Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 9 файлов

51,53, 54 .doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос  № 53

Коммуникативный компонент педагогической деятельности

включает в  себя установление и поддержание  отношений с учениками, родителями, администрацией школы, учителями.

Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

Оказывается, что  взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует  тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального  подхода, как одной из сторон коммуникативной  деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

Вопрос  № 54

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.В. Куренная, аспирант

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Педагог - субъект  профессиональной деятельности. Человек, принимающий на себя роль учителя, оказывающийся  способным её выполнять в той  мере, в какой он владеет её содержанием  и формами.

В своей практической деятельности учитель выступает  как преподаватель той или  иной учебной дисциплины, выполняет  функции классного руководителя, участвует в методической и другой работе. Но каким бы видом деятельности учитель ни занимался, он всегда остается учителем-воспитателем, систематически осуществляющим педагогические функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащихся. Функции эти вытекают из социально-педагогических целей, которые общество предъявляет школе.

Педагогическую  деятельность, можно определить как «совокупность социально значимых действий по подготовке и включению индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества» [3]; как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе» [3].

Одним из новых  видов педагогической деятельности, сформировавшимся в последнее время, является педагогическое проектирование.

Суть профессиональной деятельности педагога составляет социально-педагогическое и психологическое проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление личности ребенка.

Закономерности, принципы и идеи педагогического  проектирования, в последнее время  все чаще встречаются в педагогических исследованиях и в педагогической литературе. Этот вопрос является весьма актуальным, что обусловлено все  большей потребностью каждого учителя в эффективном инструменте своей профессионально-педагогической деятельности.

Проектирование  представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение учителем будущего образовательного процесса.

Основными элементами проектирования, как вида деятельности, являются: построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования; планирование способов управления этим процессом. Реализуется проектирование при подготовке учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности. Проектировочная деятельность одна из составляющих ежедневной работы учителя.

Проектирование  образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени» [2].

Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.

В пятикомпонентной структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьминой проектировочный компонент  является одним из основных в профессиональной деятельности учителя. Проектировочный  компонент, включает в себя умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями учащихся, умение спроектировать перспективный план изучения материала, умение планировать собственную педагогическую деятельность, умения педагога, связанные с моделированием деятельности учащихся на уроке [1].

Потребность в  педагогическом проектировании образовательного процесса актуализируется тогда, когда  необходим переход от существующей модели педагогического процесса к  желаемой.

Использование структуры педагогической проектировочной деятельности значительно повышает эффективность учебного процесса, так как позволяет построить его более рационально, с учетом всех закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс.

Наиболее полной и проработанной, на наш взгляд, является структура педагогической проектировочной деятельности Г.Е.Муравьёвой [2].

Построение  своей педагогической деятельности на «фундаменте» педагогического проектирования даёт обширную возможность для педагогического  творчества и новаторства. Использование  педагогического проектирования в повседневной практике, как эффективного метода осуществления педагогической деятельности, является показателем высокого педагогического мастерства учителя.

Конструктивный  компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

Конструктивные  способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор  форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику. Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

 

1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).

 

2. Привлечение  интереса с помощью захватывающего  начала (малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

 

3. Педагогически  грамотное подведение итогов  занятия или его отдельной  части. 

 

4. Использование  пауз или невербальных средств  коммуникации (взгляда, мимики, жестов).

 

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

 

6. Постановка  наводящих вопросов и вопросов  проверочного характера. 

 

7. Постановка  вопросов, подводящих учащегося  к обобщению учебного материала. 

 

8. Использование  задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

 

9. Определение  сосредоточенности внимания, степени  включенности студента в умственную  работу по внешним признакам  его поведения. 

 

10. Использование  иллюстраций и примеров.

 

11. Использование  приема повторения. Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль: условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

 

От уровня развития коммуникативной способности и  компетентности в общении зависит  легкость установления контактов преподавателя  со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого  общения с точки зрения решения  педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.

 

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании студентов. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

 

Роль преподавателя  изменяется радикальным образом, и  резко возрастает роль студента, который  не только начинает самостоятельно планировать  и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность  достигнуть социально значимых результатов в этой деятельности, т.е. осуществить творческий вклад в объективно существующую систему знаний, открыть то, чего не знал преподаватель и к чему он не мог подвести ученика, детально планируя и расписывая его деятельность.

 

Чтобы руководить процессом развития и формирования студентов вузов, необходимо правильно определять особенности свойств личности каждого из них, тщательно анализировать условия их жизни и деятельности, перспективы и возможности выработки лучших качеств. Без использования психологических знаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий уровень их обучения и воспитания, единство теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников. Это становится особенно важным в современных условиях, условиях кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека.

 

Гностический  компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

 

К общекультурным знаниям относятся знания в области  искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания студентов.

 

Специальные знания включают знание предмета, а также  знания по педагогике, психологии и  методике преподавания. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся  на высоком уровне. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе, то они представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее только незначительное меньшинство занимается психолого-педагогическим образованием.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"