Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»
Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141
Предварительная работа. Серия наблюдений за растениями- деревьями, кустами, травянистыми растениями; серия опытов «Растения - живые существа», выявление потребностей растений; обучение детей поливу растений.
Ход занятия
1. Воспитатель. Жалейкин получил письмо от Незнайки.
Жалейкин: Ребята, вот письмо, но я не могу его прочитать. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуй, Жалейкин! Мне очень нужна твоя помощь. С моими любимыми растениями что-то случилось. Помоги мне. Пройдешь разные растения, а за ними мой дом. Очень жду.
Воспитатель. И план Незнайка нарисовал, как идти.
Жалейкин: Надо помочь Незнайке, жалко растения. Только что такое растения, я не знаю. Ребята, пойдем вместе?
Воспитатель. Пойдем, ребята, научим Жалейкина узнавать растения и помогать им.
2.Жаиейкин. Надо скорее бежать, а то растения погибнут.
Воспитатель. Подожди, Жалейкин, надо разобраться в рисунке, а то можно заблудиться.
Жалейкин. Я ничего не понимаю, что здесь нарисовано. А вы?
Воспитатель. В письме Незнайка написал, что нужно пройти мимо разных растений. Значит, эти рисунки - про растения. Ребята, посмотрите, какие растения нужно пройти вначале?
Жалейкин. Это не про растения, это про стройку. Кирпич какой-то нарисован (модель «дерево»).
Воспитатель. Дети, что обозначает эта картинка? (Растения - деревья.) Найдите деревья и выложите в круг. Здесь будут расти деревья.
Жалейкин. Как вы узнали, что все это деревья? (Высокие, один ствол, покрытый корой.) Я понял, сейчас тоже найду. (Выбирает куст.)
Воспитатель. Правильно выбрал Жалейкин? Почему?
Жалейкин. А что же это? (Дети отвечают, что это куст.)
Дети. Это куст, кусты будут дальше.
Воспитатель. Давайте вернемся к схеме, посмотрим куда идти дальше. Что мы уже прошли? Отметим флажком. Мы уже ближе к тебе, Незнайка, скоро мы поможем твоим растениям. Куда идти дальше? Куда показывает стрелка? Про что эта картинка?
Жалейкин. Про какую-то корону. (Модель «куст».)
Воспитатель. Все картинки про растения. Дети, про какие растения эта картинка? Вот здесь должна быть твоя картинка, клади ее. Ребята, выберите и положите в круг кусты
Жалейкин. Как вы узнаете, что все это - кусты, они же все разные?
Воспитатель. Чем же похожи все кусты? (Ниже деревьев, несколько стволов отходят от земли, стволы покрыты корой, они тоньше, чем у деревьев.)
Жалейкин. Я все понял, можно я еще один куст выберу? (Выбирает правильно.)
Воспитатель. Мы все ближе к Незнайке. Вернемся к плану, чтобы не заблудиться. Что мы уже прошли, что осталось? Про какие растения эта картинка? (Модель «травянистые растения».)
Жалейкин. Я знаю, это загадка. Это про растения, у которых есть зеленые иголки.
Воспитатель. А вы как думаете, про какие растения эта картинка? Выберите травянистые растения и выложите в круг. (Дети выкладывают свои картинки.)
Жалейкин. Как вы узнали, что это травянистые растения? Научите и меня. (Дети рассказывают, что травянистые растения невысокие, у них тонкий стебелек, не покрытый корой, и Жалейкин правильно выбирает травянистые растение.)
Жалейкин. Вот мы прошли деревья, кусты и травы, а Незнайка писал, что нужно пройти растения. Это разве растения? Почему вы называете их всех одним словом? (Приносит три картинки: дерево, куст, травянистое растение.)
Жалейкин. А! Я понял, если большие, значит растения. (Дети исправляют.) Если есть цветок, значит растение. (Дети исправляют.)
Воспитатель. Чем же похожи все растения? Как мы узнаем растение? Выложите для Жалейкина на фланелеграфе растение (из частей модели) и расскажите, как узнать растение.
Жалейкин. Я понял, что у каждого растения есть корень, стебель, листья, цветок. Тогда лук - не растение. У него только корень есть.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята? Докажите Жалейкину, что лук тоже растение. Найдите на столе растения, которые Жалейкин может не узнать: имеющих необычный стебель, листья. (Дети находят и объясняют).
Жалейкин. Теперь я все понял.
Воспитатель. Давайте подойдем к плану, мы уже совсем пришли к Незнайке.
3. Жалейкин. Ау, Незнайка, мы пришли!
Незнайка. Здравствуйте, хорошо, что вы пришли. Не знаю, как помочь моим растениям.
Воспитатель. А что с ними случилось?
Незнайка Вот смотрите.
Воспитатель. Как вы думаете, как себя чувствует растение? Как узнали? (Плохо, растению не хватает влаги)
Незнайка. А помочь ему можно? Как? (Полить.) Сейчас я полью. (Берет пустую лейку и поливает, дети исправляют.) Тогда побегу скорее воду из крана налью.
Воспитатель. Почему нельзя? Какой водой можно? (Дети отвечают.)
Незнайка. Где взять такую воду? (Налить и подождать, пока она отстоится) Поливает листья. (Дети исправляют.) Почему нельзя ? Куда надо лить? Почему? Как же растение пьет, у него же нет рта. (Дети показывают модель «Всасывание» и объясняют.)
Незнайка. Покажите, как правильно поливать.
Воспитатель. Давайте посмотрим, может, еще каким-нибудь растениям нужна помощь.
Незнайка. И я поищу. (Приносит растение, которое уже полито.) Дети поливают растения, исправляют Незнайку, говорят, что воду в поддоне нужно оставить на некоторое время, и затем слить.
Воспитатель. Мы вовремя пришли к Незнайке, помогли его растениям и научили Жалейкина узнавать растения.
Занятие на тему: «Все нужны на Земле»
(Проблемно-этическая беседа о животных с детьми старшего возраста)
Программное содержание: Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желания строить взаимодействие с ними на гуманной основе и т. п.);
понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе; умения устанавливать связи, приспособления животных к среде обитания.
Предварительная работа: наблюдение за животными, в том числе и внешне непривлекательными (лягушка, червяк, черепаха и др.); чтение детских книг Б. Заходера
«Серая звездочка», I'. Погодина «Жаба», К. Паустовского «Квакша» и др.; проведение опытов на выявление пользы дождевых червей, предсказывания лягушкой дождя и т. п.
Ход занятия.
1.В группу приходит игровой
персонаж Жалейкин с
Жалейкин. Я очень люблю животных и спешу в лес поскорее их увидеть.
Воспитатель. Расскажи с какими животными ты хотел бы встретиться в лесу? (Жалейкин выбирает из картинок привлекательных животных, не берет лягушку, червяка, ящерицу и т. п.)
Воспитатель. Жалейкин, почему ты не выбрал этих животных?
Жалейкин. А чего их любить, они некрасивые и совершенно не нужные. Если их не станет, то на земле будет очень красиво и хорошо.
Воспитатель. Как вы думаете, прав Жалейкин? (Дети высказываются.) Можно ли его сейчас отпустить в лес? Почему? (Дёти объясняют, что непривлекательным животным будет плохо.) Давайте представим, что чувствуют животные, когда Жалейкин входит в лес? Что бы они сказали, если бы могли говорить? (Дети высказываются, воспитатель дополняет и обобщает ответы детей: «Да, животные бы сказали Жалейкину: „Не обижай нас. Мы хотим жить на свете, прыгать по травке, ползать по земле, радоваться жизни. Мы такие же живые, как и ты."»
2.Воспитатель. Что нам делать с Жалейкиным? (Доказать, что все животные нужны в природе.) Жалейкин, ты говоришь, что лягушка, червяк, ящерица - некрасивые. Чем, по-твоему, они некрасивы?
Жалейкин. Лягушка какая-то буро-зеленая, мокрая, скользкая. Вот пусть бы она стала разноцветной, яркой, пушистой.
Воспитатель. Ребята, где живет лягушка? Какого цвета вода в болоте, растения около него? (Демонстрируется предметная модель водоема.)
Воспитатель. Что случится с лягушкой, если она станет яркой, разноцветной? (На панно «водоем» помещаются силуэтные изображения лягушек - обычной и яркой, разноцветной.) Дети объясняют, что яркая лягушка станет очень заметной для врагов.
Жалейкин. Согласен, пусть лягушка будет буро-зеленая. Но пусть будет пушистой, чтобы гладить было приятно.
Воспитатель. Может ли лягушка стать пушистой? Почему? (Дети объясняют, что лягушка дышит всей поверхностью кожи. Чтобы лягушка могла дышать, нужно, чтобы кожа у нее была всегда влажной.)
Воспитатель. А если кожа лягушки будет покрыта шерстью? (Дети высказываются.)
Жалейкин. Да, нельзя лягушке иметь шерсть, она перегреется.
(Аналогично рассматривается приспособление других внешне непривлекательных животных к среде обитания.)
Воспитатель. Видишь, Жалейкин, каждое живое существо приспосабливается к тем условиям, в которых оно живет. В природе все устроено мудро, каждый красив для того места, где живет.
Жалейкин. Да, теперь я понял, что эти животные только кажутся некрасивыми, а на самом деле они так приспособились. Но без них в природе вполне можно обойтись.
Воспитатель. А как вы думаете? Давайте посмотрим, что будет, если исчезнут лягушки. (Демонстрируется предметная модель леса с водоемом, раскрывающая связь между лягушками, насекомыми, растениями.)
Жалейкин. Возвращайте скорее лягушек, а то от леса ничего не останется, а меня всего комары закусают.
Воспитатель. Вот видишь, Жалейкин, лягушки в природе очень нужны, они поедают насекомых и этим защищают растения. Люди специально привлекают лягушек в сады и огороды для защиты растений от насекомых. А человека лягушки спасают от комаров.
Жалейкин. Да, какие лягушки хорошие. Я завтра обязательно пойду в лес, найду болото и скажу спасибо лягушкам. Только бы дождик не пошел.
Воспитатель. А лягушка могла бы тебе помочь узнать, будет дождик или нет. Как? (Дети объясняют, что лягушка может предсказать дождливую погоду - см. рассказ К.Паустовского «Квакша».)
Воспитатель. А что еще человеку подсказали наблюдения за лягушкой? (Внимательный человек, наблюдая за лягушкой научился делать разные предметы - ласты, весла, придумали стиль плавания - брасе и т. п.) (Аналогично выявляется разнообразная ценность и значение в природе других животных. Привлекаются знания, полученные детьми из книг, опытов, наблюдений за животными.)
Воспитатель. Каждое живое существо хочет жить, все нужны в природе. К каждому нужно относиться бережно. Что это значит? Расскажите Жалейкину, какое отношение людей понравилось бы животным. (Дети высказываются.)
3.Жалейкин. Все, я побежал в лес,. мне хочется поскорее встретиться с разными животными.
Воспитатель. Можно нам отпустить Жалейкина в лес? (Дети предлагают Жалейкину рассказать, что он будет делать и как вести себя в лесу.)
Жалейкин. Я понял, что нет некрасивых животных, они выглядят так, чтобы было удобно жить в разных местах. Они так приспособились. И все очень-очень нужны в природе. Я теперь всех буду любить и оберегать, никого не буду обижать. Я буду наблюдать, как животные приспособились жить, и еще что-нибудь интересное вам про них расскажу. И всем буду рассказывать, как животные помогают природе и человеку.
Воспитатель. Отпустим Жалейкина в лес? Будут животные теперь его бояться? (Дети высказываются.)
Занятие на тему: «Что нам делать, как нам быть»
(Этическая беседа с
Программное содержание: Способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой; обогащению конкретных представлений о взаимосвязях животных с окружающей средой; развитию умения детей решать проблемные ситуации при помощи предметно-схематических моделей.
Ход занятия.
1.Воспитатель. Ребята, сегодня наше занятие называется «Что нам делать, как нам быть?» А знаете почему? (Нет.) Тогда я вам все объясню. У меня есть знакомый мальчик, его фамилия Жалейкин, он такой же, как и вы. Я его недавно встретила, и он мне рассказал несколько очень интересных историй, которые с ним приключились. Но в них все так запутано, что он сам не может понять, почему у него так получилось и что ему нужно делать. Он попросил, чтобы вы посоветовали, как ему нужно поступить в том или ином случае. И почему. Ну что, ребята, поможете Жалейкину? (Да.)
2.Восиитатель. Ну тогда помогите! (Пауза.) Почему же вы молчите? (Не знают, в чем Жалейкину нужно помочь.) А что вам нужно, чтобы помочь? (Нужно знать, что же с ним произошло.)
Воспитатель. Правильно. Тогда слушайте, какая история с ним произошла. Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. «Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как тебе плохо, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно. Ну ничего, я тебя спасу, у меня дома тебе будет хорошо и уютно». Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости: «Помни, лягушонок, мои заботы!»
Воспитатель. Скажите, ребята, что хотел сделать Жалейкин лягушонку? (Хотел сделать добро, чтобы лягушонку было хорошо.)
Воспитатель. Чтобы мы не забыли, что Жалейкин хотел сделать доброе дело, мы поставим модель (улыбающееся лицо): человек на картинке улыбается. Это значит, что Жалейкин задумал сделать что-то хорошее.