Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".
• если имеется противоречие
между теоретически возможным путем
решения задачи и практической неосуществимостью
или нецелесообразностью
• при решении технических
задач — когда между внешним
видом схематических
• когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.3
Ученые считают, что проблемное обучение является естественным обучением: как в жизни мы что-то узнаем, когда сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и ученики, сталкиваясь с какими-либо затруднениями, ищут способы решения. Разница, однако, в том, что в учебном процессе учителю все-таки приходится организовывать "встречу" с проблемной ситуацией, хотя последние возникают и в спонтанной деятельности детей.
Дидактикой разработаны
некоторые разновидности
Технические средства обучения позволяют
реализовать одну или несколько
дидактических функций с
1.Технические средства
2.Технические средства
3.Тренажорные технические
4.Вспомогательные технические
средства, которые являются необходимой
составной частью оснащения
При подборе технических
средств преподаватель
Правильное использование
ТСО поможет разрешить
1. Повысить эффективность
преподавания путем
2. Освободить преподавателя
от рутинной работы с тем,
чтобы он уделял больше
3. Предоставить обучаемым
более полную и точную
4. Повысить уровень
наглядности, которая поможет
получить представление о
5. Познакомить студентов
с характером быстро или
Информативные технические средства служат для передачи информации по каналу прямой связи . Их подразделяют на визуальные (зрительные), звуковые и комбинированные.
К визуальным техническим
средствам относят диапозитивы,
Комбинированные
технические средства
Контролирующие технические
средства обучения
Обучающие технические
средства – это разные виды
машин, дающих возможность
Учебные видеофильмы,
как носители аудиовизуальных
информативных возможностей, являются
наиболее действенным
В заключение необходимо отметить,
что эффективность
Однако ТСО нельзя
считать всесильными.
Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.
Процесс обучения реализуется
только через организационные формы,
которые выполняют
Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с древним миром.
В современной дидактике
организационные формы
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий.
Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальное
обучение учащихся не предполагает их
непосредственного контакта с другими
учениками. По своей сущности оно есть
не что иное, как самостоятельное выполнение
одинаковых для всего класса или группы
заданий. Однако если ученик выполняет
самостоятельное задание, данное учителем
с учетом учебных возможностей, то такую
организационную форму обучения называют индивидуализированной.
С этой целью могут применяться специально
разработанные карточки. В том случае,
если учитель уделяет внимание нескольким
ученикам на уроке в то время, когда другие
работают самостоятельно, то такую форму
обучения называют индивидуализированно-
В современной
Коллективная работа, по утверждению X.Й. Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
• класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
• организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
• действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
• есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Все многообразие организационных
форм обучения с точки зрения решения
ими целей образования и
Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.
1. Научность обучения: изуч. материал должен быть связан с жизнью, соответ. современ. уровню развития науки, методы обуч. должны соответ. современ. требованиям.
2. Развив. х-р обучения.
3.Развитие умственных способностей.
4.Воспитательные задачи.
5.Возбуждение интереса уч-ся к уч. материалу.
6. Степень трудности изуч. материала.
7. Последовательность и систематичность в изложении.
8. Формирование УН.
9.Систематич. и планомерный
учет и контроль качества
10. Соблюдение требований уч. гигиены и режима дня шк.
Анализ
1. Общ. структура урока: тип, место в сист., дозировка времени.
2. Реализация осн. дидактич. цели: все ли требования по программе отражены, активность уч-ся, верно ли осущ. план изучения матер., продумана ли методика решения отдельных блоков, обладает ли У достаточными З, что следует изменить, есть ли первичное закрепление, как осущ. проверка кач-ва обуч-я, есть ли дифф. Подход к уч-ся.