Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"
Производстенная – она занимается закономерностями обучения работающих людей , вышениях их квалификации.
Педагогика третьего возраста- воспитание и обучения в военных и учебных. Военная-изучает закономерности и обучения в военных и учебных заведениях.
40.История зарождения и развития педагогического знания.
Любой развивающейся науке,
в том числе и истории
Педагогика накопила огромное количество фактов , описаний, научных обобщений.История педагогики часто воспринимается всего лишь как элемент , часть педагогики,вместилище всего того,что уже было.
Специфок истории является то что она не сможет быть вырвана их контекста становления и развития общесоциального знания, поскольку «изучает коллективную работу поколений-практическую и теоретическую»
Педагогика , как наука представляет собой совокупность знаний , которые лежат в основе описания, анализа , организация, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса,
а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Историческое развитие падагогического знания проходит несколько этапов :1)зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогичесих произведений. 3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям.
Основано на саморазвитии
научной отрасли , сочетающей процессы
интеграции и дифференциации с широким
взаимодействием с другими науками-философией,
41.Методы педагогического исследования.
К методам относятся – наблюдение.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие , какого либо явления. В результате наблюдения ведутся записи , и создаётся план.
Этапы наблюдения:
А)Определение задач и цели наблюдения.
Б) Выбор объекта. В) Выбор способа наблюдения Г)выбор варианта записи наблюдения.
Д) Обработка полученной информации.
Изучение продуктов
Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.
Тестирование-использование тестов успеваемости.
Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
42.Структура педагогики.
История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
Общая педагогика – исследует
основные закономерности воспитания как
специально организованного
общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
Возрастная педагогика –
изучает особенности и
Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
Коррекционная педагогика (специальная)
– изучает обучение и воспитание
детей с физическими и
дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми);
тифлопедагогика (работа со
слабовидящими и незрячими
Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Сравнительная педагогика –
раскрывает особенности организации
образования в различных
Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования,
определяющий идеологию
обучения и воспитания, анализирующий
основные концептуальные
43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс.
Образование — это совокупность
общезначимых нравственных и культурных
ориентиров, знаний, умений и навыков,
достаточных для осознанного
и продуктивного участия
Образование представляет собой
процесс педагогически
В процессе образования
человек осваивает культурные
ценности: традиции, обычаи, историческое
наследие искусства,
Функции образования :
- Среда общения. - Оптимальный
и интенсивный способ
- Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
Виды образования :
— тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое. - тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное.
- тип освоения культурных
ценностей человеческого
- тип образовательной системы - университетское, академическо-гимназическое.- уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.
Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее.
Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы,
справкой о прослушанных
курсах в высшем учебном
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего)
и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
44.Социокультурные функции образования.
Что же касается социокультурной функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью,
т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного человека.
Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать.
Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы вкоренить в сердца народа добронравие. С этого момента школе вменялись в обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые до сих пор были возложены на семью.
Так, одной из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения.
В результате Великих реформ XIX века народное образование становится объектом заботы органов местного самоуправления – земств.
С этого момента усиливается конфликт между государством и обществом, касающийся политики образования.
Суть конфликта заключалась в том, что потребность в образовании усиливается в обществе, в то время как правительство начинает “сдавать позиции”, испугавшись плодов собственных усилий в развитии образования.
Отсюда усиление государственного контроля над школьными учреждениями, в частности, над земскими школами,
регулирование состава учащихся по национальному признаку (введение в 1887 г. процентной нормы для евреев при поступлении в учебные заведения), а также по сословному (введение в том же 1887 г. “циркуляра о кухаркиных детях”)
в целях недопущения в гимназии детей из низших сословий. Более того, правительство все четче обозначает социализирующую функцию, возложенную на систему образования.
А по сути навязывает образованию идеологическую функцию, принося в жертву политическим соображениям и потребность в действительно образованных людях, и возросшее стремление населения к получению качественного образования.
Преподавание в те времена в классической гимназии представляло собой безотрадную картину, в них царила обыкновенная зубрежка вместо развития ума.
Уровень знаний гимназистов непрерывно падал. От 63 до 79 гимназистов из каждой сотни выбрасывались из школы, как непригодные для нее.
Вместо скромных и благонравных юношей, какие были нужны правительству, выходили забитые (те, которые окончили обучение) и озлобленные (которые были выброшены за борт).
Политическая роль, навязанная школе, роковым образом сказалась на ней самой. “Из боязни передовых идей и сильных характеров, школа систематически занималась искоренением всяких идей и обезличением индивидуальности”.
45. Модели образования в современном обществе
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Российская система
Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная
образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию
образования с выделением
необходимых для этого
Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития,
гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
46. Общемировые тенденции развития образования
Мировое образовательное
пространство объединяет национальные
образовательные системы
Поэтому следует говорить
о современном мировом
В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции.
Стремление к демократической системе образования.
Значительное влияние
социально-экономических
Разрастание рынка образовательных услуг.
Увеличение спектра учебно-
Расширение сети высшего образования.
В сфере управления образованием
поиск компромисса между
Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран.
Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.
Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования.
Поиск дополнительных ресурсов
для образования детей с
Существенное увеличение
в мировом образовательном
47. Образовательные системы зарубежных стран
Особенности системы образования(США)
Система образования
Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный