Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"
Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприят¬ные условия воспитания связаны с гражданской позицией родите¬лей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Помните, как замечательно сказал об этом поэт Роберт Рождественский:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – мы родители,
А все остальное – потом!
А.С.Макаренко в «Книге
для родителей» развил мысль о
том, что воспитание ребенка в
семье - это не только личное дело роди¬телей,
но процесс, имеющий непосредственный
выход на общество: плохо воспитанные
дети - это горе и слезы и для
семьи, и для стра¬ны в целом.
Сегодня печальное
Семья - сложная система
взаимоотношений между
Научные исследования выявили прямо пропорциональную за¬висимость качества домашнего воспитания детей от уровня обра¬зования (профессиональной квалификации) родителей. Образова-ние влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональ¬ная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навы¬ков, инициативы, самостоятельности.
Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энер¬гии на постоянное повышение уровня своих знаний по специально¬сти, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации оценивают¬ся ими выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния се-мьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родите¬лей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окру¬жающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.
В то же время повышение
образования и профессиональной
ак¬тивности родителей
Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содер¬жание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноцен¬ного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широ¬кий диапазон понятия «культура», можно предположить, что каче¬ство семейного воспитания будет во многом обусловлено культур¬ными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир челове¬ка, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, те¬левизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли на¬учится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга... Семьи исповедуют раз¬ные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиг¬рают» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами тво¬рят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хо¬ром, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ве¬дут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.
Родители, озабоченные судьбой
ребенка, серьезнее подходят к выбору
для него детского сада, школы, учреждений
дополнитель¬ного образования (спортивная
секция, кружок, музыкальная школа
и др.). Деля с общественными институтами
воспитания часть забот об образовании
и развитии ребенка, родители ищут пути
взаимо¬действия с
Социально-экономический
фактор определяется имущественными характеристиками
семьи и занятостью родителей
на работе. Воспи¬тание современных
детей требует серьезных
Между тем специалисты считают, что зарплата работника наем¬ного труда должна учитывать не только материальные и духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребно¬сти его детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.
¯ Для любознательных
Во многих развитых странах реализуется принцип, согласно которому дети принадлежат семье, а не государству, поэтому и забота об образовании и содер¬жании детей лежит на родителях Тем не менее, независимо от доходов, семья получает пособия на детей (с момента их рождения) ежемесячно в Англии, ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Дании до достижения ребенком 16 лет, во Фран¬ции - до 17 лет, в Италии, Люксембурге, Греции - до 18 лет.
В нашей стране Закон Российской Федерации «О государственных посо¬биях гражданам, имеющим детей» определяет виды и размеры материальной помощи семьям. Система государственных (федеральных) пособий гражда¬нам, имеющим детей, включает пять видов: 1. Пособия по беременности и ро¬дам 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. 4. Ежемесячные пособия на ребенка до достижения им воз¬раста 1,5 лет. 5. Ежемесячные пособия одиноким матерям на содержание ребен¬ка до достижения им 16 лет.
Дополнительная помощь оказывается наиболее уязвимым группам семей (многодетным, неполным, имеющим детей-инвалидов). Безработным родите¬лям удваивается пособие по безработице
На региональном уровне существуют свои дотации семьям. Например, бес¬платное питание учащихся начальных классов в школе, дотации на содержание детей из студенческих семей, пособия семьям, в которых воспитываются дети, не посещающие дошкольное учреждение, и т.д.
Современная жизнь осложняет
условия семейного воспитания в
силу того, что заметнее стал приток
женщин на рынок труда. Это вызвано
рядом причин. Среди них - развитие
сферы обслуживания, здравоохранения,
образования, где традиционно преобладает
доля женского труда. В некоторых
отраслях, развивающихся на базе но¬вых
технологий, например в электронике,
точном приборостроении, женщины оказались
более сноровистыми, умелыми, чем
мужчины. Наконец, во многих странах, в
том числе и нашей, трудовая актив¬ность
женщин связана с достаточно высоким
уровнем их образования (у нас
среди специалистов с высшим и
средним образованием 61% женщин), что
стимулирует потребность
Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, по¬вышает ее авторитет в их глазах. Даже дети дошкольного возраста с гордостью говорят о том, что мама работает (неважно кем). При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявля¬ет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.
Но есть оборотная сторона производственной деятельности ма¬тери, которая негативно сказывается на воспитании детей. Снижа¬ется контроль за поведением ребенка - на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, не¬сколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужски¬ми видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой «эмансипации» происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудо¬ванности жилища, особенностей образа жизни семьи.
Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное ук¬рашение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ре¬бенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых мик-рорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и сте¬реотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробужде¬нию фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культур¬ной традицией, которая витает в старых кварталах города.
По воспитательным возможностям
различаются сельские и го¬родские
семьи. В городе в арсенале родителей
- богатый выбор об¬разовательных
учреждений для ребенка, широкие
возможности для посещения
Обеспеченность или
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в пол¬ной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопи¬тесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испо¬кон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потом¬стве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хо¬рошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеет¬ся много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают со¬циологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, рас¬павшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого вос¬питательного процесса