Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

· приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;

· не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

· ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;

· не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;

· ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

При поездке в общественном транспорте:

· приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;

объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.  
Приложение 5

Игры по ОБЖ

 

Пожарная безопасность

«Можно-нельзя»

Воспитатель показывает детям карточки с изображением различных предметов. Дети называют предметы и говорят, можно ли их брать или включать без взрослых.

«Добавь слово»

Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.

Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой, а залей его … водой.

 

Если младшие сестрички, зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички … отобрать.

 

Со спичками игры опасны всегда,

От маленькой искры большая … беда.

 

Раскалился если вдруг электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки? Вынуть вилку из … розетки.

 

Этот темный, теплый дом, сто сестричек живет в нем,

И любая из сестер может вспыхнуть, как костер.

Опасные сестрички тоненькие … спички.

 

Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить, о пожаре … сообщить.

 

«Для кого огонь – друг»

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья». Но отвечают не на все предлагаемые вопросы, а только на те, ы которых действия детей считают правильными. Если они знают, что так делать нельзя, то молчат.

  • Кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?
  • Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?
  • Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
  • Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 104?
  • Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
  • Кто от маленькой  сестрички прячет, дети, дома спички?
  • Расскажите мне о том, кто из вас шалит с огнем?

 

«Кому что нужно?»

Среди имеющихся карточек дети выбирают те, на которых изображены предметы, необходимые в работе спасателей-пожарных, врачей, милиционеров и т.д.

«Назови ошибки Незнайки»

Воспитатель читает текст, останавливаясь после каждого предложения. А дети говорят о том, что Незнайка сделал неправильно.

« Остался Незнайка дома один. Смотрел телевизор. Холодно ему стало. Нашел он в шкафу электрообогреватель и включил его, не вынимая из шкафа. И опять сел смотреть телевизор. А там показывали мультфильм про день рождения. Решил тогда Незнайка сделать маме сюрприз – испечь торт. Не включив телевизор и обогреватель, он ушел на кухню, захватив с собой мамину книгу рецептов. Взял он коробок со спичками, зажег одну из них. Но обжег пальчики и бросил на пол. Со второй спички получилось – возле горелки появилась корона из синего огонька. Положил Незнайка на плиту книгу и попробовал замесить тесто. Да не успел – заметил пламя от загоревшейся книжки. Схватил он газету и начал пламя сбивать. Но оно еще больше разгоралось. Побежал Незнайка в комнату , а там из шкафа дым идет – от электрообогревателя одежда загорелась. Вспомнил он, что и телевизор без присмотра оставлять включенным нельзя. Да только из-за дыма не смог до розетки добраться. Побежал он к телефону пожарных вызывать, а какой номер надо набрать, забыл. Набрал 100 – нет гудков, 111 – не отвечают. А пожар все разгорается. Хорошо, что в телефонной книжке заметил он первый номер 101. Его и набрал. Приехали пожарные и Незнайку спасли, и пожар потушили. Вот только сюрприз для мамы получился плохой».

«Спасение малыша»

В этой игре дети – пожарные. Им надо добраться до кукол, минуя все преграды. Куклы сидят на стульях. Преграды – ленточка, которую надо перепрыгнуть, обруч на полу, в который надо запрыгнуть и т.д. Из игроков формируются 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее другой «спасет» всех.

«Кошкин дом»

Игроки делятся на 2 команды, выстраиваются друг за другом и несут в маленьком ведерке воду и выливают в поставленную возле домика емкость и, возвращаясь к своей команде, передают ведерко следующему. Побеждает та команда, которая первой наполнит емкость до отметки, сделанной воспитателем.

«Чья машина быстрее приедет на пожар?»

К машинкам привязывают веревочки, свободный конец которых дети наматывают на карандаш. Выигрывает тот, чья машина первая, не перевернувшись, доедет до намеченной черты.

 

Правила дорожного движения

«Перекресток»

Воспитатель назначает 4 ведущих, двое из которых получают красные кружки, двое других – зеленые. Остальные дети будут изображать пешеходов и автомобили. По свистку воспитателя ведущие поднимают соответствующие кружки: а пешеходы и автомобили начинают движение. Следующий свисток обозначает смену сигналов светофора, ведущие меняются местами. «Пешеходы» и «автомобили» останавливаются. После очередного свистка движение возобновляется, а нарушители выходят из игры.

«Это я, это я, это все мои друзья»

Дети на вопросы воспитателя отвечают «это я, это я, это все мои друзья», если это отвечает правилам безопасности; в противном случае они молчат.

  • Кто из вас идет вперед только там, где переход?
  • Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
  • Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
  • Знает кто, что красный свет означает «хода нет»?
  • Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
  • Кто вблизи проезжей части весело гоняет в мячик?
  • Кто водителю вопросами надоедает, от бдительности на дороге отвлекает?

«Автобус знатоков»

Составленные стулья – это автобус. Для того, чтобы войти в него, каждый ребенок должен ответить на вопрос воспитателя по ПДД или поведению на улице. Если ребенок ответил верно, то проходит в салон и занимает место в автобусе. При неправильном ответе становится в конец очереди, чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос и занять место в автобусе.

«Закончи рассказ»

Воспитатель начинает рассказ:

«Однажды мы с друзьями играли в своем дворе, затем нам захотелось погулять в соседнем дворе. Потом мы пошли в другой двор, где установили новые качели. А когда решили возвращаться домой, не знали, в какую сторону нам идти. Тогда мы…»

Далее рассказ продолжают дети. Они говорят о том, как бы искали дорогу домой, к кому обращались бы за помощью и т.д.

 

Чужие люди

«Один дома»

Из числа детей выбирают маму, папу и их ребенка. Из стульчиков и столиков делают «домик», в котором они живут. В домике лежат игрушки. Уходя из дома, мама и папа предупреждают ребенка, что если кто-то будет звонить, никому не открывать дверь. Остальные дети просят ребенка открыть дверь. Но до прихода мамы и папы ребенок не должен этого делать. Если же кому-то будет открыта дверь, то этот человек уносит одну из игрушек.

 

Травмы и отравления

«Вкусное – опасное»

Воспитатель называет различные предметы, в т.ч. продукты питания. Затем бросает мячик. Если воспитатель назвал то, что можно есть, ребенок ловит мяч. Если названный воспитателем предмет несъедобный или может привести к отравлению или травме (неизвестная таблетка, стиральный порошок, монета, пуговица и т.п.), дети отбивают мяч.

 

Игры – тренинги по основам безопасной жизнедеятельности

 

Игра-тренинг «Вызови скорую помощь»

Воспитатель выполняет роль дежурной медсестры, принимающей вызовы по телефону. Дети по очереди «звонят» в «Скорую помощь», объясняют свои проблемы со здоровьем.

-Что случилось?

- Кто болен?

- Что вы сделали, прежде чем позвонить?

- Кого позвали на помощь?

- Ваш адрес?

Далее детям предлагается ответить на следующие вопросы:

- Как в русских сказках лечили свои раны богатыри?

- Какое правило безопасности не знала царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?

- Как лечат болезни современные врачи?

- Какие бывают лекарства?

- Кто может дать ребенку лекарство?

- Что случилось с братцем Иванушкой, когда он попил из лужицы?

- Что нужно делать со случайно найденным лекарством дома (на улице, у друзей, в гостях)?

- Что нужно делать, если ты по ошибке принял лекарство? (Вызвать скорую помощь, позвать взрослых.)

 

Игра-тренинг «Вылечи куклу»

Для игры дети изготавливают «таблетки», вырезав кружочки из плотной бумаги и приклеив их скотчем к картонке. Используя «таблетки» и содержимое игрушечных аптечек, дети «лечат» кукол от разных заболеваний: одна кукла «порезала палец», другая — «вывихнула ногу», третья — «простудилась», потому что съела слишком много мороженого и т. д. Педагог контролирует и направляет действия детей.

 

Игра «Выпиши рецепт»

Детям предлагается представить себя докторами, которым необходимо выписать рецепт больному. Печатными буквами они пишут название таблеток (по образцу).

Воспитатель. Лекарства — наши спасатели и помощники в болезни. Но обращаться с ними надо умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их слишком много.

Запомните правила:

  • Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Лекарство прописывает врач, а дают его тебе старшие. Не ищи «подходящую» таблетку, которая помогает маме или бабушке. Это не значит, что она поможет и тебе.
  • Лекарство дома должно храниться в аптечке. Если увидишь лекарство, отнеси его на место, чтобы младший брат или сестра не смогли его взять.

 

Игра-тренинг «Кто там?» (инсценировка)

Стук в дверь.

Ребенок. Кто там?

Голос. Это я! Дядя Петя. Открой. Я пришел проверить электричество.

Ребенок. Я не могу открыть, мама не разрешает.

Голос. Ты чего боишься? Я маму твою знаю, а она меня.

Ребенок. Извините, придите тогда, когда мама будет дома, а сейчас я вам не открою.

Голос. Открой сейчас же, мне некогда с тобой разговаривать, у меня много срочной работы!

Ребенок. Нет, извините! Я позвоню маме или папе, а вы приходите вечером, когда они будут дома.

  • Как бы вы поступили на месте мальчика?
  • Нужно ли вести разговор с незнакомцем?
  • Что еще можно сделать в этом случае?

 

Игровой тренинг «У меня зазвонил телефон»

Воспитатель. Хоть люди не «куют голосок у коваля», как волк из сказки «Волк и семеро козлят», но подражать голосу папы и мамы могут. Часто злоумышленники идут на разные хитрости: могут сказать, что пришли проверить газ, телефон, радио или еще что-нибудь. Поэтому вы не должны открывать дверь своей квартиры никому, кроме тех, кому позволили мама, пала, бабушка.

 

Игра – тренинг «Пожар»

Детям предлагается представить, что у них дома пожар и по телефону «101» сообщать правильные сведения пожарным, чтобы они быстрее приехали на место происшествия.

Задание. Набрать номер «101» и сообщить свой адрес и что горит.

 

Работа по разделу «Правила дорожного движения»

 

Занятие «Готовы ли мы стать пассажирами»

Цель: рассказать детям об основных правилах поведения в транспорте; изучить обязанности пассажиров транспорта; закрепить знания о пассажирском транспорте.

 

Ход занятия:

  1. Для того, чтобы в городе добраться до места назначения, все мы пользуемся городским транспортом. (Воспитатель показывает картинки с изображением троллейбуса, автобуса, трамвая, метро).

- Ребята, какие виды транспорта  изображены на картинках? Что  вы о них знаете? (Ответы детей)

 

  1. – Как найти на улице остановку городского транспорта? (она обозначена специальным знаком)

Для того, чтобы посадка в транспорт была безопасна для вас и других пассажиров, нужно соблюдать правила. Давайте попробуем определить их для себя (каждое правило воспитатель записывает с помощью условных символов, придуманных вместе с детьми).

- Как надо вести себя  на остановке? (не баловаться, не  выходить на проезжую часть)

- Какие правила нужно  соблюдать при посадке в общественный  транспорт? (проходить в салон, не  задерживаться в дверях; быть  осторожным, когда закрываются двери)

- В салоне любого транспорта  есть разные места. Как нужно  вести себя в салоне? ( нужно вести себя спокойно, не кричать, не мешать проходу пассажиров к дверям и в середину салона; если свободных мест мало, нужно уступать места тем, кто старше, больным и пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми)

- Можно ли стоять возле  кабины водителя? Почему?(нельзя заслонять стекло кабины водителя – он должен видеть все, что делается в салоне; нельзя отвлекать водителя во время движения – может случиться авария)

- Если вам нужно пройти  к выходу, как это правильно  сделать? (надо заранее готовиться  к выходу, чтобы не расталкивать  других пассажиров; выходить через  переднюю дверь, чтобы не столкнуться  с входящими пассажирами)

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности