Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.
Данная тема была выбрана автором исключительно из-за ее актуальности в современном мире.
Автор считает, опираясь на изученный во время написания работы материал, что вплоть до XVIII века, а именно Французской революции, идеи развития и устройства «идеального государства» носили больше теоретически-соревновательный характер в среде философов -мыслителей древности.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Понятие политический режим стр. 5
Глава 2. Классификация политических режимов стр. 8
Демократический политический режим стр. 10
Либеральный политический режим стр. 17
Авторитарный политический режим (авторитаризм) стр. 20
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) стр. 26
Заключение стр. 33
Список источников стр. 35
Le résumé стр. 37
Kokkuvõte стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Курсовая работа.docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  РЕЖИМЫ Курсовая работа

Руководитель: магистр  права Звонов Г. В.

ТАЛЛИН 

200 4

Содержание:

Введение стр. 2

Глава 1. Понятие политический режим стр. 5

Глава 2. Классификация политических режимов стр. 8

Демократический политический режим стр. 10

Либеральный политический режим  стр. 17

Авторитарный политический режим (авторитаризм) стр. 20

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) стр. 26

Заключение стр. 33

Список источников стр. 35

Le résumé стр. 37

Kokkuvõte стр. 38

Введение:

В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.

Данная тема была выбрана  автором исключительно из-за ее актуальности в современном мире.

Автор считает, опираясь на изученный во время написания  работы материал, что вплоть до XVIII века, а именно Французской революции, идеи развития и устройства «идеального  государства» носили больше теоретически-соревновательный характер в среде философов -мыслителей древности.

Безусловно, автор не будет  утверждать, то, что если философы задумывались о понятии государства, то преследовали только некие умозрительные, а не вполне конкретные цели. Взять, к примеру, создателя диалога «Государство», Платона. Своим диалогом Платон стремился  повлиять на умы сограждан, а значит, хоть и косвенно, но провести свои идеи в жизнь.

Однако, при реализации теории в практику, при многократных попытках повлиять на создание «идеального государства», Платон терпит крах.

Тем не менее, начиная с  момента «чудесного» изобретения  инженера Гильотина, все-таки пошло  и практическое применение в жизнь  философских идей. Примером может  послужить идея Руссо, предложившего  в свое время вполне «оригинальное» решение для тех случаев, когда

отдельная личность вступала в противоречие с требованиями общества и государства. Его идея, после  ее теоретического рождения, материализовалась  несколько позже во время якобинской диктатуры:«Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным. Ибо таково условие, которое, подчиняя каждого гражданина отечеству, одновременно тем самым ограждает его от всякой личной зависимости» 1 .

По мнению автора данной курсовой работы, именно XX век можно  отнести к одному из самых значимых исторических периодов человеческой цивилизации. Это период «рождения» и «смерти» новых политических режимов, причем не только в теории. Это период пика противостояния идей «идеальных государств», «идеальных политических» систем. Это время можно обозначить определением, некогда высказанным Ж.-Ж. Руссо: «… деспотизм свободы против тирании» 2 .

В этой работе автор будет  рассматривать тем не менее только общие теоретические аспекты темы политических режимов.

Целью работы автор ставит исследование государственных (политических) режимов, что представляет собой большой интерес и имеет немаловажное значение для теории государства и права.

В качестве гипотезы работы автор выдвигает предположение о значимости вопроса классификации режимов при характеристике государства и определении его формы.

1 РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М. 1969, с. 152. Ссылкана цитатувзятаиз статьиЛ. А. Пименовой «Идеясвободы во Французскойреволюции XVIII века» http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LIBERTE.HTM#2 2 РобеспьерМ. Указсоч., т, 3, с. 113. Ссылка на цитатувзятаиз статьиЛ. А. Пименовой «Идеясвободыво Французскойреволюции XVIII века» http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LIBERTE.HTM#2

А также предполагает, что при более широкой трактовке  через соотношения ряда компонентов, возможно выявить наиболее значимые отличия одних типов политических режимов от других.

Изучение  и сравнение политических режимов автором построено на основе, предлагаемой в научной и юридической литературе общей их классификации.

Курсовая  работа состоит из двух основных глав:

В первой главе, автор ставит задачу рассмотреть определение термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства.

Во второй главе, рассматриваются основные способы классификации политических режимов. Глава разделена на несколько отдельных частей, в которых рассматриваются особенности демократического, либерального, авторитарного и тоталитарного режимов.

Глава 1. Понятие  политический режим 

В юридической и иной специализированной литературе, рассматривающей политические режимы, можно отметить отсутствие единого подхода авторов к пониманию термина «политический режим».

Большая часть современных  авторов, чьи труды были использованы при написании данной курсовой работы, сходятся во мнении, что политический режим является одним из элементов  формы государства. В качестве примера  -определение В. С. Нерсесянца «Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства, как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима» 3 . Таким образом, термин «политический режим», причисляется к одной из трех составных формы государства.

Рассматривая так форму  государства, профессор Нерсесянц дает определение её трех элементов:

  1. «Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти» 4 .
  2. «Форма государственного устройства – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти» 5 .

3 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 245 4 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 245 5 Тамже, с. 250

3. «Политический режим  – это характер, свойство и  качество правового порядка осуществления  государственной власти» 6 .

Сам термин -«политический режим», появился относительно недавно -в середине прошлого века. До этого времени в научной литературе политический режим не рассматривался как один из элементов формы государства. Под формой государства понимали в более широком смысле -образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форму правления.

Ведущей же точкой зрения в  теории государства и права стало  определение более поздних авторов. Исходя из этого, при характеристике формы того или иного государства, полный ответ можно получить лишь тогда, когда при рассмотрении формы  государства учитываются все  три элемента вместе, а именно:

  • форма правления ( способ организации и формирования верховной государственной власти),
  • форма государственного устройства ( способ национально-территориальной организации распределения государственной власти), и
  • политический режим ( методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

«С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той  или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима ( даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит

6 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 253

к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием». 7

В современном мире можно  говорить о наличии 140-160 режимов, которые  незначительно отличаются друг от друга.«О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти,
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
  • степень гарантированности прав и свобод граждан,
  • роль права в жизни общества и решении государственных дел,
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов». 8

Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие  определение: политический режим –  это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

7

«Теория государства и  права: Учебник для вузов». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003 г. с. 189 8 М. Н. Марченко «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М, 2002 г. с.309

Глава 2. Классификация  политических режимов 

Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права.

Политических режимов  очень много, так как на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств.

«… считаем важным подчеркнуть, что типологизация, во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия-авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования» 9 .

Мнение многих авторов  относительно деления государственных  режимов по видам различно. К примеру, некоторые из них предлагают деление  на либеральные и авторитарные режимы, вполне логично это обосновывая: «Распространенное в литературе деление государственных режимов  на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демократию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства – вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и так далее …» 10

9 А.П. Цыганков, «Современныеполитическиережимы: структура, типология, динамика», (учебное пособие) Интерпракс, 1995, с. 150 10 В. С. Нерсесянц«Общаятеорияправаигосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 254

Тем не менее, в данной работе автор будет рассматривать деление  режимов исходя из самой распространенной их типологизации:«Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов

– деление их на демократические  и недемократические политические режимы». 11

В свою очередь, и те и  другие подразделяются на различные  виды и разновидности по большей  или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из типов политических режимов следующие  четыре:

  • демократический,
  • либеральный,
  • авторитарный,
  • тоталитарный.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные  группы, так как они являются важными  и представляют собой большое  значение для теории государства  и права.

Все политические режимы, в  той или иной мере зависят друг от друга, в виду того, что всегда возможны трансформации одних режимов  в другие.

«Теория государства и  права: Учебник для вузов». Под  ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003 г. с. 189

2.1 Демократический  политический режим 

Демократия с греческого – народовластие.«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов». 12 «Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа» 13 .

Информация о работе Политические режимы