Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".

Вложенные файлы: 1 файл

МОЁ фэмп ответы ПЕЧ.docx

— 304.23 Кб (Скачать файл)

4 этап (5 – 6 лет). Учат детей переходить из трёхмерного простр-ва в двухмерное и наоборот (трансформировать), т.е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном простр-ве, ориентируясь на схему.Подготовит. упр-я: знакомят детей с условными знаками. Затем детям предл-ся готовые условные знаки, которые они должны разложить на листе бумаги в соответ. с расположением предметов в 3-мерном простр-ве.Осн. упр-я: - нарисовать на схеме с помощью услов. знаков предметы, расположенные в комнате или на участке,- по готовой схеме расставить предметы.Игры: «Обставь кукле комнату», «Дизайнер», «Найди секрет», «Разведчики»,  «Найди, что спрятано». (Звездочкой обозначено место, где спрятан секрет, стрелками – маршрут, по которому надо идти. Могут играть 2 команды:  кто быстрее найдет).

63. Особенности восприятия  и понимания времени детьми  раннего и дошкольного в-та, развитие  у дошкольников чувства времени.Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжит-ти, послед-ти, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий. Основа восприятия времени – чувст. восприятие. Для того чтобы правильно ориентир. во времени, необх. знание общепринятых эталонов времени.  Время восприн-ся комплексом анализаторов (особенно двигательными).Детьми дошк. в-та время восприн-ся опосредованно, через опред. деят-ть, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Этапы развития

1 этап (0 - 2 года).  Время  восприн-ся на основе чувств. опыта  и связано с конкрет. деят-ю  детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

2 этап (2 - 4 года).  Дети  спос-ны отражать в речи категории  времени. Однако, они еще не владеют  прошлыми и будущими формами, путают относит. временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Времен. интервалы восприн-ся детьми  как конкрет. предметы (опредмечивание  времени). Временные интервалы дети  связывают с постоянно повтор-ся  или эмоц. привлек-ми событиями  или явлениями,  дети до 4-х лет  восприн-ют время через собст. деят-ть и по ярким событиям  или явлениям.

3 этап (4 - 6 лет). Дети активно  отражают в речи времен. категории, однако, хуже усваивают времен. термины, выражающие длит-ть и послед-ть  событий. Они восприн-ют время  по деят-ти других людей, по  объективным природным явлениям.

4 этап (после 6  лет). Дети  ориентир-ся по общепринятым эталонам  времени (по часам).

Причины трудностей восприятия времени:Необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;Текучесть времени:Отсутствие наглядных форм времени.

64. Обучение детей  разного в-та различению частей  суток, умению определять и называть  их последовательность.

1 этап. Введение  названий времен. единиц в пассивный  словарь детейДля введения в пассивный словарь  названий единиц измерения времени педагог в своей речи пост. использует времен. термины («вот и лето пришло», «уже вечер настал»). К трем годам они вводятся  в актив. словарь,  детей побуждают отвечать на вопросы: Что ты делаешь ночью? Что происходит зимой? и т.п.

2 этап    (3 – 5 лет). Ознак. с характ-ми св-ми единиц измерения времени  

Детей учат наз. и различать между собой единицы измерения времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); времена года (зима, весна, лето, осень); дни недели (понедельник,…, воскресенье); названия месяцев; вчера, сегодня, завтра.Методика для 2-го этапа (общая для всех  временных единиц).

Вопросы:1. Общий  вид вопроса: Что бывает /происходит/ в данную временную единицу? (В ответ ребенок называет характер. явления и действия).  Примеры: Что ты делаешь утром? Что происходит летом? Что ты делаешь в воскресенье?

2. Общий  вид вопроса: Когда  бывают перечисляемые действия  и явления?  (Дети называют временную  единицу).Пример: Когда ты очень  тепло одеваешься, на улице идет снег?  В вопросах обязательно надо  называть несколько характерных действий и явлений.Упр-я:

1 вид: по типу «Когда  это бывает?», т.е. детям перечисл-ся  характ-е явл-я и действия, а  дети называют единицу времени.

Варианты: можно загадать соответ-ю загадку или стишок, можно показать картинку, на которой изображены характ-е явл-я и действия.2 вид: педагог называет времен. единицу. Дети должны перечислить характ-е явления и действия или найти соответ. картинку, или рассказать стишок. Для упр. используются модели времени (картинки, иллюстрации, круговая модель).               Игры: - «Наш день», «Машенькин день».Ребенок  рассказывает, что он делает утром (днем, вечером, ночью) или что делает кукла Маша.-  «Когда это бывает»,  «Путешествия» (утром, осенью).1-ый вариант: восп-ль называет любую времен. единицу (например, «утро»), ребенок должен назвать, что можно увидеть только утром;2-ой вариант: ребенок должен выбрать из картинок все те, на которых изображено то, что характерно для утра.

Наблюдения за изменениями в природе. В процессе наблюдений педагог обращает внимание детей на характер. признаки временных единиц, на изменения в природе, происх. при смене времен. единиц (чем отличается день от утра, день от вечера; осень от лета).

Чтение произведений худ. Лит-ры, где идет речь о единицах измерения времени (загадки, стишки, сказки и т.д.). Исп-ся муз. произведения, картины.

3 этап (4 – 6 лет). Формир. представл. о послед-ти времен.  единиц

Методика для 3-го этапа (для всех временных единиц).Вопросы: Какая пора  года сейчас (какая была перед ней, какая наступит после)?Может ли после ночи наступить вечер?Методика объяснения послед-ти врем. единиц (на примере времен года).Перед детьми расклад-ся 4 иллюстрации, на кот. изображен один и тот же пейзаж,  но в разные времена года.Вопросы: Что нарисовано на 1-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Что изменится   в природе потом? Указываем  на 2-ую карточку: Что нарисовано на 2-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Подводим детей к выводу: значит, после зимы наступает весна. Указываем  на 3-тью (а затем на 4–ую) карточку и задаем аналог. вопросы.В конце делаем  общий вывод: за зимой всегда наступает весна, за весной -  лето, за летом – осень, за осенью - зима. Игры: - «Продолжай». Ведущий называет времен. единицу, а дети – след. или предыдущую. Варианты: с мячом, без ведущего (мяч передается по кругу), дети стоят в шеренге – кто быстрее дойдет до  ведущего.- «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью) – ведущий  называет врем. единицу,  а дети называют предыдущую и последующую единицу времени. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о послед-ти врем. единиц.

Для того, чтобы дети ненавязчиво запомнили послед-ть врем. единиц, в группе должна  исп-ся постоянная наглядность. Для запоминания послед-сти дней недели детям предлагается календарь недели – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на них еще может быть изображена деят-ть присущая этому дню недели.Детям показ-ся связь между названием дней недели и порядковыми числит-ми (1-й понедельник, 2-й вторник и т.д.).В гр. должен постоянно висеть иллюстрир. календарь года. Детей учат  запоминать послед-ть месяцев в каждом сезоне. Название месяцев по-русски дети запоминают труднее, а белорус. названия месяцев - легче, т.к. они связаны с конкрет. явлениями природы и деят-ю людей.  

65. Формированиеу  дошкольников понимания и различения  значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».В пассивный словарь слова вчера сегодня завтра вводятся в 3-5 лет. В активный - в 5-6 ( A.M. Леушина). Вопрсы: Что ты делал вчера ( в ответ - характерные действия). Когда ты ходил в парк ( делал названные действия)?(в ответ -вчера или сегодня, или завтра). Упражнения о сменяемости 3-х суток: детям даётся 3 набора карточек частей суток и предлагается разложить эти карточки, чтобы получились эти 3-е суток. Поясняется: как только закнчивается ночь 1-х суток начинается утро 2-х суток, те сутки что прошли - называются вчера, а те сутки которые наступают - сегодня.После ночи сегодняшних суток- наступают сутки которые называются завтра. Ведём беседы на протяжении 3-х суток о каком-то ярком событии В первый день поход в театр связываем со словом завтра. На вторые сутки поход в театр связываем со словом сегодя. На 3-е сутки - со ел вчера. Такие беседы проводятся несколько раз в году. Упражнения с тремя картинками, на одной из которых изображено некоторое событие. Карточка с событием кладётся в определённое место ( сегодня - в середину, завтра - справа, вчера - слева) и выясняется " Когда это происходит? " или даётся задание " Положи карточку так, чтоб событие призошло завтра. Может быть организована парна игра "Когда это было?" После того как дети хорошо усвоили последовательность дней недели проводится беседа: какой день недели был сегодня, какой вчера...

67. ознакомление д-й разных возрастных групп с временами года, их последовательностью.

68. ознакомление  д-1 с названиями месяцев, годом

69. Знакомство дошкольников  с приборами измерения времени. Методика формирования умения  определять время по часам. Формирование  у дошкольников чувства времени.Факторами, на основе кот. формир-ся чувство времени, являются: 1) знание врем. эталонов; для того чтобы ребенок мог понять, о какой врем. длит-ти ему говорят, или самост. определить врем. интервал, он должен знать меры времени по часам и научиться ими пользоваться; 2) переживание времени ; 3) развитие у детей умения оценивать врем. интервалы без часов; контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

 У воспит-ков старш. и подготовит. к школе групп  можно развивать чувство врем. сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение  этих интервалов жизненно важно  для детей: 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее  распростр-на в речи окруж.

 В методику работы  с детьми могут быть включены  след. моменты: 1) ознак. детей с врем. интервалами в 1, 3, 5, 10 минут (при этом  следует использовать секундомер, песочные часы, часы-конструктор  для восприятия детьми длит-ти  указанных интервалов); 2) обеспечение  переживания длит-ти этих интервалов  в разных видах деят-ти; 3) обучение  умению выполнять работу в  указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего  следует учить измерять время  и оценивать длит-ть деят-ти, регулировать темп ее выполнения. Работу желательно проводить по этапам. На первом этапе важно учить детей определять окончание срока выполнения деят-ти по песочным часам, этим обеспечивается накопление опыта у детей в использ. мерки. Воспит-ль постоянно дает оценку умениям детей контролировать время по песочным часам.

 На втором этапе  следует учить детей оценивать  по представлению длит-ть интервала  времени в процессе деят-ти. Воспит-ль  фиксирует внимание на точности  оценки детьми длит-ти.

 На третьем этапе  можно обучать умению предварит. планировать объем деят-ти в  указанный отрезок времени на  основе имеющегося представления  о его длит-ти. Проверка выполнения  намеченного по плану объема  работы  на данную длит-ть осущ-ся  с пом. песоч. часов.

 На четвертом этапе  учить детей переносить умение  оценивать длит-ть временных отрезков  в жизнь (быт, занятия, игры).

 Работа провод-ся в  рамках занятий по матем. На  первом занятии надо выявить  предст-я детей об 1 минуте и  продемонстр-ть ее длит-ть на  секундомере, объяснив, что движение  стрелки по кругу совершается  всегда за 1 минуту. После этого  следует показать песочные часы, объяснить, почему они так наз., и продемонст-ть длит-ть минуты  одноврем. по песочным часам и  секундомеру. Затем предложить детям  выяснить, что можно успеть сделать  за 1 минуту. На этом и следующих  занятиях ребята сами будут  проверять, что можно сделать  за 1 минуту.

 На послед. занятиях дошк-ки вып-ют три задания. 1. Выкладывание из палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за песоч. часами. 2. Расклад. палочек по десять штук в течение  минуты. 3. Укладка всех палочек по одной в коробку в течение 1 минуты. В этом занятии учтено, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии детям дается по 30 палочек. Таким образом, создаются условия, при которых они могут выполнить задание в срок.

 На след. занятии дети  вновь наблюдают с пом. песоч. часов за протеканием 1 минуты  и выполняют несколько усложн. задания, в кот. кол-во операций  зависит от индивид. темпа действий. В конце занятия детям показывают  завис-ть результатов от темпа  работы при одинаковой ее длит-ти.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песоч. часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчит. на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку можно сравнить, сколько вещей успевали надеть за 1 минуту и за 3 минуты. Этот (в 5 минут) интервал дети должны воспринять как величину, производную от 1 минуты: пять раз будут перевернуты минутные песоч. часы, пять раз обойдет круг стрелка на секундомере.  При знакомстве с интервалом в 5 минут дошк. учатся измерять время и на песочных часах, и на игруш. часах-конструкторе с прозрачным корпусом. Эти часы можно пускать и останавливать в нужный момент. 5-минутный интервал легко увидеть на этих часах как расстояние от цифры до цифры. Так, можно предложить ребятам за 5 минут нарисовать и закрасить вазу, а затем за 10 минут нарисовать узор. Воспитатель показывает, что за 10 минут стрелка часов пройдет расстояние между двумя цифрами. Пускаются часы, и дети самост. заканчивают работу с окончанием отведенного на нее времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"