Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 23:44, курсовая работа
Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ..................................................................................................7
1.1. Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ .....................................7
1.2. Понятие нормативно-правовой документации ...............................................17
1.3. Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ.............22
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110...........................................................................37
2.1. Характеристика МБДОУДС №110................................................................37
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110..................49
2.3. Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.........53
Заключение. ...............................................................................................................65
Список используемой и цитируемой литературы. ................................................
Старший воспитатель вместе с заведующим детским садом осуществляется руководство дошкольным учреждением и участвует:
в подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
в формулировке социального заказа своему детскому саду, выработке философии, определении целей МДОУ;
в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и плана работы учреждения;
в создании имиджа МДОУ среди населения;
в выборе (разработке) образовательных программ для детей;
в организации воспитательно-образовательный работы с детьми;
в организации экспериментальной, исследовательской работы в учреждении;
в развитии, эффектном использовании интеллектуального потенциала МДОУ;
в развитии сотрудничества с другими МДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Старший воспитатель также планирует воспитательно-образовательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей, предусматривая:
предложения по плану работы МБДОУ;
повышение квалификации воспитателей;
помощь воспитателям в самообразовании;
аттестацию воспитателей;
составление сетки занятий по возрастным группам;
методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
обмен опытом работы среди сотрудников МБДОУ;
ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
развитие преемственности МБДОУ и школы;
совершенствование работы с родителями;
комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер по повышению эффективности методической работы.
Организует воспитательно-образовательную работу:
готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
организует работу творческих групп;
своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
комплектует и пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
проводит совместные мероприятия со школой;
готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
своевременно оформляет педагогическую документацию;
формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет контроль за работой воспитателей:
систематически проверяет планы воспитательно-образовательной работы;
по графику посещает занятия в группах;
следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсоветов;
организует взаимодействие в работе воспитателей, психолога, музыкального руководителя и других специалистов;
регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков;
изучает планы воспитателей по самообразованию.
Старший воспитатель должен знать дошкольную педагогику, психологию, возрастную физиологию, анатомию; методики дошкольного образования; санитарию и гигиену; индивидуальные особенности развития личности детей; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; порядок оказания первой медицинской помощи; порядок действий в экстремальной ситуации.
На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель подчиняется заведующему детским садом, а работает под руководством старшего воспитателя. Принимается на должность и освобождается от нее приказом заведующего.
В своей работе воспитатель руководствуется нормативными документами, инструкцией по делопроизводству и Правилами внутреннего трудового распорядка, а так же должностной инструкцией (приложение 4).
Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках;
следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в сад после болезни;
планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий;
изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками;
обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий;
осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им. В группах раннего возраста ведет дневник наблюдений;
регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости;
ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы;
с уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями;
совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей;
заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни;
проходит медицинский осмотр строго по графику;
выполняет требования руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей;
своевременно и четко ведет документацию воспитателя;
систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах;
на участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы;
участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках;
строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
Рассмотрим должность помощника воспитателя. Помощник воспитателя подчиняется заведующему детским садом и старшему воспитателю, работает под руководством завхоза, принимается на должность и освобождается от работы приказом заведующего детским садом.
Помощник воспитателя имеет следующее должностные обязанности:
проводит своевременную уборку групповой комнаты, спальни, прихожей и других площадей влажным способом два раза в день;
согласно графику проветривает помещения, строго контролирует дезинфекционную обработку посуды и соблюдает дезинфекционный режим группы при карантине;
помогает воспитателю одевать и раздевать детей на прогулку, сон и другие мероприятия;
совместно с воспитателем проводит работу по воспитанию детей (предъявляя общие требования по указанию воспитателя): привитию культурно-гигиенических навыков во время еды, умывания, одевания и т.д. Учит детей правильно сервировать стол, аккуратно заправлять постель;
помогает воспитателю в подготовке к занятиям и уборке после них, помогает разводить детей по подгруппам на занятия;
следит за чистотой детских полотенец и постельного белья, согласно графику меняет белье, своевременно вместе с воспитателем маркирует белье, следит за сохранностью имущества группы.
Качественный состав педагогических кадров МДОУ № 110 по состоянию на 1.09.2014 г. можно увидеть на рисунках 1., 2., 3. и 4..
Рис. 1. Состав педагогических кадров по уровню образования
Рис. 2. Состав педагогических кадров по квалификационным категориям
Рис. 3. Состав педагогических кадров по стажу работы
Рис. 4. Возрастной состав педагогических кадров
На диаграммах мы видим, что большинство педагогов учреждения имеют высшее образование, стаж работы по специальности свыше 15 лет. Что касается возрастного состава, большинство работников уже достигли пенсионного возраста.
Воспитательно-образовательную работу выполняют: воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, психолог, логопед и хореограф.
Завхоз руководит работой помощников воспитателей, рабочих по стирке, сторожей, уборщицы и рабочих по комплексному обслуживанию.
Территория детского сада делится на здание и окружающую территорию. В свою очередь, здание состоит из 3 групп:
Кабинет заведующей;
Медицинский кабинет-приемная;
Кабинет логопеда;
Прачечная;
Чистый цех;
Пищеблок и пищевая кладовая;
Подвал;
Кабинет завхоза.
Территория детского сада включает в себя спортивную площадку, клумбы с цветами и прогулочные площадки с беседками.
Подводя итог данной главы, следует отметить, что МДОУ № 110 является юридическим лицом и осуществляет свою организационно-правовую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Целью деятельности данного муниципального образовательного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников.
Непосредственное руководство МБДОУ ДС № 110 осуществляет Совет педагогов, в состав которого входят все педагоги. Текущей деятельностью руководит прошедший аттестацию заведующий.
2.2. Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110
Ответственность за правильность документирования и оформление нормативно-правовой документациинесет заведующий детским садом, который в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Федерации, решениях органа управления образованием и документами в области делопроизводства, гражданского законодательства и законов о труде. Ведение документации осуществляет делопроизводитель.
МБДОУДС №110 в своей деятельности руководствуется:
· Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства РФ;
· Законом РФ «Об образовании»,
· «Конвенцией о правах ребенка»,
· «Декларацией прав ребёнка»,
· документами Департамента образования Администрации Челябинской области, Департамента образования городского округа город Челябинск,
· Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении,
· Уставом МБДОУДС №110,
· договором между образовательным учреждением и родителями,
Решениямиуправляющего совета
. другими локальными актами.
Требования к составу, качеству и объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования выполняет Муниципальное задание на 2014-2015 год.
Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, согласованным с Управлением по делам образования городаЧелябинск.
Предназначение ДОУ определяется его местом в системе образования городаЧелябинска: это образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в образовании детей дошкольного возраста, выявлении и развитии способностей детей на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.