Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа
В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра «Философии, истории и политологии»
СУРС
По курсу политологии
Реферат на тему:
«История политических учений»
Выполнила
ст.гр. ПС-32
Чистик В.И.
Гомель 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ
В своем
возникновении политическая
Божественный
первоисточник существующих
Так, по древнекитайскому
мифу о божественном
В Египте, Вавилоне, Индии встречается несколько иная версия мифа, по которой боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков) боги выступают также и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.
В
Древней Персии не было еще
более или менее
Существенную роль в истории философской и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до и.в.). Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Оно трактовалось как большая семьи. Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строилась на принципе неравенства: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступая за аристократическую концепцию правления.
В противоположность
конфуцианству представители
Учитывая популярность идей конфуцианства, были предприняты попытки легистской интерпретации ряда его идей. В результате уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия.
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Государственность в Древней Греции возникла в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших в себя наряду о городской территорией и прилегающие сельские поселения.
Переход от
первобытнообщинного строя к
раннеклассовому обществу и
В истории возникновения
и развития древнегреческих
Большое значение
древнегреческие философы
Знаменитый
афинский реформатор и
С идеей необходимости
преобразования общественных и
Эти же идеи развивал в 5 в. до н.э. Демокрит, который считал "лучшими" тех, кто обладал высокими умственными и нравственными качествами. Он считал искусство управление государством наивысшим из всех искусств. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его наилучшему устройству и управлению. Демокрит высказывал интересную мысль о том, что законы нужны для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
Огромное значение законности и справедливости придавал Сократ (470-399 гг. до н.э.). Говоря о разумно-справедливых законах государства, он утверждал, что править должны знающие. Сократ пришел к выводу о тождестве справедливого и законного: законное и справедливое есть одно и то же. Отстаивая идею о добродетели как знании, он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Никто не делает зла по своей воле, а лишь по неведению.
Сократовский
политический идеал правления
знающих расходился с
Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений.
Обоснованию политических взглядов Платона служат его психология и этика, согласно которой человеческая душа обладает способностями: умственной, волевой и аффективной (эмоциональной)*. Трем способностям человеческой души соответствуют три добродетели: мудрость, мужество, благоразумие. Согласно этим добродетелям свободные эллины должны быть разделены на три сословия: философов, воинов и трудящихся. Власть Платон вручает философам, ибо лишь они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества. Второй привилегированный слой в обществе - воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка. Этот слой тоже нуждается в оградительных мерах. "У стражей не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества". Все вопросы регламентации жизни третьего сословия Платон оставлял на усмотрение двух первых сословий.
В диалоге "Политик"
Платон дает определение
Аристотель (384-322 гг., до н.э. ) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, разработки представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Под политикой Аристотель понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством.
Государство -
продукт естественного
Государство - понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию, объединяющую определенную совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законодательной и судебной власти данного государства. Каждой форме государства соответствует свое понятие гражданина.
Самую правильную форму государства Аристотель называл политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.
Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние и на воззрения Полибия (210-128 гг. до н.э.) - видного греческого историка и политического деятеля, автора 40 книг по истории Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных реформ Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по "закону природу". Владыкою и вождем толпы становится тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой. С течением времени первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается в царя.