Политика и мораль в учении Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Соотношение морали и политики у Макиавелли представляет собой значительный интерес, поскольку им было найдено новаторское решение, порывающее со всей предыдущей традицией осмысления политики. Макиавелли срывает покрывало с области человеческих отношений, на которую долгое время был наложен мораторий официальными институтами Церкви, толковавшими политику в выгодном им свете, и не допускавших отхода от сложившегося порядка. Взамен, Макиавелли предлагает взглянуть на действительную правду вещей, на то, как делаются дела в мире политики, какие цели преследуют государи, как добиваются власти, как удерживают ее, чем руководятся в своих действиях, и на что ориентируются во взаимоотношениях с другими людьми, с народом, с аристократией, с государями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........ 3

Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый……..…....... 5

Глава II. Критерии нового метода исследования политики……………...15

Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли…….….. 25

Заключение…………………………………………………………………….. 35

Список литературы…………………………………………………………... 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика и мораль в учении Макиавелли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента

2 курса дневного отделения

                                                                    

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………........ 3

 

Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый……..…....... 5

 

Глава II. Критерии нового метода исследования политики……………...15

 

Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли…….….. 25

 

Заключение…………………………………………………………………….. 35

 

Список литературы…………………………………………………………...  37

 

ВВЕДЕНИЕ.

Никколо Макиавелли – человек, который  вошел в историю политической мысли, как ученый, повернувший процесс  исследования политики в ключе, свободном  от загруженности моральными нормами  и христианскими ценностями, предвосхитивший  рациональный подход к исследованию феномена политического и использовавший в своем теоретическом осмыслении действительности научный инструментарий.

Часто мы можем слышать упреки Макиавелли в аморальности, в частности, то, что его называют учителем тиранов, идеологом насилия в политике, адептом зла и безнравственным  политиканом. Но так ли это? Тот факт, что за мыслью Макиавелли последовало  большое количество поколений политических мыслителей и деятелей, заставляет задумываться над легкомысленностью  оценки, присуждаемой, совершенно необоснованно, личности, которая достойна, как  будет показано в этой работе, уважения и внимательного изучения.

Прежде всего, необходимо отметить огромный труд, проделанный Макиавелли в годы его ссылки, так как для  нас имеет большое значение тот  материал, который он воскресил, прокомментировал и фактически вывел из него квинтэссенцию  политических истин, законов и практических советов. Речь идет о книгах Тита Ливия, которые послужили основой политического  учения Макиавелли, именно к ним  он обращается, так как считает, что  из истории можно извлечь много  полезных советов и мудрых идей. Опираясь на личный опыт, наблюдения, проведенные  им за долгие годы политической карьеры, Макиавелли пишет свой знаменитый трактат  «Государь», прославившийся на весь мир, и во многом действительно послуживший  настольной книгой политических деятелей, но, что нужно отметить, отнюдь не всегда тиранов.

Соотношение морали и политики у  Макиавелли представляет собой значительный интерес, поскольку им было найдено  новаторское решение, порывающее со всей предыдущей традицией осмысления политики. Макиавелли срывает покрывало  с области человеческих отношений, на которую долгое время был наложен  мораторий официальными институтами  Церкви, толковавшими политику в выгодном им свете, и не допускавших отхода от сложившегося порядка. Взамен, Макиавелли предлагает взглянуть на действительную правду вещей, на то, как делаются дела в мире политики, какие цели преследуют государи, как добиваются власти, как  удерживают ее, чем руководятся в  своих действиях, и на что ориентируются  во взаимоотношениях с другими людьми, с народом, с аристократией, с государями.

Флорентийским мыслителем было тщательно  изучено то, как ведут себя люди в повседневной жизни, на что они  надеются, чего опасаются, что любят  и чего не могут выносить, в общем, сама человеческая природа. Природа  человека во многом эгоистична, люди испорчены, а потому меры, принимаемые для  того, чтобы изменить существующий порядок вещей должны быть жесткими и равносильными. Оказываясь в пространстве политики, человек необходимо должен преследовать благую цель, именно благо  всего народа, при этом полагаться в своих действиях он может  на любые средства, так как нет  поступков, которые не могли бы быть оправданы благой целью.

В своем исследовании, я тщательно, насколько возможно, исследую основные категории этики Макиавелли: судьба, необходимость, доблесть, рассмотрю, какое  место занимает мораль в системе  его политических взглядов, чему отдает предпочтение Макиавелли в сфере  политики, какую основную цель для  политика он ставит, как предлагает достичь ее.

Первая часть работы описывает  жизнь Макиавелли, его политическую и научную деятельность. В ходе описания биографии мыслителя, я  постараюсь выявить, что повлияло на ход мысли, политические воззрения  и предпочтения флорентийца.

Вторая часть работы отводится  методу, который разработал Макиавелли для исследования политики. Будут  подробно описаны основные критерии, установки и новаторский характер познавательного инструментария Макиавелли.

Третья часть работы освящает взаимоотношение  морали и политики в учении Макиавелли. Подробно я рассмотрю решения  и рекомендации, предлагаемые автором  в относительно того, как следует  поступать политическим деятелям, в  чем руководствуются люди в своих  поступках, какие силы руководят  обществом, что является целью политического  сообщества, и какие средства хороши для ее достижения.

Задачей данного исследования является установить, как мораль и политика у Макиавелли соотносятся друг с  другом, выявить наличие или отсутствие противоречия между двумя этими  фундаментальными категориями, а также  найти решение вопроса о целях  и средствах.

 

Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый.

Конец XV - начало XVI в. - период глубокого кризиса, начало заката итальянского гуманизма. Мечты гуманистов о скором наступлении "золотого века" столкнулись с  трагической реальностью пагубных для Италии "итальянских войн", на смену которым шла католическая реакция, закрепление феодальной раздробленности, иноземное владычество, отбросившее  Италию назад и предопределившее на несколько столетий превращение  ее в отсталую европейскую провинцию.

Итальянские города-республики, составившие социальную основу и послужившие очагами  культуры Возрождения, не смогли преодолеть своекорыстного партикуляризма и так  и не создали предпосылок национального  объединения. Страна оставалась экономически и политически раздробленной, социально  неоднородной. Политика "итальянского равновесия", с переменным успехом  сохранявшегося на протяжении ряда десятилетий XV в., явилась жалким суррогатом политического  единства. В Италии не оказалось  силы, способной взять на себя задачу создания национальной монархии, как  это произошло во Франции, Англии, Испании. Раздробленная на мелкие княжества, враждующие между собой и не брезгующие помощью могущественных иноземных  соседей, страна стала легкой добычей  завоевателей, яблоком раздора между  Францией и Испанией (и связанной  с ней личными узами Империей).

Именно  в эту катастрофическую эпоху  в качестве попытки ответа на острейшие  проблемы современной действительности возникает учение Никколо Макиавелли - наиболее последовательное и характерное  выражение ренессансной политической мысли1

Биографию Макиавелли обычно делят на два периода: первый – годы его государственной  службы (1498-1512), когда он выступает  как политический деятель, второй –  годы его изгнания (1512-1527), и здесь  он предстает будто бы только как  мыслитель и писатель, отрешившийся от всякой практической деятельности. Всю жизнь Макиавелли был мыслителем и писателем, и всю жизнь стремился  к политической деятельности, хотя не всегда мог ею заниматься. Главной  чертой его личности было тесное и  постоянное переплетение действия и  мысли: его энергичная политико-дипломатическая  деятельность была источником его теорий и опытным полем их применения, а античных авторов, к советам  которых он прибегал, он не покидал  и в своих поездках по государственным  делам. Для такого пытливого и  проницательного наблюдателя, как  Макиавелли, эти поездки приносили бесценный материал для размышлений и заключений, выливавшихся, как правило, в сочинения2

Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции  в семье доктора прав Бернардо Макиавелли и Бартоломеи Нелли. По отцу род был из мелкого дворянства, но давно смешавшегося с пополанской  средой. Мать писала духовные и моралистические  стихи, еще в XVIII веке образчики ее творчества хранились в семье. От отца осталась книга памятных заметок – все, что мы знаем о детстве Никколо, мы знаем из нее. Знаем, в частности, имена трех его учителей и можем представить характер образования, им полученного. Оно было довольно скромным: в основном то, что тогда называлось грамматикой, то есть навыки чтения латинских текстов.

  В  годы детства и ранней юности  Макиавелли Флоренция переживала  один из самых блестящих моментов  своей истории. При первых Медичи, Козимо Старшем и Лоренцо Великолепным, она стала центром гуманистического  движения, существовали еще небольшие  гуманистические кружки в Риме  и Неаполе, но лидерство Флоренции  оставалось бесспорным. Столь же  непреложным было ее лидерство  в искусстве. Флорентийское Кватроченто  – это Брунеллески, Донателло,  Гиберти, Верроккьо, отец и  сын Липпи, Учелло, Боттичелли, фра  Анджелико, Гирландайо, молодой Леонардо, молодой Микеланджело. Никогда ни  ранее, ни позднее Флоренция  не порождала такой плеяды  гениев искусства. Макиавелли  к этой парадной стороне флорентийской  культуры относился, судя по  всем, с полным равнодушием. Об  искусствах он молчит, даже рассказывая  в «Истории Флоренции» о временах  их наивысшего расцвета. О гуманистах  он тоже молчит. Историями, написанными  гуманистами, он пользовался,  составляя свою историю, но  больше и охотнее пользовался  историями, написанными на итальянском  языке и отнюдь не гуманистами.  3

Никколо Макиавелли происходил из нобильского  рода, на гербе которого был изображен  голубой крест на серебряном фоне, с гвоздями на концах. Это и было эмблемой фамилии: «малькиявелло» означало «злой гвоздь», который может  и повредить недругу и постоять за себя.4

Родители  Бернардо Макиавелли и Бартоломеа ди Стефано Нелли дали ему имя  деда – Никколо. Друзья впоследствии прозвали его «историком», но всему  миру он стал известен как «флорентийский секретарь». Генеалогия семейного клана  Макиавелли восходит к древним тосканским маркизам. Предкам Макиавелли достался небольшой замок в Монтесперсоли, однако они предпочли флорентийское гражданство феодальным почестям и привилегиям. Многие Макиавелли вписали славные страницы в хронику родного края. В разное время – в общей сложности тринадцать раз – они избирались на самые высокие должности в Республике: гонфалоньеров (знаменосцев справедливости), возглавлявших ее правительство, и пятьдесят три раза – приоров или синьоров, составлявших вместе с гонфалоньерами высшую городскую магистратуру.5

Материнская линия также считается древней. Она ведет свое начало от графов ди Боргунуово ди Фучеккьё, упоминавшихся  еще в хрониках X века. Известность и признание роду матери принесло не происхождение, а скорее честная и добросовестная служба Флоренции на ответственных постах (пять приоров и один гонфалоньер).

Донна Бартоломеа слыла истовой прихожанкой, но воспитывала  детей (кроме двух сестер – Маргариты  и Примаверы – у Никколо  был брат Тотто) в духе, свободном  от чрезмерной церковной строгости. От матери будущий политик унаследовал  поэтический дар, любовь к музыке, от отца – страсть к чтению. Но лучшим воспитателем оказалась сама атмосфера позднего Возрождения. Блестящий  взлет искусства и изящной  словесности при Лоренцо Великолепном захватил юного Никколо, развил его  таланты, обострил мировосприятие, сформировал  характер.

С семи лет  Никколо начал штудировать азы  латыни по популярному тогда учебнику Донателло. В январе 1480 года он приступил  к изучению счета, а годом позже  в школе Паоло Рончильоне уже  писал сочинения на латинском  языке. Однако на этом его начальное  образование закончилось. Скромные материальные возможности семьи  не позволили ему поступить в  университет. Утверждения некоторых  авторов о «блестящем и серьезном  образовании», полученном Макиавелли, по-видимому, следует объяснять поразительными результатами его упорного самообразования. В самом деле, целая плеяда классиков  античной литературы: Платон и Аристотель, Фукидид и Полибий, Цицерон и  Плиний, Плутарх и Тит Ливий  – с юных лет до последних дней жизни стали его мудрыми советчиками.6 Немаловажно отметить интерес Макиавелли к поэме Лукреция Кара «О природе вещей», которую он переписал для себя еще в молодости.7

Критическое отношение Макиавелли к церкви и  ее деятелям сложилось еще в детстве. Бернардо Макиавелли, отец Никколо, не был склонен к религиозности. В большей степени религией интересовалась мать Никколо – донна Бартоломеа, сочинявшая гимны и канцоны в честь девы Марии и распевавшая их в хоре в церкви Санта Тринита. Церковь же была в это время местом не только молитвы, но и театрализованных зрелищ, деловых и приятельских встреч, своего рода клубом, не без элементов язычества. Семья Макиавелли жила в атмосфере Возрождения, свидетельством чего является, например, чисто возрожденческое имя, которое было дано одной из дочерей – Примавера («Весна»). Подругой донны Бартоломеа была племянница знаменитого философа Марсилио Фичино. 8

В 1490 году Никколо Макиавелли исполнился двадцать один год. Тогда же Лоренцо Медичи имел неосторожность пригласить во Флоренцию  из Феррары монаха, некоего брата  Джироламо. «Я град, что разобьет головы тех, кто не успеет укрыться», - гремел в монастыре Сан-Марко голос  монаха, проповедовавшего Апокалипсис. Юношей в возрасте Макиавелли мало заботили град и Апокалипсис, но проповеди  Джироламо Савонаролы нарушили-таки покой Флоренции. Одни бежали послушать, как брат бичует Церковь, содомитов  и власть – его речи заворожили даже такого выдающегося человека, как Пико делла Мирандола. В 1491 году монах стал приором монастыря  Сан-Марко.9

Информация о работе Политика и мораль в учении Макиавелли