Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:29, контрольная работа
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин тому было несколько.
Бабувисты предполагали начать восстание в Париже, откуда революционное движение “легко сообщилось бы демократическим элементам во всей республике”. В день восстания должен был быть учрежден Национальный конвент, состоящий из революционеров. Сразу же будут приняты меры для облегчения положения трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции, безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и т.п.).
Должны были
быть приняты законодательные меры
против богачей. Все лица, не занятые
полезным трудом, объявляются “иностранцами”.
Они не пользуются политическими
правами; под страхом смертной казни
им будет запрещено иметь оружие;
революционное правительство
Одновременно
должны были осуществляться меры, направленные
на постепенное искоренение
В самом начале
революции будет создана
В результате
законодательных мер
Один из членов
Повстанческого комитета Сильвен Марешаль
(1750–1803 гг.) вообще был против управления
и власти в будущем обществе. Еще
в 1793 г. он писал, что в начале истории
был период патриархального правления,
когда люди жили семьями. Затем в
результате ошибки возникло гражданское
общество; в нем царят всеобщий
эгоизм, скрытая война людей, обездоленное
большинство которых
Весной 1796 г.
Марешаль вступил в Тайную директорию.
Ему было поручено составить “Манифест
равных”. Составленный Марешалем документ
во многом соответствовал убеждениям
членов тайного общества, которое, однако,
не приняло его в качестве программного,
так как не одобрило двух содержащихся
в “Манифесте” положений: “Пусть
погибнут, если это необходимо, все
искусства, только бы для нас осталось
подлинное равенство” и “пусть
исчезнет, наконец, возмутительное деление
на управляющих и управляемых”.
По первому из этих положений дискуссия
продолжалась; второе было по существу
отвергнуто. В будущем обществе предполагалось
сохранить государство и
По плану
бабувистов достижение строя общности
даст возможность осуществить
Конституция 1793 г. была действительным шагом вперед к подлинному равенству, писали бабувисты, – так близко к нему еще никогда не подходили. Поэтому грядущая революция, отменив законодательные акты термидорианской реакции, должна восстановить ее действие: целью восстания является восстановление Конституции 1793 г., свободы, равенства и всеобщего счастья.
Стремясь
представить свои планы как последовательное
и естественное продолжение революционно-
Как предполагали
бабувисты, при строе общности “искусство
регулирования общественных дел
настолько упростится, что скоро
станет доступным для всех”. “Вследствие
несложности управления будет устранено
множество чиновников, отнятых у
сельского хозяйства и у
Активную роль в управлении делами общества будут играть народные собрания. Бабувистами высказана мысль об участии в работе государственных органов, ведающих управлением хозяйством, представителей профессиональных объединений.
Бабёф и его
единомышленники развивали
Теория Бабёфа
и его единомышленников была наиболее
детально разработанной концепцией
коммунизма, основанного на государственном
регулировании всех сторон общественной
жизни. Производство, потребление, воспитание
и обучение, общественная и личная
жизнь граждан будущего общества
должны были, по их мнению, детально регламентироваться
при помощи права и государства.
Их представления о будущем строе
во многом подсказаны идеями “Кодекса
природы” Морелли. Мысль о вечности
государства и права
В проектах бабувистов выражено определенное недоверие к развитию наук и искусств, порождающих неравенство знаний. Бабувисты боялись, что существование наук и искусств как-то поколеблет всеобщее равенство; им было присуще недоверие к лицам, занимающимся умственным трудом. Они “опасались, как бы для людей, которые посвятят себя науке, действительные или предполагаемые познания не послужили основанием для отличий, превосходства и освобождения от общественного труда и как бы мнение, которое сложилось об их учености, питая их тщеславие, не толкнуло их в итоге на пагубные действия, направленные против прав простых и менее образованных людей, доверие которых будет ими обмануто при помощи лицемерного и опасного красноречия”.
В “Наброске проекта декрета об управлении” говорилось, что преподавательский и научный труд не будет признаваться полезным трудом, если занимающиеся им лица не представят свидетельства о гражданстве, выданного в установленной форме. Повстанческий комитет опасался порабощения народа учеными людьми, монополистами знаний. “Если, – говорил Комитет, – в государстве создастся класс, который один только будет сведущ в принципах социального искусства, в законах и управлении, то этот класс скоро найдет в своем умственном превосходстве и особенно в неосведомленности своих соотечественников секрет того, как создать для себя отличия и привилегии. Путем преувеличения важности оказываемых им услуг ему легко удастся заставить смотреть на себя как на необходимого отечеству покровителя. Прикрашивая свои дерзкие начинания предлогом общественного блага, этот класс будет все еще говорить о свободе и равенстве своим мало проницательным согражданам, уже подверженным тем более жестокому порабощению, что это порабощение будет казаться им законным и добровольным”.
Общеобязательным
и полезным бабувисты признавали
преимущественно физический труд. Предполагалось
строго регламентировать образование,
мебель, одежду, “чтобы так называемое
изящество мебели и одежды уступило
место деревенской простоте”, пресекать
“манию выставления напоказ своего
остроумия и фабрикования книг”.
Всем гражданам должен быть обеспечен
“одинаковый и честный средний
достаток”, “умеренный и скромный
достаток”. “Граждане будут хорошо
питаться, хорошо одеваться, усиленно
развлекаться при отсутствии всякого
неравенства, всякой роскоши”. Не будет
ни столицы, ни больших городов; все
дома и мастерские будут построены
по одинаковым планам; участие в
общественных трапезах обязательно; будет
запрещено все, что не может быть
предоставлено каждому; подрастающее
поколение воспитывается в
Идеи Бабёфа
и других участников тайного общества
оказали сильное влияние на последующее
развитие социалистической идеологии.
Процесс бабувистов, а затем издание
одним из участников заговора (Буонаротти)
книги “Заговор во имя равенства,
именуемый заговором Бабёфа” (1828
г.), содержащей историю тайной организации
и ее важнейшие документы, оказали
сильное влияние на развитие политической
идеологии социализма и коммунизма.
Заключение
Век Просвещения,
как часто называют XVIII в., был
временем наивысшего развития гуманистических
и рационалистических начал, существовавших
в буржуазной политико-правовой идеологии.
Острый кризис феодализма, неизбежность
и близость революционных преобразований
в наиболее развитых странах, союз буржуазии
с народом в общей борьбе против
феодализма обусловили широкое распространение
идеалистического убеждения в том,
что после уничтожения
Основным
методом обоснования
Буржуазная политико-правовая идеология Франции XVIII в. в целом продолжила философско-теоретическую работу теоретиков предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Руссо была по существу впервые четко определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования.
В этот период было завершено развитие ряда предшествующих политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других. Особенность соотношения содержания политико-правовых доктрин того времени и их программных положений состояла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.
Информация о работе Политические и правовые учения во Франции XVIII в.