Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Условно эти факторы, характеризующие  жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к  этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприят¬ные условия воспитания связаны с  гражданской позицией родите¬лей: насколько  они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей  социальной обязанности члена общества. Помните, как замечательно сказал об этом поэт Роберт Рождественский:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А все остальное – потом!

А.С.Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о  том, что воспитание ребенка в  семье - это не только личное дело роди¬телей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные  дети - это горе и слезы и для  семьи, и для стра¬ны в целом. Сегодня печальное подтверждение  этим словам клас¬сика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желаю-щих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изо¬ляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их пере¬воспитания, лечения. А все, что связано с исправлением, реабили¬тацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспе¬чение условий для нормального развития детей.

Семья - сложная система  взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредст¬венно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких лю¬дей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкиваю¬щим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмо¬ционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто ле¬жат в основе дефектов развития и воспитания.

Научные исследования выявили  прямо пропорциональную за¬висимость качества домашнего воспитания детей  от уровня обра¬зования (профессиональной квалификации) родителей. Образова-ние влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональ¬ная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навы¬ков, инициативы, самостоятельности.

Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энер¬гии на постоянное повышение уровня своих  знаний по специально¬сти, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности  для самореализации оценивают¬ся ими  выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния се-мьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родите¬лей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окру¬жающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

В то же время повышение  образования и профессиональной ак¬тивности родителей сопровождается стремлением к более насы¬щенному проведению досуга, обогащению и развитию своего ду¬ховного мира, созидательной  творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность  родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей обще¬ственной  жизни. Ответственность за будущее  детей побуждает к анализу  своей воспитательной деятельности, к приобретению необ-ходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способ¬ствуют повышению педагогической культуры родителей.

Культура семьи, которая  накладывает свой отпечаток на все  сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содер¬жание досуга и  др.), - одна из важнейших предпосылок  полноцен¬ного воспитания детей, а  также других ее членов. Учитывая широ¬кий диапазон понятия «культура», можно  предположить, что каче¬ство семейного  воспитания будет во многом обусловлено  культур¬ными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства  во благо развития ребенка. Вот, например, музыка: нет другого искусства, которое  бы так властно вторгалось в эмоциональный  мир челове¬ка, подчиняло его  себе. Но воспитательное воздействие  музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с  пеленок привыкает к музыке как  бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, те¬левизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок  вряд ли на¬учится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились  давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга... Семьи исповедуют раз¬ные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиг¬рают» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами тво¬рят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хо¬ром, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ве¬дут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой  ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнитель¬ного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа  и др.). Деля с общественными институтами  воспитания часть забот об образовании  и развитии ребенка, родители ищут пути взаимо¬действия с профессиональными  педагогами, всячески поддержива¬ют  их авторитет в глазах сына или  дочери. Такие родители охотно принимают  участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается  их ребенок.

Социально-экономический  фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей  на работе. Воспи¬тание современных  детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребно¬стей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможно¬сти семьи материально  содержать детей, обеспечивать их полно-ценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризис¬ные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами ослож¬нились проблемы отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспи¬тания подрастающего поколения.

Между тем специалисты  считают, что зарплата работника  наем¬ного труда должна учитывать  не только материальные и духовные потребности самого работника, но и  соответствующие потребно¬сти его  детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового  населения, экономически разрушает  семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

¯ Для любознательных

Во многих развитых странах  реализуется принцип, согласно которому дети принадлежат семье, а не государству, поэтому и забота об образовании  и содер¬жании детей лежит  на родителях Тем не менее, независимо от доходов, семья получает пособия на детей (с момента их рождения) ежемесячно в Англии, ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Дании до достижения ребенком 16 лет, во Фран¬ции - до 17 лет, в Италии, Люксембурге, Греции - до 18 лет.

В нашей стране Закон Российской Федерации «О государственных посо¬биях  гражданам, имеющим детей» определяет виды и размеры материальной помощи семьям. Система государственных (федеральных) пособий гражда¬нам, имеющим детей, включает пять видов: 1. Пособия по беременности и ро¬дам 2. Единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. 4. Ежемесячные пособия на ребенка до достижения им воз¬раста 1,5 лет. 5. Ежемесячные пособия одиноким матерям на содержание ребен¬ка до достижения им 16 лет.

Дополнительная помощь оказывается  наиболее уязвимым группам семей (многодетным, неполным, имеющим детей-инвалидов). Безработным родите¬лям удваивается  пособие по безработице

На региональном уровне существуют свои дотации семьям. Например, бес¬платное  питание учащихся начальных классов  в школе, дотации на содержание детей  из студенческих семей, пособия семьям, в которых воспитываются дети, не посещающие дошкольное учреждение, и т.д.

Современная жизнь осложняет  условия семейного воспитания в  силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Это вызвано  рядом причин. Среди них - развитие сферы обслуживания, здравоохранения, образования, где традиционно преобладает  доля женского труда. В некоторых  отраслях, развивающихся на базе но¬вых технологий, например в электронике, точном приборостроении, женщины оказались  более сноровистыми, умелыми, чем  мужчины. Наконец, во многих странах, в  том числе и нашей, трудовая актив¬ность  женщин связана с достаточно высоким  уровнем их образования (у нас  среди специалистов с высшим и  средним образованием 61% женщин), что  стимулирует потребность реализовать  себя вне дома, сделать карьеру  и т.д. Сложные экономические условия, сло¬жившиеся в нашей стране в  последние годы, вновь подтвердили  вы-сокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются, легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.

Работа вне дома, меняя  статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С  одной стороны, сокращается время  общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей  работе, обязанностях, коллективе и  др., что вызывает у детей интерес, по¬вышает ее авторитет в их глазах. Даже дети дошкольного возраста с  гордостью говорят о том, что  мама работает (неважно кем). При  дефиците домашнего времени мать больше требований предъявля¬ет к самостоятельности  детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при  приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.

Но есть оборотная сторона  производственной деятельности ма¬тери, которая негативно сказывается  на воспитании детей. Снижа¬ется контроль за поведением ребенка - на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, не¬сколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужски¬ми видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой «эмансипации» происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал  семьи зависит от места и условий  проживания, оборудо¬ванности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда  обитания - это не дополнительное ук¬рашение в жизни, она оказывает большое  влияние на развитие ре¬бенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых мик-рорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и сте¬реотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробужде¬нию фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культур¬ной традицией, которая витает в старых кварталах города.

По воспитательным возможностям различаются сельские и го¬родские семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор об¬разовательных учреждений для ребенка, широкие  возможности для посещения различных  учреждений культуры, для занятий  спортом и т.д. Однако воспитание городских детей осложняется  ввиду его автономности, недостаточной  связи с окружающими людьми, сосед  по квартире не всегда поможет ребенку  дотянуться до дверного звонка, не то чтобы  принять участие в его воспитании. На селе -свои преимущества в воспитании по сравнению с городом. Оно от¬крыто влияниям окружающих людей, которые и похвалят, и пожу¬рят, и остановят ребенка от плохого поступка, не деля детей на своих и чужих. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естествен¬но включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с при¬родой.

Обеспеченность или необеспеченность семьи жильем, качество его обустроенности - существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие ее испытаниям на прочность. Это ведь только «с милым  рай и в шалаше», а когда  появится ребенок, нуж¬но благоустроенное  жилище, в котором удобно жить, где  каждый член семьи чувствует себя защищенным, имеет свою «заповедную  зону», в которой обитают игрушки, стоит любимое бабушкино кресло, письменный стол старшего брата и  т.д. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жилье необходимо сделать максимально удобным, чистым, уютным, функционально оправданный, имеющим свою индивидуальность. Помните народную мудрость: «Каково в дому, таково и самому»?

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и  т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в пол¬ной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопи¬тесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испо¬кон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потом¬стве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хо¬рошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеет¬ся много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают со¬циологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, рас¬павшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого вос¬питательного процесса

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"