Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие о педагогике. Объект и предмет её исследования. Цели и задачи педагогики.

1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание.          Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

2. Объектом исследования в педагогике является "человек, развивающийся в результате воспитательных отношений"

3. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением".

Еще педагогику можно определить как  науку о том, как воспитывать  человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.

4. Педагогика изучает следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей  развития и формирования личности и их влияния на воспитание;

• определение целей восприятия;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов  воспитания.

5. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие , ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики:

• воспитание;• развитие;• образование;•  обучение.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.

Развитие - это объективный процесс   изменения духовных и физических сил человека.

Образование - это система внешнихусловий, специально организуемая

обществом для развития человека.

Обучение - процесс передачи знаний от педагога  ученику.

 Задачи и методы педагогики

1.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука-решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• планирование образования на ближайшее  и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.

2. В настоящее время педагогика  располагает множеством разнообразных на-учныхметодов. Основными из них являются:

• педагогическое наблюдение;

• исследовательская беседа;

• изучение школьной документации и  продуктов деятельности учащихся;

• педагогический эксперимент;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Педагогическое наблюдение применяется  в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.

Педагогический эксперимент - это  метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание.  Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов:

- констатирующий;

• созидательно-преобразующий;

• контрольный;

• естественный.

 

 

  1. Методы научно-педагогических исследований.

Методы педагогического  исследования - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического  опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Ценный  материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую  роль в педагогических исследованиях  играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные  методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

 

  1. Цели и задачи воспитания.

Цель В – то к чему стремиться воспитание . обеспечить каждому  чел. всестороннее и горманичное  развитие  личности.

-умственное разв.

- физическое

-нравственное

-трудовое

-эстетическое

Гос-во должно обеспечить творческое и индивидуальное развитие.

Гармония – согласованность, стройность

Задачи:

  1. Воспитание гражданина своей страны , реализация этой задачи предполагает воспитание:

– нац-ого патриатизма

–гордости за свою страну

–воспит. Культуры межнациональных  отношений

–восп. Политич. Культ.

  1. Формирование духовности личности

Духовность – внутренний мир чел., его личное “я” , его  образ, судьба, роль в общ., природе.

Уровень духовности – это  в опред. Смысле мера человечности.

Формир. Д.- это создание внутреннего  мира чел., его личными усилиями, рефлексией.

Роль педагога- в возбуждении  направлении регулировании этого  созедания своим авторитетом, путем  личных взаимоотношений с воспит-ками.

  1. Воспит. Экономического мышления чел.- труженика. Предполагает формир. Умения и соц.-психол. Готовности к труду, уважение к труду, проффессионализма, желание слвершенствоваться в ввыбранном направлении деят-ти.

Соц. Защита обеспечит в  лучшем случае поддержание прожиточного минимума. Более высокое сост. Зависит  от каждого.

Необходимо разв. У молодежи:

-самостоятельность, творчество, деловитость, активность, предприимчевость, инициативность, высокий проффессионализм.

4. воспитание психофизического  здоровья – это формир. Умение  поддерживать состояние морально-жизненного  равновесия и психического комфорта  и недопускать отклонения отнорм  развития.

5. Гормонизация отношений  человека с природой – при  работе следует усилить расширить  практическую , природоведческую и  охранную деят.

6. воспитание в коллективе  индивидуальности ии коллект.  В личности- воспит. Индивид. И  коллект. Не проиворечат друг  другу. Индивид. Заложена прирордой  и ее необходимо разв., но чел.  живет в общ. , он должен уважать  его нормы морали и права.  Большинству видпв труда нужны  коллект. действия.

 

 

 

 

 

 

  1. Система образования РБ.

Образование – процесс  обучения и воспитания  в интересах  человека ,общ-ва, гос-ва, направленный на сохранение приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей в интел-ом , культ-ом , нравственном, физ-ом развитии, на подготовку  квалифицир-х кадров для отраслей экономике.

Образование как система  представляет собой развивающуюся  сеть учреждений разного типа и уровня.  Современные исследователи рассматривают  систему  обр. в трех ее измерениях:

  1. Соц-ий масштаб рассмотрения , т.е. обр. в мире , в отдельной стране , регионе
  2. Ступень обр. (дошк., шк, высшее с различными уровнями:   бакалаврит, магистратура, повышение квалификации: аспирантура, докторантура, углубленная подготовка спец-та.  )
  3. Профиль обр.: общее, спец-ое (матем-ое, гомун-ое, естественно-научное)

Гос-ая политика основывается на след принципах:

- приоритетности обр.

-  обязательности общего  базового обр.

- осущ-ия перехода к  обязательному общему ср. обр. 

- доступности дошк-ого,  проф-техн-ого и на конкурсной  основе ср-спец. И высшего обр.

- переемственности и непрерывности  уровней и ступеней обр.

- нац-культ-ной основы  обр.

- приоритета обще-человеч  ценностей, прав чел. , гуманического  хар-ра обр.

- научности

- экологич. Направленности  и т.д.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы обр-ой деят-ти осущ-ой гос-ыми и частными уч-ями обр.

Школа, призванная орг-ть полноценную  в соц-ом и нравственном отношении  жизнедеят-ть дет. , имеет неогранич. Возможности с целью овлад. Воспит-ками богатствами культ. , накопленной  человечеством, для освоения опыта  соц-ого поведения, подготовки к  активному участию в жизни  общ-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профессия учитель, её особенности и высокое признание в обществе.

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она  остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое  кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии  расширены.

   Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста.  
   У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 
      1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни. 
      2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии.      

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"