История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.

Содержание

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ист пол уч.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Философии, истории  и  политологии»

 

 

 

 

 

 

 

СУРС 

 

 

По курсу политологии

Реферат на тему:

«История политических учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                                      Проверил                    

ст.гр. ПС-32                                                                                        преподаватель

Чистик В.И.                                                                                Тетерюков Н. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ  ВОСТОКЕ 3

2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5

4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7

5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8

6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9

7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10

8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12

9. ОСНОВНЫЕ  РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14

10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ  ГОСУДАРСТВЕ 15

11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17

Список литературы 22

 

 

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ  ВОСТОКЕ

 

    В своем   возникновении политическая мысль  повсюду у древних народов  - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян  и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще  не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

    Божественный  первоисточник существующих социальных  и политических порядков - основная идея древних мифов по интересующей нас проблеме, но в них по-разному решается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные версии этой связи, по существу, обусловлены своеобразием того строя и тех порядков, мировоззренческое оправдание которых дается в том или ином мифе.

    Так, по древнекитайскому  мифу о божественном происхождении  и характере земной власти  именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы,  в остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь проводники личной власти  правителя

      В Египте, Вавилоне, Индии встречается несколько  иная версия мифа, по которой  боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков) боги выступают  также и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей  в учрежденных ими обществах и государствах.

        В  Древней Персии не было еще  более или менее разработанного  политико-правового учения. В спорах о различных видах правления в целом здесь доминировали представления о преимуществах единоличной власти, что, по существу, означало оправдание политической практики восточного деспотизма.

    Существенную  роль в истории философской  и политической мысли Китая  сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до и.в.). Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Оно трактовалось как большая семьи.      Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строилась на принципе неравенства: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступая за аристократическую концепцию правления.

      В противоположность  конфуцианству представители древнекитайского  легизма  выступили с обоснованием управления, опиравшегося на законы и суровые наказания (4-3 вв. до н.э.). На этом основано их понимание взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу "кто кого?". "Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна". Механизм властвования следует скрывать от подданных. Легисты призывали "наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки".    Тем самым легисты требовали сурово карать за мелкие проступки.

    Учитывая популярность идей конфуцианства, были предприняты попытки легистской интерпретации ряда его идей. В результате уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия.

 

2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ  УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

    Государственность  в Древней Греции возникла  в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших в себя наряду о городской территорией и прилегающие сельские поселения.

    Переход от  первобытнообщинного строя к  раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом классовой дифференциации населения , усилением социально-политических антагонизмов. В этих условиях    борьба разных слоев общества за власть, за установление соответствующих норм и форм социально-политической жизни нашла свое отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции.

    В истории возникновения  и развития древнегреческих политических  воззрений более или менее отчетливо выделяются три периода:

  • Ранний период (9-6 вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности, наблюдается заметная рационализация политических представлений (Гомер, Гесиод, Фалес) и формируется философский подход к проблемам государства (Пифагор, Гераклит).
  • Второй период (5 в. - I пол. 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философской и политической мысля, выразившейся в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
  • Третий ( 2 пол. 4 в. - 2 в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности и попадания греческих полисов под власть сначала Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура.

    Большое значение  древнегреческие философы придавали  законам и их соблюдению, считая  наилучшим государственным устройством такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

     Знаменитый  афинский реформатор и государственный  деятель Солон издал законы ( 594 г. до н.э. ) , которые изучаются до сих пор. Государство, по его мнению, нуждается вражде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица - наибольшее зло, порядок и закон - самое большое благо для полиса.

    С идеей необходимости  преобразования общественных и   политических порядков на философских основах выступили Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и Гераклит (530-470 гг, до н.э.). Идеалом пифагорейцев  являлось государство, в котором господствовали бы справедливые законы, наихудшим злом они считали анархию (безвластие). Критикуя ее, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащее воспитания. Эти же идея подчеркивал Гераклит, который говорил о том, что народ должен сражаться за закон как за свои стены. Своеволие же следует гасить скорее, чём пожар. Критикуя демократию, где нет места "лучшим" и где правит толпа, Гераклит, так же, как и Пифагор, выступал за правление аристократии. Аристократом считали «лучшего», «благородного», добронравного».

    Эти же идеи развивал в 5 в. до н.э. Демокрит, который считал "лучшими" тех, кто обладал высокими умственными и нравственными качествами. Он считал искусство управление государством наивысшим из всех искусств. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его наилучшему устройству и управлению. Демокрит высказывал интересную мысль о том, что законы нужны для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.

    Огромное значение  законности и справедливости  придавал Сократ (470-399 гг. до н.э.). Говоря о разумно-справедливых законах государства, он утверждал, что править должны знающие. Сократ пришел к выводу о тождестве справедливого и законного: законное и справедливое есть одно и то же. Отстаивая идею о добродетели как знании, он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Никто не делает зла по своей воле, а лишь по неведению.

    Сократовский  политический идеал правления  знающих расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особенно резко Сократ отзывался о тирании.

    Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений.

    Обоснованию политических  взглядов Платона служат его  психология и этика, согласно  которой человеческая душа обладает способностями: умственной, волевой и аффективной (эмоциональной)*. Трем способностям человеческой души соответствуют три добродетели: мудрость, мужество, благоразумие. Согласно этим добродетелям свободные эллины должны быть разделены на три сословия: философов, воинов и трудящихся. Власть Платон вручает философам, ибо лишь они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества. Второй привилегированный слой в обществе - воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка. Этот слой тоже нуждается в оградительных мерах. "У стражей не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества". Все вопросы регламентации жизни третьего сословия Платон оставлял на усмотрение двух первых сословий.

    В диалоге "Политик"  Платон дает определение политики. Политика, по его мнению,- царское  искусство, требующее знаний и  умений управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе которых не стоят истинные правители, правление должно осуществляться по законам. В связи с этим Платон различал два вида государственного устройства: один - такое государство, где правители стоят над всем, другой - где и правителям предписаны законы. На страже закона стоят правосудие. Государство, считал Платон, перестает быть государством, если суд в нем не устроен надлежащим образом, причем правосудие осуществляет сам правитель и все граждане.

    Аристотель (384-322 гг., до н.э. ) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, разработки представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Под политикой Аристотель понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством.

    Государство - продукт естественного развития, считает Аристотель. Это высшая  форма общения, объединяющая собой все остальные общения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве (политическом обществе) завершается генезис этой политической природы человека. Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской  власти над детьми и от господской власти над рабами. По мнению  Аристотеля, радикально преобразовывать власть нельзя, только постепенно и осмотрительно, иначе это приведет к большим бедам в государстве.

       Государство - понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию, объединяющую определенную совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законодательной и судебной власти данного государства. Каждой форме государства соответствует свое понятие гражданина.

    Самую правильную  форму государства Аристотель  называл политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

    Учения Платона  и Аристотеля оказали заметное  влияние и на воззрения   Полибия (210-128 гг. до н.э.) - видного греческого историка и политического деятеля, автора 40 книг по истории Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных реформ Полибий  изображает как естественный процесс, совершающийся по "закону природу".   Владыкою и вождем толпы становится тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой. С течением времени первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается в царя.

Информация о работе История политических учений