Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".
1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
2. Объектом исследования в педагогике является "человек, развивающийся в результате воспитательных отношений"
3. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением".
Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
4. Педагогика изучает следующие п
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
• определение целей восприятия;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
5. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие , ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики:
• воспитание;• развитие;•
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.
Образование - это система внешнихусловий, специально организуемая
обществом для развития человека.
Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.
Задачи и методы педагогики
1.Следует различать теоретичес
• выяснение закономерностей
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
2. В настоящее время педагогика
располагает множеством
• педагогическое наблюдение;
• исследовательская беседа;
• изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Педагогическое наблюдение применяется
в любой исследовательской
Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов:
- констатирующий;
• созидательно-преобразующий;
• контрольный;
• естественный.
Методы педагогического исследования - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Цель В – то к чему стремиться воспитание . обеспечить каждому чел. всестороннее и горманичное развитие личности.
-умственное разв.
- физическое
-нравственное
-трудовое
-эстетическое
Гос-во должно обеспечить творческое и индивидуальное развитие.
Гармония – согласованность, стройность
Задачи:
– нац-ого патриатизма
–гордости за свою страну
–воспит. Культуры межнациональных отношений
–восп. Политич. Культ.
Духовность – внутренний мир чел., его личное “я” , его образ, судьба, роль в общ., природе.
Уровень духовности – это в опред. Смысле мера человечности.
Формир. Д.- это создание внутреннего мира чел., его личными усилиями, рефлексией.
Роль педагога- в возбуждении
направлении регулировании
Соц. Защита обеспечит в лучшем случае поддержание прожиточного минимума. Более высокое сост. Зависит от каждого.
Необходимо разв. У молодежи:
-самостоятельность,
4. воспитание психофизического
здоровья – это формир. Умение
поддерживать состояние
5. Гормонизация отношений
человека с природой – при
работе следует усилить
6. воспитание в коллективе
индивидуальности ии коллект.
В личности- воспит. Индивид. И
коллект. Не проиворечат друг
другу. Индивид. Заложена
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека ,общ-ва, гос-ва, направленный на сохранение приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей в интел-ом , культ-ом , нравственном, физ-ом развитии, на подготовку квалифицир-х кадров для отраслей экономике.
Образование как система
представляет собой развивающуюся
сеть учреждений разного типа и уровня.
Современные исследователи
Гос-ая политика основывается на след принципах:
- приоритетности обр.
- обязательности общего базового обр.
- осущ-ия перехода к обязательному общему ср. обр.
- доступности дошк-ого, проф-техн-ого и на конкурсной основе ср-спец. И высшего обр.
- переемственности и
- нац-культ-ной основы обр.
- приоритета обще-человеч ценностей, прав чел. , гуманического хар-ра обр.
- научности
- экологич. Направленности и т.д.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы обр-ой деят-ти осущ-ой гос-ыми и частными уч-ями обр.
Школа, призванная орг-ть полноценную в соц-ом и нравственном отношении жизнедеят-ть дет. , имеет неогранич. Возможности с целью овлад. Воспит-ками богатствами культ. , накопленной человечеством, для освоения опыта соц-ого поведения, подготовки к активному участию в жизни общ-ва.
Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены.
Социальная значимость профессии
в обществе: В 21 веке, когда знаний становится
всё больше, наука мчится семимильными
шагами, профессия приобретает новое значение
для развития общества, мира науки. Учителя
сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского
возраста.
У каждой профессии есть особенности,
у педагогической — тоже. Рассмотрим их.
1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный
характер. Это означает, что педагог, опираясь
на опыт прошлого, проектирует развитие
личности на перспективу, на будущее. Педагог
всегда заглядывает вперед: к чему, к какой
жизни готовить своих воспитанников. Следовательно,
педагогу необходимо профессионально
владеть опытом прошлого, особенно хорошо
ориентироваться в современной жизни
и предвидеть контуры будущего, предвосхищать
события, которые могут быть в предстоящей
жизни.
2. Из рассмотренной особенности профессиональной
деятельности педагога вытекает и следующая:
концентрическое расположение содержания
и организации учебно-воспитательной
работы. Это значит, что формирование заданных,
даже одних и тех же, черт личности происходит
многие годы, все более расширяясь, пополняясь
новыми характеристиками, а в чем-то и
изменяясь, т.е. происходит углубление
и уточнение представления о том же понятии.