Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

Синтезируя различные точки  зрения на природу политического  сознания, можно сказать, что политическое сознание как одна из форм общественного  сознания представляет собой совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политическими субъектами политических процессов и мира политики в целом. Эта система разнообразных духовных образований - чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношение с политическими структурами.

На уровне обыденных представлений  можно встретить упрощенное понимание  политического сознания, когда оно  связывается, главным образом, с  его познавательным блоком - пассивным  отражением политической жизни без  учета потребностей и интересов  человека. В действительности же, политическое сознание является опосредующим звеном между базовыми интересами и потребностями  политических субъектов и их политическим поведением. От его содержания напрямую зависит характер мотивации политического  поведения людей и динамика политического  развития общества.

Политическое сознание проявляет  свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов  и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную  структуру. Рассмотрим в чем состоит  суть политического сознания, его  содержание и процесс формирования.

 

Структура политического сознания

Понятие, структура и формирование политического сознания Политическое сознание как сфера общественного  сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и  использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это  результат одновременно и отражения  субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к  отражаемым политическим событиям.

Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и  реализации, к политическим силам  различной направленности и методам  их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего  как осознанное, осмысленное через  призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как  рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения  и оценки.

Политическое сознание является продуктом  рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений. Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов  политических отношений. Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения. Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти. При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Субъективные образы, с помощью  которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом  возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии.

Следовательно, структура политического  сознания в целом определяется с  помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной.

К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания  и т.п.

К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д.

К иррациональным составляющим относятся  немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы.

Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между  собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое  стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны  с чувственными и рациональными  компонентами. Рассматривая структуру  политического сознания следует  отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического  отражения в нем выделяются различные  сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и  т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

И в заключении главы можно сделать  вывод, что относительность самостоятельности  политического сознания по отношению  к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что создание как  способ постижения реального бытия  едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и  проявлениях единое основание - социально-природное  бытие людей, их интеллект, воля, чувства. Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

Следует специально подчеркнуть, что  на определенных, особенно переломных, переходных этапах истории происходит актуализация исторической памяти, прошлое  как бы вторгается в сегодняшний  день и заставляет по-новому взглянуть  на себя, с одной стороны, и оказывает  при этом определенное воздействие  на дела текущие -- с другой. В этих условиях характерные черты политического  сознания прошлого времени как бы вновь оживают и становятся характерными чертами настоящего. Конечно, это  состояние преходяще, и такое  столкновение идей, концепций, настроений, связанных с прошлым и настоящим, способно создать конфликтную ситуацию, определенную напряженность в политическом сознании.

По степени и формам отражения  сущности и содержания политической деятельности в структуре политического  сознания выделяются два диалектически  взаимосвязанных уровня: теоретический  и обыденный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие  закономерностей (тенденций) политической жизни общества и их использование  в организации практической политической деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование  системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно  с деятельностью идеологов и  потому нередко называется политической идеологией. Политическая идеология  более подвижна и изменчива, чем  политическое сознание в целом, и  тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъекты политической деятельности только тогда  могут рассчитывать на успех, если их идеологи постоянно анализируют  и обобщают социально-экономические  и политические явления и вырабатывают соответствующие коррективы для  политической стратегии и тактики, если умеют предвидеть изменения  в общественных потребностях и расстановке  противоборствующих сил. Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она  оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Политическая идеология многообразна. Она прямо  и непосредственно обслуживает  нужды и цели того или иного  класса (социальной группы), отсюда и  существует ее классификация, ее подразделение  на идеологию буржуазную, идеологию  пролетарскую, идеологию мелкобуржуазную  и т. д. Пролетарская идеология, или  идеология рабочего класса, воплощена  в марксизме, в теориях и концепциях социал-демократического толка. Иначе  говоря, идеология имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.

26 .Понятие и сущность политической идеологии, ее функции

Идеология (от гр. idea — понятие + logos — слово) самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества. Нельзя понять деятельность и поведение любого субъекта политики (социальной группы, партии, личности и т.д.), если не знать, какой системой взглядов он руководствуется. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Следует подчеркнуть, что идеология представляет собой естественное по происхождению и сложное по содержанию общественное явление.

 Политическая идеология обладает  определенной спецификой. Она непосредственно  связана с общественным и индивидуальным  сознанием, жизнедеятельностью и  интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на  власть.

 Итак, политическая идеология  — это совокупность общественных  идей, теорий, взглядов, которые отражают  интересы определенных социальных  общностей и политических групп,  выражают их притязания на  власть.

 Основные назначения идеологии  — выражать в обобщенной форме  идейно-ценностные основы общественного  устройства, давать соответствующие  ориентиры социально-политического  поведения и действия.

 Поскольку современное общество  состоит из большого числа  социальных и политических групп  с различными интересами, постольку  в нем постоянно происходит  идеологическая борьба. Одна из  важных задач идеологической  борьбы — придать особым интересам  господствующих классов и групп  форму всеобщего интереса и  тем самым внедрить в сознание  людей идею общности интересов  всех классов и социальных  групп данного общества.

 В любой политической идеологии  обычно выделяют три уровня  функционирования: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий.  Одни политические идеи и ценности  направлены на стабилизацию политического  порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление  к переменам в общественно-политической  жизни, смене властных элит, политической  модернизации.

 На теоретико-концептуальном  уровне формулируются основные  положения, раскрывающие интересы  и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства. 

 На программно-политическом  уровне политические принципы  и идеалы переводятся или воплощаются  в соответствующие программы,  манифесты, лозунги, которые составляют  идейно-политическую основу для  принятия управленческих решений  и ориентирования политической  деятельности людей. 

 На поведенческом уровне  идеи, ценности, интересы, выраженные  в идеологии, реализуются также  в обыденном общественном сознании. Если бы они выражались только  средствами научно-технического  характера, то они были бы  малодоступны массам. Сила любой  политической идеологии определяется  степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках людей.

 Важно подчеркнуть еще одну  черту политической идеологии.  Кроме теоретически обоснованных  положений любая идеология предполагает  определенную оторванность от  действительности, ее принятие массами  на веру. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно называли идеологию "иллюзорным", "ложным сознанием", поскольку в социально-классовой направленности мышления заложена тенденция одностороннего, частичного отражения действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах, зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений; от того, какие общественные тенденции выражают их классовый интерес; в каком отношении они находятся к основным задачам эпохи. Идеологии вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради ложного.

 Таким образом, идеология  стремится сплотить, интегрировать  общество, создать широкую социальную  основу для власти правящих  элит.

 

 Политическая идеология выполняет  следующие основные функции: 

 • формирует и развивает  политическое сознание людей  (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные  ориентиры и обосновывает мировоззренческие  позиции; 

 • обеспечивает ценностное  восприятие, осмысление, выражение  групповых и общественных политических  интересов, приучает к анализу  социально-политических явлений  и процессов через призму определенных  интересов и политических целей; 

 • является важным инструментом  политической и общественной  организации. Она объединяет, сплачивает  близких по своему социальному  статусу, политическим устремлениям  людей; 

 • обладает значительным  воспитательным потенциалом и  обеспечивает решение задач политической  социализации личности, формирование  и развитие политической культуры  граждан. 

 Итак, политическая идеология,  будучи цело стнойеистемой воззрений и концепций в отношении окружающей действительности, в то же время представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.

27.политическая культура:сущность,функции,типы

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это  совокупность типичных для данного  общества или социальной группы укоренившихся  образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и  политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и  действий субъектов политической жизни  общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического  образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение  в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Политическая культура влияет на поведение  людей и деятельность различных  организаций, на их воспитание, явления  внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение  человеком своего места в политической жизни общества.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина