· приучайте детей младшего
школьного возраста сидеть в автомобиле
только на заднем сиденье, не разрешайте
сидеть рядом с водителем, если переднее
сиденье не оборудовано специальным детским
сиденьем. Объясните им, что при резкой
остановке или столкновении сила инерции
бросает ребенка вперед, и он ударяется
о стекло передней панели; этого достаточно,
чтобы он погиб или был сильно ранен;
· не разрешайте малолетнему
ребенку во время движения стоять на заднем
сиденье: при столкновении или внезапной
остановке он может перелететь через спинку
сиденья и удариться о переднее стекло
или панель;
· ребенок должен быть приучен
к тому, что первым из автомобиля выходит
отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку
и довести его до перехода или перекрестка;
· не разрешайте детям находиться
в автомобиле без присмотра;
· ребенок должен знать, что
на велосипеде разрешено перевозить только
одного ребенка до семи лет и то при условии,
что велосипед оборудован дополнительным
сиденьем и подножками.
При поездке в общественном
транспорте:
· приучите детей крепко держаться
за поручни, чтобы при торможении ребенок
не получил травму от удара;
объясните ребенку, что входить
в любой вид транспорта и выходить из него
можно только тогда, когда он стоит.
Приложение 5
Игры по ОБЖ
Пожарная безопасность
«Можно-нельзя»
Воспитатель показывает детям
карточки с изображением различных предметов.
Дети называют предметы и говорят, можно
ли их брать или включать без взрослых.
«Добавь слово»
Воспитатель читает
строчки стихов, а дети добавляют недостающее
слово.
Выпал на пол уголек, деревянный
пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой, а
залей его … водой.
Если младшие сестрички, зажигают
дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички … отобрать.
Со спичками игры опасны всегда,
От маленькой искры большая
… беда.
Раскалился если вдруг электрический
утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из … розетки.
Этот темный, теплый дом, сто
сестричек живет в нем,
И любая из сестер может вспыхнуть,
как костер.
Опасные сестрички тоненькие
… спички.
Если вдруг пожар возник, ты
обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
о пожаре … сообщить.
«Для кого огонь –
друг»
Воспитатель задает вопросы,
а дети отвечают: «Это я, это я, это все
мои друзья». Но отвечают не на все предлагаемые
вопросы, а только на те, ы которых действия
детей считают правильными. Если они знают,
что так делать нельзя, то молчат.
- Кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, говорит:
«Пожар, горим»?
- Кто из вас шалит с огнем утром,
вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире,
позвонит по 104?
- Кто костров не разжигает и
другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички
прячет, дети, дома спички?
- Расскажите мне о том, кто из
вас шалит с огнем?
«Кому что нужно?»
Среди имеющихся карточек дети
выбирают те, на которых изображены предметы,
необходимые в работе спасателей-пожарных,
врачей, милиционеров и т.д.
«Назови ошибки Незнайки»
Воспитатель читает
текст, останавливаясь после каждого предложения.
А дети говорят о том, что Незнайка сделал
неправильно.
« Остался Незнайка дома один.
Смотрел телевизор. Холодно ему стало.
Нашел он в шкафу электрообогреватель
и включил его, не вынимая из шкафа.
И опять сел смотреть телевизор. А там
показывали мультфильм про день рождения.
Решил тогда Незнайка сделать маме сюрприз
– испечь торт. Не включив телевизор
и обогреватель, он ушел на кухню, захватив
с собой мамину книгу рецептов. Взял он коробок
со спичками, зажег одну из них. Но
обжег пальчики и бросил на пол.
Со второй спички получилось – возле горелки
появилась корона из синего огонька. Положил Незнайка
на плиту книгу и попробовал замесить
тесто. Да не успел – заметил пламя от
загоревшейся книжки. Схватил он газету
и начал пламя сбивать. Но оно еще больше
разгоралось. Побежал Незнайка в комнату
, а там из шкафа дым идет – от электрообогревателя
одежда загорелась. Вспомнил он, что и
телевизор без присмотра оставлять включенным
нельзя. Да только из-за дыма не смог до
розетки добраться. Побежал он к телефону
пожарных вызывать, а какой номер надо
набрать, забыл. Набрал 100 – нет гудков,
111 – не отвечают. А пожар все разгорается.
Хорошо, что в телефонной книжке заметил
он первый номер 101. Его и набрал. Приехали
пожарные и Незнайку спасли, и пожар потушили.
Вот только сюрприз для мамы получился
плохой».
«Спасение малыша»
В этой игре дети – пожарные.
Им надо добраться до кукол, минуя все
преграды. Куклы сидят на стульях. Преграды
– ленточка, которую надо перепрыгнуть,
обруч на полу, в который надо запрыгнуть
и т.д. Из игроков формируются 2 команды.
Выигрывает та команда, которая быстрее
другой «спасет» всех.
«Кошкин дом»
Игроки делятся на 2 команды,
выстраиваются друг за другом и несут
в маленьком ведерке воду и выливают в
поставленную возле домика емкость и,
возвращаясь к своей команде, передают
ведерко следующему. Побеждает та команда,
которая первой наполнит емкость до отметки,
сделанной воспитателем.
«Чья машина быстрее
приедет на пожар?»
К машинкам привязывают веревочки,
свободный конец которых дети наматывают
на карандаш. Выигрывает тот, чья машина
первая, не перевернувшись, доедет до намеченной
черты.
Правила дорожного
движения
«Перекресток»
Воспитатель назначает 4 ведущих,
двое из которых получают красные кружки,
двое других – зеленые. Остальные дети
будут изображать пешеходов и автомобили.
По свистку воспитателя ведущие поднимают
соответствующие кружки: а пешеходы и
автомобили начинают движение. Следующий
свисток обозначает смену сигналов светофора,
ведущие меняются местами. «Пешеходы»
и «автомобили» останавливаются. После
очередного свистка движение возобновляется,
а нарушители выходят из игры.
«Это я, это я, это
все мои друзья»
Дети на вопросы воспитателя
отвечают «это я, это я, это все мои друзья»,
если это отвечает правилам безопасности;
в противном случае они молчат.
- Кто из вас идет вперед только
там, где переход?
- Кто летит вперед так скоро,
что не видит светофора?
- Кто из вас, идя домой, держит
путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет
означает «хода нет»?
- Кто из вас в вагоне тесном уступил
старушке место?
- Кто вблизи проезжей части весело
гоняет в мячик?
- Кто водителю вопросами надоедает,
от бдительности на дороге отвлекает?
«Автобус знатоков»
Составленные стулья – это
автобус. Для того, чтобы войти в него,
каждый ребенок должен ответить на вопрос
воспитателя по ПДД или поведению на улице.
Если ребенок ответил верно, то проходит
в салон и занимает место в автобусе. При
неправильном ответе становится в конец
очереди, чтобы попытаться ответить на
поставленный вопрос и занять место в
автобусе.
«Закончи рассказ»
Воспитатель начинает рассказ:
«Однажды мы с друзьями
играли в своем дворе, затем нам захотелось
погулять в соседнем дворе. Потом мы пошли
в другой двор, где установили новые качели.
А когда решили возвращаться домой, не
знали, в какую сторону нам идти. Тогда
мы…»
Далее рассказ продолжают дети.
Они говорят о том, как бы искали дорогу
домой, к кому обращались бы за помощью
и т.д.
Чужие люди
«Один дома»
Из числа детей выбирают маму,
папу и их ребенка. Из стульчиков и столиков
делают «домик», в котором они живут. В
домике лежат игрушки. Уходя из дома, мама
и папа предупреждают ребенка, что если
кто-то будет звонить, никому не открывать
дверь. Остальные дети просят ребенка
открыть дверь. Но до прихода мамы и папы
ребенок не должен этого делать. Если же
кому-то будет открыта дверь, то этот человек
уносит одну из игрушек.
Травмы и отравления
«Вкусное – опасное»
Воспитатель называет различные
предметы, в т.ч. продукты питания. Затем
бросает мячик. Если воспитатель назвал
то, что можно есть, ребенок ловит мяч.
Если названный воспитателем предмет
несъедобный или может привести к отравлению
или травме (неизвестная таблетка, стиральный
порошок, монета, пуговица и т.п.), дети
отбивают мяч.
Игры – тренинги
по основам безопасной жизнедеятельности
Игра-тренинг
«Вызови скорую помощь»
Воспитатель выполняет роль
дежурной медсестры, принимающей вызовы
по телефону. Дети по очереди «звонят»
в «Скорую помощь», объясняют свои проблемы
со здоровьем.
-Что случилось?
- Кто болен?
- Что вы сделали, прежде чем
позвонить?
- Кого позвали на помощь?
- Ваш адрес?
Далее детям предлагается ответить
на следующие вопросы:
- Как в русских сказках лечили
свои раны богатыри?
- Какое правило безопасности
не знала царевна из «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?
- Как лечат болезни современные
врачи?
- Какие бывают лекарства?
- Кто может дать ребенку лекарство?
- Что случилось с братцем Иванушкой,
когда он попил из лужицы?
- Что нужно делать со случайно
найденным лекарством дома (на улице, у
друзей, в гостях)?
- Что нужно делать, если ты по
ошибке принял лекарство? (Вызвать скорую
помощь, позвать взрослых.)
Игра-тренинг
«Вылечи куклу»
Для игры дети изготавливают
«таблетки», вырезав кружочки из плотной
бумаги и приклеив их скотчем к картонке.
Используя «таблетки» и содержимое игрушечных
аптечек, дети «лечат» кукол от разных
заболеваний: одна кукла «порезала палец»,
другая — «вывихнула ногу», третья — «простудилась»,
потому что съела слишком много мороженого
и т. д. Педагог контролирует и направляет
действия детей.
Игра «Выпиши
рецепт»
Детям предлагается представить
себя докторами, которым необходимо выписать
рецепт больному. Печатными буквами они
пишут название таблеток (по образцу).
Воспитатель. Лекарства — наши спасатели
и помощники в болезни. Но обращаться с
ними надо умело. Ведь даже витаминами
можно отравиться, если съесть их слишком
много.
Запомните правила:
- Не принимай никаких лекарств
самостоятельно. Лекарство прописывает врач, а дают его тебе старшие.
Не ищи «подходящую» таблетку, которая
помогает маме или бабушке. Это не значит,
что она поможет и тебе.
- Лекарство дома должно храниться
в аптечке. Если увидишь лекарство, отнеси его на место,
чтобы младший брат или сестра не смогли
его взять.
Игра-тренинг
«Кто там?» (инсценировка)
Стук в дверь.
Ребенок. Кто там?
Голос. Это я! Дядя Петя. Открой. Я пришел
проверить электричество.
Ребенок. Я не могу открыть, мама не разрешает.
Голос. Ты чего боишься? Я маму твою
знаю, а она меня.
Ребенок. Извините, придите тогда, когда
мама будет дома, а сейчас я вам не открою.
Голос. Открой сейчас же, мне некогда
с тобой разговаривать, у меня много срочной
работы!
Ребенок. Нет, извините! Я позвоню маме
или папе, а вы приходите вечером, когда
они будут дома.
- Как бы вы поступили на месте
мальчика?
- Нужно ли вести разговор с незнакомцем?
- Что еще можно сделать в этом
случае?
Игровой
тренинг «У меня зазвонил телефон»
Воспитатель. Хоть люди не «куют голосок
у коваля», как волк из сказки «Волк и семеро
козлят», но подражать голосу папы и мамы
могут. Часто злоумышленники идут на разные
хитрости: могут сказать, что пришли проверить
газ, телефон, радио или еще что-нибудь.
Поэтому вы не должны открывать дверь
своей квартиры никому, кроме тех, кому
позволили мама, пала, бабушка.
Игра –
тренинг «Пожар»
Детям предлагается представить,
что у них дома пожар и по телефону «101»
сообщать правильные сведения пожарным,
чтобы они быстрее приехали на место происшествия.
Задание. Набрать номер «101» и сообщить
свой адрес и что горит.
Работа по разделу
«Правила дорожного движения»
Занятие «Готовы
ли мы стать пассажирами»
Цель: рассказать детям об основных
правилах поведения в транспорте; изучить
обязанности пассажиров транспорта; закрепить
знания о пассажирском транспорте.
Ход занятия:
- Для того, чтобы в городе добраться до места назначения, все мы пользуемся городским транспортом. (Воспитатель показывает картинки с изображением троллейбуса, автобуса, трамвая, метро).
- Ребята, какие виды транспорта
изображены на картинках? Что
вы о них знаете? (Ответы детей)
- – Как найти на улице остановку
городского транспорта? (она обозначена
специальным знаком)
Для того, чтобы посадка в транспорт
была безопасна для вас и других пассажиров,
нужно соблюдать правила. Давайте попробуем
определить их для себя (каждое правило
воспитатель записывает с помощью условных
символов, придуманных вместе с детьми).
- Как надо вести себя
на остановке? (не баловаться, не
выходить на проезжую часть)
- Какие правила нужно
соблюдать при посадке в общественный
транспорт? (проходить в салон, не
задерживаться в дверях; быть
осторожным, когда закрываются двери)
- В салоне любого транспорта
есть разные места. Как нужно
вести себя в салоне? ( нужно вести
себя спокойно, не кричать, не мешать проходу
пассажиров к дверям и в середину салона;
если свободных мест мало, нужно уступать
места тем, кто старше, больным и пожилым
людям, пассажирам с маленькими детьми)
- Можно ли стоять возле
кабины водителя? Почему?(нельзя заслонять
стекло кабины водителя – он должен видеть
все, что делается в салоне; нельзя отвлекать
водителя во время движения – может случиться
авария)
- Если вам нужно пройти
к выходу, как это правильно
сделать? (надо заранее готовиться
к выходу, чтобы не расталкивать
других пассажиров; выходить через
переднюю дверь, чтобы не столкнуться
с входящими пассажирами)