Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
4 этап (5 – 6 лет). Учат детей переходить из трёхмерного простр-ва в двухмерное и наоборот (трансформировать), т.е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном простр-ве, ориентируясь на схему.Подготовит. упр-я: знакомят детей с условными знаками. Затем детям предл-ся готовые условные знаки, которые они должны разложить на листе бумаги в соответ. с расположением предметов в 3-мерном простр-ве.Осн. упр-я: - нарисовать на схеме с помощью услов. знаков предметы, расположенные в комнате или на участке,- по готовой схеме расставить предметы.Игры: «Обставь кукле комнату», «Дизайнер», «Найди секрет», «Разведчики», «Найди, что спрятано». (Звездочкой обозначено место, где спрятан секрет, стрелками – маршрут, по которому надо идти. Могут играть 2 команды: кто быстрее найдет).
63. Особенности восприятия
и понимания времени детьми
раннего и дошкольного в-та, развитие
у дошкольников чувства
Этапы развития
1 этап (0 - 2 года). Время восприн-ся на основе чувств. опыта и связано с конкрет. деят-ю детей (чередование сна, кормления, бодрствования).
2 этап (2 - 4 года). Дети
спос-ны отражать в речи
3 этап (4 - 6 лет). Дети активно
отражают в речи времен. категории,
однако, хуже усваивают времен. термины,
выражающие длит-ть и послед-
4 этап (после 6 лет). Дети
ориентир-ся по общепринятым
Причины трудностей восприятия времени:Необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;Текучесть времени:Отсутствие наглядных форм времени.
64. Обучение детей
разного в-та различению
Детей учат наз. и различать между собой единицы измерения времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); времена года (зима, весна, лето, осень); дни недели (понедельник,…, воскресенье); названия месяцев; вчера, сегодня, завтра.Методика для 2-го этапа (общая для всех временных единиц).
Вопросы:1. Общий вид вопроса: Что бывает /происходит/ в данную временную единицу? (В ответ ребенок называет характер. явления и действия). Примеры: Что ты делаешь утром? Что происходит летом? Что ты делаешь в воскресенье?
2. Общий вид вопроса: Когда бывают перечисляемые действия и явления? (Дети называют временную единицу).Пример: Когда ты очень тепло одеваешься, на улице идет снег? В вопросах обязательно надо называть несколько характерных действий и явлений.Упр-я:
1 вид: по типу «Когда это бывает?», т.е. детям перечисл-ся характ-е явл-я и действия, а дети называют единицу времени.
Варианты: можно загадать соответ-ю загадку или стишок, можно показать картинку, на которой изображены характ-е явл-я и действия.2 вид: педагог называет времен. единицу. Дети должны перечислить характ-е явления и действия или найти соответ. картинку, или рассказать стишок. Для упр. используются модели времени (картинки, иллюстрации, круговая модель). Игры: - «Наш день», «Машенькин день».Ребенок рассказывает, что он делает утром (днем, вечером, ночью) или что делает кукла Маша.- «Когда это бывает», «Путешествия» (утром, осенью).1-ый вариант: восп-ль называет любую времен. единицу (например, «утро»), ребенок должен назвать, что можно увидеть только утром;2-ой вариант: ребенок должен выбрать из картинок все те, на которых изображено то, что характерно для утра.
Наблюдения за изменениями в природе. В процессе наблюдений педагог обращает внимание детей на характер. признаки временных единиц, на изменения в природе, происх. при смене времен. единиц (чем отличается день от утра, день от вечера; осень от лета).
Чтение произведений худ. Лит-ры, где идет речь о единицах измерения времени (загадки, стишки, сказки и т.д.). Исп-ся муз. произведения, картины.
Методика для 3-го этапа (для всех временных единиц).Вопросы: Какая пора года сейчас (какая была перед ней, какая наступит после)?Может ли после ночи наступить вечер?Методика объяснения послед-ти врем. единиц (на примере времен года).Перед детьми расклад-ся 4 иллюстрации, на кот. изображен один и тот же пейзаж, но в разные времена года.Вопросы: Что нарисовано на 1-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Что изменится в природе потом? Указываем на 2-ую карточку: Что нарисовано на 2-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Подводим детей к выводу: значит, после зимы наступает весна. Указываем на 3-тью (а затем на 4–ую) карточку и задаем аналог. вопросы.В конце делаем общий вывод: за зимой всегда наступает весна, за весной - лето, за летом – осень, за осенью - зима. Игры: - «Продолжай». Ведущий называет времен. единицу, а дети – след. или предыдущую. Варианты: с мячом, без ведущего (мяч передается по кругу), дети стоят в шеренге – кто быстрее дойдет до ведущего.- «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью) – ведущий называет врем. единицу, а дети называют предыдущую и последующую единицу времени. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о послед-ти врем. единиц.
Для того, чтобы дети ненавязчиво запомнили послед-ть врем. единиц, в группе должна исп-ся постоянная наглядность. Для запоминания послед-сти дней недели детям предлагается календарь недели – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на них еще может быть изображена деят-ть присущая этому дню недели.Детям показ-ся связь между названием дней недели и порядковыми числит-ми (1-й понедельник, 2-й вторник и т.д.).В гр. должен постоянно висеть иллюстрир. календарь года. Детей учат запоминать послед-ть месяцев в каждом сезоне. Название месяцев по-русски дети запоминают труднее, а белорус. названия месяцев - легче, т.к. они связаны с конкрет. явлениями природы и деят-ю людей.
65. Формированиеу
дошкольников понимания и
67. ознакомление д-й разных возрастных групп с временами года, их последовательностью.
68. ознакомление д-1 с названиями месяцев, годом
69. Знакомство дошкольников
с приборами измерения времени.
Методика формирования умения
определять время по часам. Формирование
у дошкольников чувства
У воспит-ков старш.
и подготовит. к школе групп
можно развивать чувство врем.
сначала на интервалах в 1, 3, 5 и
10 минут, потому что различение
этих интервалов жизненно
В методику работы
с детьми могут быть включены
след. моменты: 1) ознак. детей с врем.
интервалами в 1, 3, 5, 10 минут (при этом
следует использовать
На втором этапе
следует учить детей оценивать
по представлению длит-ть
На третьем этапе
можно обучать умению
На четвертом этапе
учить детей переносить умение
оценивать длит-ть временных
Работа провод-ся в
рамках занятий по матем. На
первом занятии надо выявить
предст-я детей об 1 минуте и
продемонстр-ть ее длит-ть на
секундомере, объяснив, что движение
стрелки по кругу совершается
всегда за 1 минуту. После этого
следует показать песочные
На послед. занятиях дошк-ки вып-ют три задания. 1. Выкладывание из палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за песоч. часами. 2. Расклад. палочек по десять штук в течение минуты. 3. Укладка всех палочек по одной в коробку в течение 1 минуты. В этом занятии учтено, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии детям дается по 30 палочек. Таким образом, создаются условия, при которых они могут выполнить задание в срок.
На след. занятии дети
вновь наблюдают с пом. песоч.
часов за протеканием 1 минуты
и выполняют несколько усложн.
задания, в кот. кол-во операций
зависит от индивид. темпа действий.
В конце занятия детям
Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песоч. часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчит. на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку можно сравнить, сколько вещей успевали надеть за 1 минуту и за 3 минуты. Этот (в 5 минут) интервал дети должны воспринять как величину, производную от 1 минуты: пять раз будут перевернуты минутные песоч. часы, пять раз обойдет круг стрелка на секундомере. При знакомстве с интервалом в 5 минут дошк. учатся измерять время и на песочных часах, и на игруш. часах-конструкторе с прозрачным корпусом. Эти часы можно пускать и останавливать в нужный момент. 5-минутный интервал легко увидеть на этих часах как расстояние от цифры до цифры. Так, можно предложить ребятам за 5 минут нарисовать и закрасить вазу, а затем за 10 минут нарисовать узор. Воспитатель показывает, что за 10 минут стрелка часов пройдет расстояние между двумя цифрами. Пускаются часы, и дети самост. заканчивают работу с окончанием отведенного на нее времени.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"