Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"
эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.Закономерности педагогического
процесса находят конкретное
выражение в основных
54. Организация и управление педагогическим процессом
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью,
анализ и подведение
итогов на основе достоверной
информации. Объектами управления
могут быть биологические,
Одной из разновидностей
социальных систем является
Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
55. Сущность, содержание и цели обучения
Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми
, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества.
В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:
он нацелен прежде всего на овладение знаниями;
подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения,
т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;
процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.
Содержание обучения включает
в себя знания в тесной связи с
умениями, навыками, опытом творческой
деятельности и эмоционально-ценностным
отношением к миру. Его характер
и объем определяется социальным
заказом образовательной
Каждая эпоха формирует
это содержание в соответствии
с характерной для нее
Основным документом,
определяющим содержание
Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию,
его отношение к
миру и определению своего
места в нем, а специальное
образование дает человеку
Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения.
Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.
56. Принципы обучения
Причем под принципами обучения понимаются основные требования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей,
определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса обучения обычно выделяют следующие:
зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;
зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от объема и характера уже изученного учебного материала;
взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников процесса;
активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.
Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:
объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной действительности, его научность;
последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;
доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;
наглядность обучения, многообразие его методов;
поддержание активности учащихся при их обучении;
обеспечение прочного усвоения знаний;
поддержание тесной связи теории с практикой.
57. Методы, средства и формы процесса обучения.
Метды:
Лекция как важнейший общедидактический метод обучения используется прежде всего в высшей школе, но с некоторыми коррективами применяется и в старших классах учебных Условием эффективности лекции являются:
Учебная дискуссия - еще один из методов обучения, который постепенно входит в практику- нашей школы, хотя давно и успешно применяется на Западе.
Суть метода дискуссии
состоит в организации в
Работа с книгой, прежде всего с учебником, стала важнейшим методом обучения с тех пор как появились книги.
Вместе с ними у
ученика появилась возможность
получать информацию не только
непосредственно от
С появлением электронных учебников их роль в процессе обучения еще более повысилась.
Видеометод, который сформировался в связи с массовым проникновением в практику работы учебных заведений многообразных аудиовизуальных технических средств, в том числе компьютеров,
а также в связи с
возможностью выхода в Интернет с
его неограниченными
Речь, по сути дела, идет о новой комплексной дидактической технологии. Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
простые; составные; комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
беседа; зачет; экзамен; лекция;
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
урок; праздничный вечер; конференция; КВН.
Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.
Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ.
Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.
58. Контроль качества результатов обучения
Любая человеческая деятельность предполагает наряду с планированием, организацией также и контроль качества исполнения, проверку результатов.
Сущность контроля состоит
в сопоставлении целей с
. В качестве основы
контрольно-измерительных
Измерения и контроль в сфере образования призваны выяснить, на каком уровне сформированы знания, умения, навыки, способности к творческой деятельности, эмоционально-ценностные ориентации.
Контроль здесь призван, таким образом, установить степень достижения не только целей обучения, но и целей воспитания, т.е. развития заданных личностных качеств.
Однако выполнение
этой последней задачи
59. Особенности проблемного обучения
1)Это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.
Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.
2)наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления.
Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения.
3)вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью.
Связь с жизнью служит
важнейшим средством создания
проблемных ситуаций и
4)является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.
Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.
60. Развивающее обучение - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития.
1.Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу
2.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума
3.Педагогические воздействия
опережают, стимулируют,
4.Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
5.Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6.Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
61. Воспитание как педагогическое
явление. Цели и задачи
Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Важнейшая задача воспитания
— выявление склонностей и
дарований, развитие в соответствии
с индивидуальными
Цель воспитания —
это то, к чему стремится воспитание,
будущее, на достижение
формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
овладение общечеловеческими
нравственными ценностями, гуманистическим
опытом Отечества, призванными служить
прочным фундаментом всего
формирование активной гражданской
позиции, соответствующей
развитие активности в
решении трудовых, практических задач,
творческого отношения к
обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
62. Общие закономерности
и основные направления
Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.
а) органическая связь воспитания с общественными потребностями и условиями воспитания
б) человек воспитывается под влиянием самых разнообразных факторов. Важная роль в этом процессе принадлежит первую очередь родителям и педагогам.
в) результаты воспитания зависят от воспитательного воздействия на внутренний мир ребенка, его духовность
г) эффективность воспитательного
процесса зависит, от отношений в
коллективе здорового морально-
воспитание классифицируется по разным основаниям:
в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание.
По тому же основанию,
но в более конкретизированном
виде в качестве отдельных
направлений рассматривают