Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

              Содержание занятий, которые  можно назвать углублённо-познавательными,  направлены на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.  Тематика  таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей  с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

    Формирование представлений  о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных связанно с использованием новых методов обучения, в том числа наглядных, практических. К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей,  вскрывающих связи растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построена беседа,  подводящая детей  к пониманию причинных связей в природе.

          Занятия углублённо-познавательного типа  проводятся каждый раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретное представление детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы, знакомства детей с рядом однородных предметов природы (например, деревьями, травянистыми растениями).  Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми.

            Очень результативны разнообразные  виды опытнических работ. Экспериментирование, которое осуществляется вне занятий, в повседневной работе с детьми, создаёт прочную эмпирическую основу для понимания природных зависимостей. Формирование же представления, т.е. осмысление характера взаимосвязи живых существ и окружающей среды, происходит на заключительном этапе экспериментирования – на специальном занятии углубленно-познавательного типа. На нем обсуждаются результаты проведённых опытов. Причем логика беседы находит сваё выражение в определённой последовательности обсуждения: состояние объектов наблюдения в начале эксперимента (одинаковое); состояние объектов в конце эксперимента (разное); сопоставление условий эксперимента – выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; выводы о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.

           С.Н.Николаева  считает, что занятия углубленно-познавательного  типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные  связи, логично рассуждать, делать выводы. Всё это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника [6, 197].

 На занятии обобщающего типа  воспитатель ставит цель выделять  ряд значимых признаков (существенных  и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщённое представление.

    С раннего возраста  дети знакомятся с определёнными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых приёмы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщенны. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в природе.

     Формирование обобщённых  представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направленно на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщённое представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает так же формулировка выводов (заключений) – собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщённому представлению [6, 207].

            С.Н.Николаевой доказано, что   комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективны и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

        В комплексные  занятия в рамках одной темы  решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах. Но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

В первой части занятия решаются познавательные задачи и развиваются интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей о времени года, выделяет характерные особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вели вместе с воспитателем.

    Иные программные задачи  предлагает вторая часть занятия, другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему времени года: несколько репродукций знаменитых художников. ( И. Левитан, И. Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, оин-два современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике.

Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который  несёт в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - дети знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия – это  художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе и т.д. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений [6, 212].

      С.Н.Николаева большую  роль отводит значению повседневной жизни детей для экологического воспитания.  Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке – они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения [6,  215].

             Значение повседневной жизни  для экологического воспитания детей огромно: через разные формы организации дошкольники получают конкретные знания об окружающем мире, о природе, составляющей пространство их жизнедеятельности, получают многочисленные и разнообразные сенсорные впечатления – таким образом, накапливается и формируется фундамент конкретных представлений о разных сторонах живой и неживой природы. Именно они являются основой для занятий, на которых происходит коллективное осмысление и осознание знакомых явлений, процессов, на которых дети учатся группировать, объединять объекты природы.

    В повседневной жизни  дети приобретают практические навыки, ручные умения, упражняются в правильных поступках. Под руководством воспитателя у детей пробуждаются чувства красоты, сопереживания, ответственности, появляется интерес к таинственным явлениям природы, начинает вырабатываться осознанно-правильное отношение к живым существ. Работа с детьми в повседневной жизни является основой экологического воспитания, она формирует начальную стадию культуры взаимодействия с природой, создаёт интеллектуальный багаж, который используется на занятиях.

         Заполнение  календаря природы - ещё одно  дело повседневной жизни сочетается с наблюдением. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые они наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так как дети сами были одеты, «выпускают» её погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

    Обучая детей, заполняя  с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками – показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет – в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей в личном и в целом [6, 217].

         Специально  следует остановиться на общении  с природой – отдельных взаимосвязанных  мероприятиях, позволяющих научить  детей духовному контакту с  растениями и животными. В общей системе экологического воспитания дошкольников общению с природой следует отвести важное место, так как оно развивает нравственные чувства – сопереживание, сочувствие, привязанность к «братьям меньшим», ответственность за них, умение считаться с ними. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия с обитателями уголка природы. Приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

         В повседневной  жизни с дошкольниками можно  проводить обстоятельные мероприятия,  насыщенные разными видами деятельностей и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

         Поход –  это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но, прежде всего по всей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения.

Оздоровительное, воспитательное и  развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно организованны и подготовлены

[6,  221].

       Экскурсии отличаются  от похода меньшим объёмом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач. Видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы 

    Старших дошкольников можно включить в природоохранные акции – социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при  участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как сами в нём участвуют, как организуют и беспокоятся.

       Педагогический  смысл праздников и досугов  заключается в том. Чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком  [6, 223].

        Итак, рассмотренные  выше понятия составляют содержательную основу методики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

           Подводя  итог всего вышесказанного, хочется  отметить, для того чтобы решить задачи  экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, соблюдая все вышеуказанные рекомендации, необходима правильная организация воспитательно-образовательного процесса. Результатом экологического воспитания является развитие отношение детей к природе.

 

2 Формирование экологических знаний  и отношения к природе у  детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Анализ раздела Государственного  Обязательного стандарта образования  РК «Ознакомление с основами  экологии» и программы воспитания  и обучения в  детском саду  «Балбобек»

          Формирование  экологических знаний у детей дошкольников – первый этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Передача осуществляется через личностно- ориентированные методы работы с детьми. Деятельность ребёнка должна носить познавательный характер, самостоятельная деятельность сопровождается положительными эмоциями, осуществляется без принуждения [3, 38].

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста