Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

Производстенная – она занимается закономерностями обучения работающих людей , вышениях их квалификации.

Педагогика третьего возраста- воспитание и обучения в военных и учебных. Военная-изучает закономерности и обучения в военных и учебных заведениях.

 

40.История зарождения и развития педагогического знания.

Любой развивающейся науке, в том числе и истории педагигики , свойственна постоянная саморефлексия, служающая надёжным инстументом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса.

Педагогика накопила огромное количество фактов , описаний, научных  обобщений.История педагогики часто воспринимается всего лишь как элемент , часть педагогики,вместилище всего того,что уже было.

Специфок истории является то  что она не сможет быть вырвана их контекста становления и развития общесоциального знания, поскольку «изучает коллективную работу поколений-практическую и теоретическую»

Педагогика , как наука представляет собой совокупность знаний , которые лежат в основе описания, анализа , организация, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса,

а также поиска эффективных  педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни  в обществе.

Историческое развитие падагогического знания проходит несколько этапов :1)зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2) формирование педагогических  взглядов и теорий в рамках  философско-педагогичесих произведений. 3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям.

Основано на саморазвитии научной отрасли , сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками-философией,психологией,социологией,математикой,политологией.

 

41.Методы педагогического исследования.

К методам относятся –  наблюдение.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие , какого либо явления. В результате наблюдения ведутся записи , и создаётся план.

Этапы наблюдения:

А)Определение задач и цели наблюдения.

Б) Выбор объекта. В) Выбор  способа наблюдения Г)выбор варианта записи наблюдения.

Д) Обработка полученной информации.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов  эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.

  Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Педагогический эксперимент  может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

 Тестирование-использование  тестов успеваемости.

Широко применяются тесты  элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для  диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

 

42.Структура педагогики.

История педагогики – изучает  развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Общая педагогика – исследует  основные закономерности воспитания как  специально организованного педагогического  процесса и составляет основу для  разработки всех отраслей педагогических знаний:

общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и  руководства школьным делом).

Возрастная педагогика –  изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).

Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального  образования: педагогика ПУ; средних  профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.

Отраслевая педагогика –  изучает закономерности специальной  подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и  др.).

Социальная педагогика –  разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.

Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими  недостатками в развитии:

дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом  развитии); логопедия (работа по исправлению  дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми);

тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно  отсталыми детьми).

Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Сравнительная педагогика –  раскрывает особенности организации  образования в различных странах  мира.

Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин  во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий  роль философских учений для понимания  сущности образования,

 определяющий идеологию  обучения и воспитания, анализирующий  основные концептуальные подходы  к определению целей образования  и путей их реализации.

 

43.     Образование  как общечеловеческая ценность  и педагогический процесс.

Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного  и продуктивного участия человека в жизни общества.

Образование представляет собой  процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура.

 В процессе образования  человек осваивает культурные  ценности: традиции, обычаи, историческое  наследие искусства, архитектуры.

Функции образования :

- Среда общения.   - Оптимальный  и интенсивный способ вхождения  человека в мир культуры.- Средство развития и становления человека, как личности и профессионала.

- Способ социализации  личности, процесс ее самоутверждения.

Виды образования :

— тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое. -  тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное.

- тип освоения культурных  ценностей человеческого общества  -классическое, художественно-эстетическое, религиозное

  - тип образовательной системы - университетское, академическо-гимназическое.- уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

Результат образования. В  процессе обучения человек достигает  определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее  школьное, неполное высшее и высшее.

Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней  школы,

 справкой о прослушанных  курсах в высшем учебном заведении  или дипломом о высшем образовании.

Педагогический процесс  — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего)

и младшего (обучаемого) поколений  с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

 

44.Социокультурные функции образования.

Что же касается социокультурной  функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью,

т.е. не было особой потребности  в просвещении, приобретении навыков  и знаний, характерных, скажем, для  европейского образованного, просвещенного  человека.

Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать.

Воспитательные задачи Екатерина  видела в том, чтобы вкоренить  в сердца народа добронравие. С этого  момента школе вменялись в  обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые до сих пор были возложены на семью.

Так, одной из важнейших  социальных функций образования  становится социализация подрастающего  поколения.

В результате Великих реформ XIX века народное образование становится объектом заботы органов местного самоуправления – земств.

С этого момента усиливается  конфликт между государством и обществом, касающийся политики образования.

Суть конфликта заключалась  в том, что потребность в образовании  усиливается в обществе, в то время  как правительство начинает “сдавать позиции”, испугавшись плодов собственных  усилий в развитии образования.

Отсюда усиление государственного контроля над школьными учреждениями, в частности, над земскими школами,

регулирование состава учащихся по национальному признаку (введение в 1887 г. процентной нормы для евреев при поступлении в учебные  заведения), а также по сословному (введение в том же 1887 г. “циркуляра о кухаркиных детях”)

в целях недопущения в  гимназии детей из низших сословий. Более того, правительство все четче обозначает социализирующую функцию, возложенную на систему образования.

А по сути навязывает образованию идеологическую функцию, принося в жертву политическим соображениям и потребность в действительно образованных людях, и возросшее стремление населения к получению качественного образования.

Преподавание в те времена  в классической гимназии представляло собой безотрадную картину, в  них царила обыкновенная зубрежка вместо развития ума.

Уровень знаний гимназистов  непрерывно падал. От 63 до 79 гимназистов  из каждой сотни выбрасывались из школы, как непригодные для нее.

 Вместо скромных и  благонравных юношей, какие были  нужны правительству, выходили  забитые (те, которые окончили  обучение) и озлобленные (которые  были выброшены за борт).

Политическая роль, навязанная школе, роковым образом сказалась  на ней самой. “Из боязни передовых  идей и сильных характеров, школа  систематически занималась искоренением всяких идей и обезличением индивидуальности”.

 

45.  Модели образования  в  современном обществе

В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого  капитала.

Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран.

Однако ее преимущества могут  быть быстро утрачены, если не будет  сформулирована пользующаяся широкой  поддержкой общественности общенациональная

образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию

 образования с выделением  необходимых для этого ресурсов  и созданием механизмов их  эффективного использования.

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных  прав и свобод личности, повышения  темпов социально-экономического и  научно-технического развития,

гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Первейшая задача образовательной  политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его  соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства 

 

46.  Общемировые тенденции  развития образования

Мировое образовательное  пространство объединяет национальные образовательные системы разного  типа и уровня, значительно различающиеся  по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному  состоянию.

Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном  пространстве как о формирующемся  едином организме при наличии  в каждой образовательной системе  глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования  выделяют следующие глобальные тенденции.

Стремление к демократической  системе образования.

Значительное влияние  социально-экономических факторов на получение образования.

Разрастание рынка образовательных  услуг.

Увеличение спектра учебно-организационных  мероприятий.

Расширение сети высшего  образования.

В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой  централизацией и полной автономией.

Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран.

Постоянное обновление и  корректировка школьных и вузовских  образовательных программ.

Отход от ориентации на «среднего  ученика», повышенный интерес к одаренным  детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования.

Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Образовательные системы зарубежных стран

Особенности системы  образования(США)

Система образования

Государственной системы  образования, как таковой, в Америке  не существует. Хотя школы финансируются  в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"