Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Определяя настроение произведения, 5 человек (25%) отмечали, что по цвету можно чувствовать радость или грусть. Похожий пейзаж наблюдали, когда выезжали в лес. Арина Б.: «Погода была солнечная, мы отдыхали и веселились». 7 человек (35%) определяли настроение картины по одному признаку. Миша А.: «Если есть солнце, то и настроение радостное». 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.
Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%). Лиза Ш: «На переднем плане мы видим …». 3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов воспитателя. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами, опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением: «Это небо», «Здесь дерево». Цвет отсутствует. Не выделяли главного в произведении. Характер представлений о средствах выразительности у старших дошкольников мы зафиксировали на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1- Представления дошкольников о средствах выразительности в произведении живописи в %
Диагностика
выявления уровня
3 детей
(15 %) недостаточно испытывают
13 детей (65 %) не проявляли никаких чувств, отказались беседовать: «Не хочу», «Не знаю».
На основе
ответов детей была определена
степень эмоциональных
Рисунок 2.2- Эмоциональные проявления дошкольников в %
Таким
образом, можно констатировать факт,
что у большей части детей
старшей группы уровень
С целью
определения активности в
- интерес;
- инициативность, самостоятельность и речевое общение.
Эмоции
усиливаются в момент речевого
общения по поводу
Общение
– это своеобразный вид
Для
выявления интереса детей к
произведениям живописи в
В процессе
наблюдения мы фиксировали
Мы убедились
в том, что почти все испытуемые
обратили внимание на
Егор Д.
- Кто нарисовал эти картины?
Даша К.
- Мне нравятся эти картины.
Вот эта самая красивая, в ней
деревья нарисованы как
Так
дети между собой обменивались
мнениями, при этом большинство
высказываний связывали с
Средний уровень – дети задавали не более 3 вопросов, свое внимание фиксировали не более 3 минут.
Интерес к жанрам живописи у детей относительный, мимика и жесты эмоционально не окрашены. К этому уровню мы отнесли 8 детей (40 %).
Низкий уровень. Дети не проявляли интереса к произведениям живописи. Больше минуты не задерживались около картин и не задавали вопросов – 3 детей (15 %).
Для
выявления инициативности и
При анализе работ мы обращали внимание на следующие моменты:
6 детей
(30 %) проявляли инициативу в
Алена Е.
- Девочки, смотрите, платье пышное, как у принцессы, только короны не хватает.
Из 30 % только 10 % детей спросили, кто нарисовал эту понравившуюся картину.
В течение нескольких дней у детей было желание взять в руки альбом и рассматривать.
Ко второй
группе мы отнесли 8 детей (40 %),
которые подошли к воспитателю.
К третьей группе мы отнесли детей, которые не проявляли инициативы взять альбом в руки и рассмотреть репродукции.
Никита Р.
На вопрос: «Почему ты хочешь посмотреть, что там?», - ответил: «Да я не знаю, там картинки всякие, не хочу смотреть, я играю».
Емиль В.
- Не хотим смотреть, потом посмотрим.
Таких детей было 6 человек (30 %).
Результаты
работы по определению уровня
активности в деятельности
Рисунок 2.3- Определение уровня активности детей в %
Таким образом,
можно сделать вывод: что большинство
детей интересуются
Для
определения уровня
Рисунок 2.4- Уровень развития эстетического вкуса у старших дошкольников в %
Результат констатирующего эксперимента обозначен в таблице 2.2 и в рисунке 2.4.
Таблица 2.2
Уровень сформированности художественно-эстетического вкуса старших дошкольников в начале эксперимента
Высокий уровень (25 %) |
Средний уровень (25 %) |
Низкий уровень (50 %) |
Аветисян Давид |
Букреева Арина |
Ахметов Марк |
Афанасьев Миша |
Ефимова Даша |
Бурлеева Алиса |
Егорова Алена |
Ефремов Никита |
Валидов Эмиль |
Магомедова Карима |
Караблина Даша |
Вишняков Вова |
Мезенцева Вероника |
Шнайдер Лиза |
Дровнин Егор |
Копейкина Маша | ||
Мамыкин Кирилл | ||
Матвеев Артем | ||
Нурдин Данил | ||
Ракша Никита |
Одна
из задач констатирующего
Таким образом, мы пытались выяснить отношение родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой нами проблемы.
Родителям было предложено ответить на вопросы:
Анализ
ответов на первый вопрос
На второй вопрос: «С какого возраста можно формировать эстетический вкус и каким образом?»
50 % родителей
считают эстетический вкус нужно
формировать с раннего
30 % считают, что вкус развивается тогда, когда ребенок видит и различает красивые вещи, родители должны предлагать на выбор тот или иной предмет для ребенка, и наверняка, считают они, будет развиваться вкус.
20 % родителей утверждают, что должна быть связь с искусством, музыкой, чтением художественной литературы, танцами. Перечисляли музеи, выставки, но никто не связал возможность формирования вкуса при ознакомлении с живописью.
На третий
вопрос, кто должен заниматься
с детьми и формировать
20 % родителей ответили, что все взрослые должны воспитывать эстетический вкус, кому не безразлично будущее детей.
20 % считают,
что это долг родителей
60 % родителей считают, что вкус развивается сам собой, его не надо формировать, чтобы не получилось.
Таким
образом, проанализировав ответы
родителей мы сделали вывод: родители
правильно оценивают
Вместе
с тем, данные констатирующего
этапа эксперимента позволили
сделать неутешительные выводы
о недостаточном уровне
На этапе формирующего
эксперимента нами решались
В соответствии
с поставленными задачами, мы
определили несколько
I направление предусматривало проведение серии занятий, игр по ознакомлению детей с живописью.
II направление – осуществление работы с родителями по проблеме формирования у детей старшего возраста эстетического вкуса посредством живописи.
Эти направления осуществлялись во взаимодействии.
Первое
направление формирующего
Мы полагали,
что для решения поставленных
задач необходимо было
Было проведено 9 занятий, которые разрабатывались с учетом рекомендаций Н.А. Курочкиной, Р.М. Чумичевой [10, с.45]. Темы занятий следующие:
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста