Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".

Вложенные файлы: 1 файл

МОЁ фэмп ответы ПЕЧ.docx

— 304.23 Кб (Скачать файл)

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте

 Выбор технологий развития  количественных и числовых представлений  зависит от выделения ведущего  в этом процессе действия (способа  познания), определяющего успешность. Такой дет. деят.явл. сосчитывание (счет) как основа развития у детей  представлений о числе.

 При выборе и разработке  эффективных приемов развития  у детей дошк. в-та числовых  представлений учитывается следующее. Степень освоенности детьми 3—4-х лет свойств предметов (цвета, формы, размера); умения осуществлять группировку и упорядочение, сравнивать предметы по разным признакам, в том числе и по количеству.  Признание положения, согласно которому счет для ребенка дошк. в-та явл. жизн. потребностью; овладение процессом счета осущ-ся наиболее успешно при условии пост. стимуляции практич. действий, восприятия и мышления (Сколько? Чего меньше? Как увели­чить? Если добавить 2, то...) при одновременном практикова-нии в применении чисел и цифр.

 Необходимость индивидуализации  процесса развития количественных  представлений.

 При упр.детей в  счете и вычислениях следует  учитывать взаимосвязь этих деят-тей: действие увеличения (сложения) рассм-ся  как «счет вперед», а действие  уменьшения (вычитания) — как «счет  назад» (Г. Фройден-таль).

Составляет вместе с ребенком лесенки из цветных счетных палочек Кюизенера (плоских, объемных), считает ступеньки, поднимаясь и спускаясь по ним (называя при этом числа в прямом и обратном порядке).

 Помогает запоминать  последовательность чисел, используя  для этого потешки, сказки; соотнести число и цифру. Включается в моделирование отношений больше — меньше на 1. Пример задания: «Если к мишкам прибавить еще одного, их будет... (больше на.., 5 и т. д.). Принеси столько кубиков». Организует игровые упражнения, помогающие ребенку понять независимость количества элементов от их расположения, комплектования, размеров и расстояния между ними. Наблюдает за ребенком с целью выявления особенностей использования им чисел в повседневной жизни. Проблемно-игровые технологии, цель которых — развитие  числовых представлений детей, используются только во взаимосвязи и в контексте других видов детской деятельности.

 Преимущество в развитии  числовых представлений детей  дошкольного возраста принадлежит  игре: индивидуальной, совместной , специально  организованной (занятия Оправдано  при этом использование жизненных  материалов: листьев, камешков, гальки, предметов быта, монет.

75. индивтдуальная  и самостоятельная деятельность  математической напрвленности, условия  ее организации в учреждении  дошкольного образования

76. педагогические  условия осуществления преемственности  в работе детского сада и  начальной школы по математическому  развитиюУспехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в до­школьные годы, от уровня развития познавательных интересов, мотивов и потребностей, познавательной активности ребёнка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному и, в частности, к математическому развитию детей.

Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, компьютеризация всех областей общественной жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет и др.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и вы­полнить их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять собой единый развивающийся процесс.К сожалению, в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда просматривается это единство. Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае нельзя говорить об эффективной преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом, так как наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе; гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

Кроме того, если программа 1-го класса просто будет повторять программу подготовительной к школе группы, узнаваемый учебный материал будет неинтересен первокласснику, будет вызывать ощущение известности, что приведёт к снижению познавательной активности.

Следовательно, необходимо создание единой системы непрерывного образования,   предусматривающего неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев системы, в данном случае в детском саду и школе.

  Преемственность —  это опора на  пройденное, использование  и развитие   имеющихся   у   детей   знаний, представлений, способов деятельности.   Она   означает   расширение   и   углубление этих знаний, осознание  уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего и обеспечивает непрерывность всех ступеней образования.  Данный вопрос настолько важен, что была разработана Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Авторы концепции (Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, Т.Н. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Л.В. Поздняк, Стеркина,   В.И.   Яшина) считают, что полноценное достижение образовательного стандарта возможно только при обеспечении непрерывности всех ступеней образования.

На наш взгляд, необходимость осуществления преемственности в обучении дошкольников элементарной математике между детским садом и школой обусловлена ещё и спецификой данной области знаний, которую можно рассмотреть в следующих направлениях.

1.  В процессе работы  по развитию элементарных математических  представлений у ребёнка развиваются  все психические процессы, особенно  мыслительные функции (все операции  мышления, элементы логики и абстрактного  мышления). Следовательно, при грамотно  организованном процессе развития  математических представлений в  детском саду осуществляется  преемственность между детским  садом и школой и в развитии  познавательных процессов и функций.

2.  Математика как область  знаний довольно сложна, поэтому  приобретение математических знаний  в школе будет затруднено без  опоры на изученное в ДОУ (формирование  математических понятий в школе  должно опираться на сформированные  в детском саду представления).

3. В процессе математической  работы в детском саду происходит  успешное формирование навыков  учебной деятельности (например, развивается  способность детей анализировать  свои действия, выделять их существенные  звенья, сознательно изменять и  перестраивать их в зависимости  от получаемого результата, формируется  способность к самоконтролю). Значит, преемственность в работе по  математике между дошкольным  и школьным возрастом даёт  возможность обучать детей общим  принципам, способам учебной деятельности, обеспечивает достижение общей  ин­теллектуальной основы в развитии ребёнка.

Общепризнанным является мнение, что сущность преемственности между детским садом и школой состоит во взаимосвязи, согласованности и перспективности всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного про­цесса. Это обеспечивает поступательное развитие ребёнка.

Рассмотрим подробнее преемственность во всех этих компонентах системы обучения математике детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторы концепции непрерывного образования считают, что преемственность в целях и задачах обуче­ния детей 3-10 лет математике заключается в формулировке следующих общих для дошкольного и младшего школьного этапа задач:

1)  развитие элементарных  форм интуитивного и логического  мышления и соответствующего  им мате­матического языка; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации); умений оперировать знаково-символическими средствами;

2)  овладение определённой  системой математических понятий  и общих способов действий;

3)    овладение первоначальными  представлениями о ведущем математическом  методе познания реальной действительности - математическом моделировании.

Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется образовательными программами. В настоящее время существует множество вариативных программ на уровне детского сада и школы. Это существенно затрудняет установление преемственности в системе образования.

Если говорить о конкретном содержании математической работы, то и в детском саду, и в школе в него включаются разделы, связанные со сравнением предметов и групп предметов по размеру, величине и форме, усвоение последовательности чисел от 0 до 20; знания о составе числа из единиц и двух меньших чисел; умение решать простые арифметические задачи в одно действие; пространственные и временные представления.

Ребёнок в детском саду уже должен научиться воспринимать число как знак, как основное понятие математики, обозначающее количество предметов или порядковый номер местоположения предмета. Опираясь на эти представления, полученные в дошкольном возрасте, в школе ребёнок усваивает дальнейшую последовательность чисел, овладевает умением записывать числовые выражения и арифметические действия.

Знания состава числа в детском саду служат предпосылкой для усвоения таблицы сложения чисел в школе.

Ребёнок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал геометрического мышления в школе.

В детском саду ведётся исследовательско-лингвисшческая работа: дети усваивают простейшие математические термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путём рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе. Причём важнейшие математические термины и в ДОУ, и в школе должны не запоминаться, а осозна­ваться детьми.

Мы видим, что содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных.

Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

К числу наиболее известных образовательных программ, обеспечивающих преемственность в работе детского сада и школы, относится программа для воспитателей и родителей под редакцией Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество». Она рассчитана для детей от года до 10 лет и охватывает содержание работы с детьми и в образовательном учреждении, и в семье. Работа с семьей даёт возможность примерно равного старта в обучении в школе для детей, посещавших и не посещавших ДОУ. (Это один из вариантов достижения преемственности в содержании.)

Другой вариант эффективного достижения преемственности - создание комплекса «Детский сад - общеобразовательная школа».

Здесь создаётся механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей. В случае появления подобного комплекса производится тщательный отбор содержания непрерывного образования на основе разных образовательных программ, а также разрабатываются сквозные программы и методическое обеспече­ние к ним по различным областям знаний, в частности по математике. Это - идеальный вариант достижения преемственности, когда работает целый педагогический коллектив, как правило, имеющий научное руководство.

В обычных же условиях педагогам детского сада необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к математическому образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с про­граммой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей. Педагоги ДОУ и школы могут совместно разрабатывать учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию преемственности в содержании, средствах и методах математической работы.

В последние годы педагоги всё чаще обращаются к вопросам методики, технологии обучения детей математике, прорабатываются пути достижения преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Н.Н. Поддъякова, A.M. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой, Н.И. Непомнящей и др. учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребёнка на материале математики, методические вопросы, связанные с природой образования понятия числа у дошкольников и младших школьников.

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе.

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребёнком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель (особенно первого класса 4-летней школы) может в доступной игровой занимательной форме вводить ребёнка в мир сложных математических понятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"