕЛЬ. Научить детей по характерным движениям и жестам узнавать животных.

ОПИСАНИЕ. Дети сидят по кругу.

Ведущий раздает карточки, на которых нарисованы животные. Рисунки животных повторяются на двух карточках. Карточки никому не показываются. Ребенок начинает показывать движениями  и жестами животное, изображенное на его карточке. Тот ребенок, у которого карточка с таким же животным, должен молча выйти и встать рядом с ребенком, изображающим животное. Теперь он показывает животное, изображенное на карточке. Все дети угадывают. Если правильно угадали, дети, изображающие животных, показывают свои карточки.

 

 

ПАНТОМИМИКА.

ЦЕЛЬ. Развитие пантомимики, изучение выразительных движений.

ОПИСАНИЕ. Ведущий просит детей показать, как ведет себя человек в разных ситуациях:

- когда  у него болит голова или живот;

- когда  ему жарко или холодно;

- когда  он съел лимон или сладкую  конфетку.

 

Дети, как правило, знают жестикуляцию и умеют пользоваться ею. Игры, этюды и упражнения на развитие жестикуляции и пантомимики являются так же диагностическими. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, порывистой, робкой, энергичной, либо вообще отсутствовать. Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь, может быть причиной повышенной тревожности и углубления астенических черт характера. Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Затем можно провести мини-конкурсы "Кто лучше пройдет, как лисичка, медведь, зайчик и т.п.". Эти игры доставляют детям много радости, хотя и представляют собой интенсивный тренаж.

 

ТЕМА 4: « ЯЗЫК ЧУВСТВ»        

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.

ЦЕЛЬ. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

 

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА (ЛЮБОПЫТСТВО)

 «Что  там происходит».

ОПИСАНИЕ. Мальчики стояли в тесном круге и что-то рассматривали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка "Что там происходит?" - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза. Выдвинув одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, один рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

 

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ  УДИВЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ. Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

 

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

ОПИСАНИЕ. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

 

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ

ОПИСАНИЕ. Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

Мой дом - у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком.

                          (М.Танич)

Затем один ребенок показывает,   какое лицо у Карлсона, а другой - какое лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения:

1. Надуть  щеки.

2. Улыбка.

 

ЭТЮД  «ВСТРЕЧА С ДРУГОМ» (РАДОСТЬ)

ОПИСАНИЕ. У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал на дачу. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

Выразительные движения.

 

ЭТЮД «ОСТРОВ ПЛАКС» (ПЕЧАЛЬ, СТРАДАНИЯ)

ОПИСАНИЕ. Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

 

ЭТЮД «СТРЕКОЗА ЗАМЕРЗЛА".

ОПИСАНИЕ. Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок.

Стрекоза дрожит от холода:

холодно, холодно                      Мне некуда деться.

Ой-ёй-ёй-ёй!                              Сугробов не счесть.

         Голодно, голодно,                       Пустите погреться,

         Жутко зимой.                               И дайте поесть

 Мимика. Приподняты и сдвинуты брови; стучать зубами.

ЭТЮД «СОЛЕНЫЙ ЧАЙ» (ОТВРАЩЕНИЕ).

ОПИСАНИЕ. Бабушка потеряла очки, и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара - мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе чая и, не глядя, положил в него две ложки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

 

ЭТЮД «ДВА СЕРДИТЫХ МАЛЬЧИКА» (ГНЕВ)

ОПИСАНИЕ. Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся…

ЭТЮД «ПРОВИНИВШИЙСЯ» (ЧУВСТВО ВИНЫ)

ОПИСАНИЕ. Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения. Голова наклонена вперед, и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тола.

Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опушены.

 

ЭТЮД «СТРАХ»

ОПИСАНИЕ. Мальчик боится одиночества. Он не подвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

Выразительные движения. Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт, как бы для восклицания.

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.  
Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.  
Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. 
В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникнуть яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых   детей.

Информация о работе Формирование самооценки детей дошкольного возраста