Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 13:15, курсовая работа
Краткое описание
В педагогической науке показана возможность усвоения детьми дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, где рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников. Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и среды его обитания – задача современности.
Содержание
Введение 1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой. 2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания. 3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром». 4. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой 5. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы. 6. Роль экологического образования в становлении личности дошкольника. Заключение Литература
Формирование
начал экологической культуры – это становление
осознанно правильного отношения непосредственно
к самой природе во всем ее многообразии,
к людям, определяющим и созидающим ее,
а также к людям, создающим материальные
богатства или духовные ценности. Это
такие отношения к себе, как к части природы,
понимание ценности жизни и здоровья и
их зависимости от состояния окружающей
среды и осознание своих умений созидательно
взаимодействовать с природой.
На этапе дошкольного
детства складывается начальное ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления
о разных формах жизни. Таким образом,
уже в этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической
культуры. Но только при одном условии
- если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с
ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому
воспитанию должен быть использован интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной
деятельности, физической культуры, игры,
театральной деятельности, литературы,
моделирования, просмотра телепередач,
экскурсий, а также организации самостоятельной
деятельности детей, т. е. экологизацию
различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми
предполагает сотрудничество, сотворчество
педагога и ребенка и исключает авторитарную
модель обучения. Занятия строятся с учетом
наглядно-действенного и наглядно-образного
восприятия ребенком окружающего мира
и направлены на формирование экологических
знаний (знания о мире животных; знания
о растительном мире; знания о неживой
природе; знания о временах года).
Литература
Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.
Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000.
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2010.
Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое
развитие в процессе ознакомления с окружающим
// Дошкольное воспитание. 2007.
Иванова А. И. Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов
в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
Коломина Н. В. Воспитание основ
экологической культуры в детском саду:
Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
"Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003.
Марковская М. М. Уголок природы
в детском саду / Пособие для воспитателя
детского сада. - М.: Просвещение, 1984.
Мир природы и ребенок: Методика
экологического воспитания дошкольников
/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева.2003.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002.