Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Подобрать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста, вне занятий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников 5
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста 5
1.2. Формы и методы экологического воспитания в ДОУ 9
1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни 12
2. Практическое исследование процесса формирования, экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста 18
2.1. Изучение работы воспитателя средней группы по проблеме экологического воспитания 18
2.2. Выявление уровня сформированности экологических представлений о природе, у детей среднего дошкольного возраста 19
2.3. Подбор мероприятий по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 411.19 Кб (Скачать файл)

     В разгар зимней подкормки воспитатель  использует календарь наблюдений за птицами.

          Заполнение календаря - важная  совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель  обучает детей находить нужные  клеточки, обозначать значками или  рисунками те явления природы,  которые они наблюдали, обучает  детей умению использовать и  понимать символы. 

         Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому[14].

     В повседневной жизни с дошкольниками  можно проводить обстоятельные  мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое  развивающее значение. Полезны и  интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать  с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а  может организовать поход на полдня [8, с. 280].

     Экскурсии отличаются от похода  меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на  природе, количества педагогических  задач, видов деятельности, уровня  подготовки и оснащения. Они  легче в организации, поэтому  могут проводиться чаще, чем походы.

Походы  и экскурсии с детьми в природу  дают им ни с чем не сравнимые  живые и яркие впечатления  о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д. [8,с. 281].

     Старших дошкольников можно включить  в природоохранительные акции  - социально значимые мероприятия,  которые могут быть проведены  в дошкольном учреждении совместно  сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции,  как правило, приурочены к каким-либо  датам, сообщениям, имеющим общественное  значение, поэтому они имеют широкий  резонанс, сильно воспитательное  воздействие на дошкольников, служат  хорошей экологической пропагандой среди родителей [9, с. 99-100].

     Дети старшего дошкольного возраста  могут принять участие в таких  акциях, которые им понятны, затрагивают  их интересы, жизнедеятельность.  К ним, относятся, например, "Зеленая  елочка - живая иголочка" - акция  по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой  их вырубки к Новому году,  день воды, день Земли. Акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. [6, с. 216].

     Педагогический смысл праздников  и досугов заключается в том,  чтобы вызвать у детей положительный  эмоциональный отклик на природное содержание [2, с. 71].

     Большие возможности в воспитании экологических  чувств по отношению к окружающему  миру заложены в играх, прежде всего  дидактических [13].

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра [13].

     Большую роль в экологическом образовании  дошкольников играет практическая, исследовательская  деятельность в природных условиях игра [7, с.66].

       К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма  ограниченные возможности для  общения с природой. Таким образом, экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическое исследование процесса формирования экологического воспитания детей, среднего дошкольного возраста

2.1. Изучение работы  воспитателя средней группы по проблеме экологического воспитания 

      В результате изучения теоретического материала  об экологическом воспитании дошкольников выдвинута следующая цель констатирующего этапа исследования: выявить уровень экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная работа проводилась с 5 октября 2009 года по 12 марта 2010 года в МДОУ № 143  Детский сад «Бусинка».

     Первую  цель, которую мы поставили: изучить состояние работы воспитателя по проблеме экологического воспитания в средней группе. (Приложение 1)

     Мы  рассмотрели характеристику программного содержание, и выявили: соответствие задач программе группы соблюдается частично, с уровнем развития детей данной группы, соответствует, объем программного содержания соблюдается частично, ставятся конкретные формулировки по  программному содержанию.

     Нами  также была рассмотрена характеристика деятельности воспитателя: воспитатель выделяет приемы, которые использует для решения поставленных задач. Приемы частично соответствуют возрасту детей и требованиям методики данной программы, не всегда правильно и точно применяются.

     Понаблюдав  за деятельностью детей мы увидели, что они частично осваивают программное содержание по задачам. Дети активны на занятии , внимательны, проявляют интерес.

     Условия проведения занятий соответствуют  санитарно-гигиеническим требованиям, требования материально-технических  условий соблюдаются не все.

     Наблюдение  проводилось 22.02.2010 года в средней группе № 53 МДОУ № 143. Воспитатель Бегинина Наталья Александровна, проверила, методист Светлакова Ирина Валентиновна.

     Таким образом, работа по экологическому воспитанию, воспитателем средней группы Бегининой  Н.А.,  ведется согласно программе  Васильевой и тематическому плану  группы. Не всегда решаются поставленные задачи т.к. используются не эффективные методы и приемы для активизации детей и формирования интереса к природе. 
 
 

2.2. Выявление уровня  сформированности  экологических представлений о природе детей среднего дошкольного возраста 

     Для выявления уровня экологических представлений о природе, мы выбрали среднюю группу № 53.

     Дети  были отобраны по мере заинтересованности к природе.

                              Список детей:

Барабанова  Екатерина  4 года 2 месяца

Богравщиков Даниил  4 года 6 месяцев

Гусева  Дарья   4 года 8 месяцев

Данилов Сергей   4 года  5 месяцев

Ермакова  Олеся   4 года 9 месяцев

Корнелюк  Степан  4 года 11 месяцев

Кадырова  Ангелина   5 лет 2 месяца

Михайлов  Руслан  4 года 9 месяцев

Орловская Виктория  5 лет 1 месяц

Уткин Леонид    4 года 11 месяцев

      Были  определены и описаны уровни:

Низкий  уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более 2-х ошибок или не справляется с заданием.                                                                                                                                                   Средний уровень. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки.                                    

Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу при выполнении задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. 

Диагностические задания  для выявления  уровня сформированности экологических представлений  у детей 4-5 лет
Дианостические  задания для изучения развития экологических  представлений Уровни  сформированности экологических  представлений
Низкий Средний Высокий
Задание 1                                                               Общее представление о среде обитания растений 20% 60% 20%
Задание 2                                   Представление об основных потребностях животных 20% 80% 0%
Задание 3                               Представления о назначении основных частей растения 100% 0% 0%
Задание 4                              Представление о приспособлении человека  к сезону 0% 0% 100%
Задание 5                                Представления о группах животных 0% 0% 100%
Задание 6                                       Представление о назначении основных частей  тела животных 0% 30% 70%
Задание 7                                Представление о различных средах обитания растений и животных 10% 50% 40%
Задание 8                               Представление о приспособлении животных к сезонам 60% 40% 0%
Задание 9                                 Представление о последовательности изменений в природе весной 30% 70% 0%
Задание 10                             Представление о стадиях роста и развития растений  (горох) 0% 100% 0%
Уровень 20% 80% 0%
 
 

     Детям были предложены диагностические задания  для выявления уровня сформированности экологических представлений. (Приложение 2)

     Таким образом, можно выделить уровень экологического представления детей средней группы № 53: (Приложение 3)

Высокий – 0%

Средний -80 %

Низкий  – 20 %  

 
 

2.3. Подбор мероприятий по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

     Самые маленькие жители земли- это дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя, очень много взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей). Экологическая культура которых, может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации, экологического воспитания детей нового направления дошкольной педагогики. [4, с.68]

     На  основании диагностического исследования детей среднего дошкольного возраста мы можем определить цель повысить уровень экологических представлений в процессе использования специально подобранного комплекса мероприятий в повседневной жизни с детьми среднего дошкольного возраста.

     Для достижения данной цели мы подобрали  комплексные мероприятия:

  1. Экологические акции

     а) «Чистота вокруг нас — залог здоровья». 

     Привлечения внимания родителей и педагогов к участию в природоохранной деятельности.

     в) «Умный взгляд на мусор»

     Совместная акция сотрудников детского сада, воспитанников и их родителей по очистке территории, прилегающей к детскому саду.

     г) «Чистый сад — чистый город».

     В рамках пройдет конкурс-занятие  по экологическому воспитанию, выставка экологических плакатов, поделок  из бросового материала «Чистый  сад — чистый город», распространение  листовок на экологическую тему.

     д)  «Кормушка»

     Изготовление детьми, родителями, воспитателями кормушек и развешивание их на деревьях для привлечения птиц

     Цель: Воспитывать в детях бережное и осознанное отношение к окружающей природе.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников