Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:27, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является повышение уровня словаря детей дошкольного возраста за счет планирования и реализации программы работы по ознакомлению детей с предметным миром.
Задачи дипломной работы:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросу обогащения словаря дошкольника при ознакомлении с окружающим через предметный мир.
2. Выявление уровня развития словарного запаса дошкольников экспериментальной группы.
3.Разработка программы (занятий, игр, упражнений, опытов) направленной на развитие словаря детей и выявление эффективности её реализации.
Введение.
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром.
1.1.Сущность, значение и содержание словарной работы в детском саду.
1.2.Принципы и задачи словарной работы в детском саду.
1.3.Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.
1.4.Влияние работы по ознакомлению с предметным миром на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
1.5.Виды занятий по ознакомлению с предметным миром и требования к их проведению.
1.6.Методика проведения работы по ознакомлению с предметным миром в средней группе.
1.7. Анализ опыта работы по развитию словаря дошкольников через ознакомление с предметным миром.
Глава2.
Экспериментальное изучение развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром
2. 1.Диагностика.
2. 2.Формирующий эксперимент.
2.3. Контрольный эксперимент.
2.4. Формулировка выводов.
Список литературы.
Список литературы.
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2.Аванесова В.Н., Урадовский Г.Б. Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей жизни / Под ред. Ф.А. Сохина, Н.Н. Подьякова Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: педагогика – Просвещение, 1988. – 192 с.
3.Бородич А.М.: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1981.– 255 с.
4.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности / Учебные записки: МГИЗПИ. – 1970. Вып. 31.
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1989.
6.Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. с 21-33.
7.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск: 1975. – с 3-5.
8.Иваненко А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореферат канд. Дисс. – М.: 1971. – с 14.
9. Ж.Кабан Обогащение и активизация словаря в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 1985. - №11. – с 13-16.
10.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: 1973. – с 53-58.
11.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Библиотека программы «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 160 с.
12.Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.М. Логиновой и П.Г. Саморуковой. – М.: педагогика – Просвещение, 1981. – 159 с.
13.Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.
14.Логиновой В.И. Формирование словаря / Под ред. Ф.А. Сохина Развитие речи детей дошкольного возраста / - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
15.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. М., 1979; Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
16.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1966. – 176 с.
17.Струнина Е.М. Развитие словаря детей /. Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика – Просвещение, 1988. – 192 с.
18.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: 1981. – с 43-44.
19.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
20.Харченко В.К. Семантика слов в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л. 1987.
21.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л.: 1948. – с 94-95.
22.Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.136 с.
23.Булычева А., Бурлакова Г., Как организовать окружающую среду, ж. Дошкольное воспитание, 2003 - № 12.
24.Т.Гризик, взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи, дошкольное воспитание № 6, 2000.
25.Сомкова О. Развиваем речь ж. Дошкольное воспитание № 1 – 2005 с. 37.
Таблица №1 ( констатирующий эксперимент ).
Имя Фамилия ребенка |
Игрушки |
Одежда |
Посуда |
Транспорт |
Мебель |
Обувь |
Дима |
С |
Н |
Н |
С |
В |
В |
Кирилл |
Н |
С |
С |
Н |
С |
С |
Ирина |
С |
С |
Н |
Н |
В |
С |
Наташа |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
Света |
В |
С |
Н |
С |
В |
С |
Саша |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Денис |
С |
В |
В |
Н |
В |
С |
Женя |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Соня |
С |
Н |
Н |
Н |
В |
С |
Таня |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
Таблица №2 (формирующий эксперимент).
Имя Фамилия ребенка |
Игрушки |
Одежда |
Посуда |
Транспорт |
Мебель |
Обувь |
Дима |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
Кирилл |
С |
С |
В |
С |
С |
В |
Ирина |
В |
С |
С |
Н |
В |
С |
Наташа |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
Света |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
Саша |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
Денис |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
Женя |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
Соня |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
Таня |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Таблица №3 ( контрольный эксперимент ).
Имя Фамилия ребенка |
Игрушки |
Одежда |
Посуда |
Транспорт |
Мебель |
Обувь |
Дима |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
Кирилл |
С |
В |
В |
С |
В |
В |
Ирина |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
Наташа |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
Света |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
Саша |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Денис |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
Женя |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
Соня |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
Таня |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
Приложение№2
Игровые тестовые задания
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ. Игровой персонаж Почемучка предлагает ребенку по очереди карточки с изображением групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, инструментам, мебели. На каждой карточке — одна лишняя картинка, которую надо найти.
Например, в набор игрушек (кукла, машина, мяч, кубики, кегли, мишка) ошибочно включена картинка с изображением детской книжки (рис. 8); в набор картинок, изображающих мебель (диван, шкаф, кресло, сервант, кровать), — телевизор, и т. п. Почемучка просит внимательно рассмотреть картинки на карточке, назвать их и найти лишнюю, объяснив, почему ребенок так считает. Игровой персонаж интересуется: «Какие предметы называют игрушками (одеждой, посудой и пр.)? Какие еще игрушки (обувь, посуду и пр.) ты знаешь?»
УГАДАЙ, КОГО ЗОВУТ САША? На сюжетной картинке нарисованы две девочки и мальчик, которые играют в игрушки. Ребенку предлагают догадаться, кого из них зовут Саша, по одежде и обуви. «На ногах у Саши кроссовки. Наташа и Саша в брюках. У Наташи нарядная красная блузка. Покажи, кого зовут Саша. Почему ты так думаешь?»
ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГОДА И НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ. Ребенку предлагается карточка, на которой нарисованы три группы предметов обуви, среди которых, есть один лишний , сделан , из какого материала, какие у этого материала свойства и качества. Затем предлагается найти лишний предмет и обосновать свое предположение. После этого выполняется задание по определению знака с условным обозначением времени года. Педагог уточняет, из каких материалов шьют летнюю, осеннюю и зимнюю обувь.
Приложение № 3
План формирующего эксперимента.
Недели/ темы |
На занятии |
Во II блоке |
1 |
-Занятие «На чем мы ездим» (транспорт) Игра «Что не так» -Занятие «Во что я люблю играть» (игрушки) Игра «Встреча новой куклы» |
-Дидактическая игра «Найди предмет по описанию» -Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами бумаги) -Дидактическая игра «Встреча новой куклы» |
2 |
-Занятие «Во что я люблю одеваться» -Занятие «Хочу быть похожей на маму» -Игра «Магазин» -Занятие «На чем мы путешествуем» |
-Дидактическая игра «Какой из 4 предметов лишний» -Опытно-экспериментальная деятельность (дерево и пластилин) -Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
3 |
-Занятие «Посуда» -Занятие «Рассматривание предметов одежды» -Игра «Какие продукты и как мы используем в пищу» |
-Дидактическая игра «Найди лишний предмет» -Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами дерева и металла) -Дидактическая игра «Путешествие в страну вещей» |
4 |
-Занятие «Какая у меня есть мебель» -Игра «Переезжаем на новую квартиру» -Занятие «Путешествие в многообразие рукотворного мира» |
-Дидактическая игра «Посмотри и запомни» -Опытно-экспериментальная деятельность (рассматривание и обследование ткани) -Дидактическая игра «Наведи порядок» |
5 |
-Занятие «Какой, какая, какое» -Занятие «Хочу быть похожим на папу» -Игра «Веселое лото» |
-Дидактическая игра «Что -Опытно-экспериментальная деятельность (ознакомление со свойствами пластмасса и резины) -Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |