Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт  исторического развития общества, результат коллективного политического  творчества;

2) закрепляет устойчивые связи  между элементами политического  процесса, стабильные стороны политического  опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и  интегрированность политической  сферы;

5) координирует жизнедеятельность  общества в целом, сочетает  интересы различных социальных  групп, классов, государства и  личности;

6) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

 

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует  у граждан необходимые общественно-политические  знания, взгляды, повышает политическую  образованность;

2) коммуникативная – позволяет  установить связь между участниками  политического процесса, а также  передавать элементы политической  культуры от поколения к поколению  и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

28.Политическая деятельность: цели,мотивы и критерии

29.Политическое поведение:виды,формы,мотивы и психологические импульсы

Сфера политических отношений достаточно многообразна она включает и институты, и действия, и процессы, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическое поведение» дает возможность сосредоточить внимание в анализе политики на наиболее подвижном, динамичном аспекте — разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.

Изучение данной стороны политики выявляет зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех  людей, которые в политику вовлечены, раскрывает механизм, структуру, способы  достижения целей.

 

 Среди наиболее значимых  видов политического поведения  выделяются следующие:

 — реакция, когда действия  людей в политике являются  ответами на внешнее воздействие,  источником активности в этом  случае служат другие люди  и институты;

 — периодическое участие,  связанное с делегированием полномочий  во всевозможных выборах, политических  кампаниях.

 — деятельность в политических  организациях, движениях, партиях;

 — выполнение политических  функций в рамках государственных  органов: служба в армии, органах  государственного управления и  охраны правопорядка;

 — посещение политических  собраний, освоение и передача

 — политической информации, участие в политических дискуссиях;

 — прямое действие — непосредственное  влияние на функционирование  и изменение политических институтов  через такие формы политической  деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания  неповиновения или бойкота;

 

Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может  быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или  блок государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением.

О политическом поведении личности можно говорить как в связи  с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных  социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев  политическое поведение личности приобретает  свои особенности, которые чаще всего  зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентации личности, применяемых  методов и средств борьбы и  т.д. Вместе с тем характер политического  поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает  на его основе, но и от внешних  регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких  политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.), которые считают  и провозглашают приемлемыми  для себя именно эти политические действия и акции.

Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая, социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы: интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др. Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно,

большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и  непосредственностью влияния 

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие  и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит  от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества [7, c112-114].

Политическое поведение можно  классифицировать как социально  осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно  обусловленное, что в значительной степени связано с завершением  процесса политической самоидентификации  личности и группы. Поведение, как  и его конкретное воплощение —  действие, может быть прямым, т.е. непосредственно  направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании  полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень  политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся  и экстремистские формы

К правомерным относятся те формы  политического поведения, которые  связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам  данного общественно-политического  строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения  между личностью и государством, личностью и обществом. Можно  сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые  не соответствуют установившимся в  данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.

К экстремистским формам политического  поведения относятся такие, как  несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному  свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В  целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при  решении политических проблем, достижении своих политических целей.

Касаясь конкретных форм участия в  политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в  организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям  и по литическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического  сознания масс, их активности, включения  их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства  сопричастности к общегосударственным  делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социачизации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни.

30.Политическое лидерство:  его природа, основные функции.

Лидерство как социальное и политическое явление универсально. Можно смело  утверждать, что там, где сложилась  та или иная человеческая общность, должны появиться политические лидеры, а в наиболее крупных социальных общностях – и общественно-политическое лидерство.

Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения значимых целей. Политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние  на общество. Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

1) между общенациональным лидером  и обществом, как правило, не  существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами  интересов, средствами массовой  информации;

2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются  высшими руководителями, всегда  скрывается не видимая для  общества работа многочисленных  экспертов, ближайшего окружения  лидера;

4) политическое лидерство в  той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

 

 В современной политологии  существует несколько определений  политического лидерства. 

1. Политическое лидерство –  это постоянное приоритетное  влияние со стороны определенного  лица на все общество, политическую  организацию или большую социальную  группу.

2. Политическое лидерство - это  управленческий статус, социальная  позиция, связанная с принятием  властных решений, это руководящая  должность. Иными словами, лидерство  - это положение в обществе, которое  характеризуется способностью занимающего  его лица направлять и организовывать  коллективное поведение его членов.

3. Политическое лидерство –  это символ общности и образец  политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.

 

 Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций к ним относятся:

1. Определение и формулирование  интересов социальных групп целей  социальной и политической деятельности, выявление способов и методов  реализации интересов и достижения  целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия  политических решений (управленческая  функция).

3. Мобилизация масс на достижение  политических целей, распределение  социальных ролей и функций  в обществе, инициирование и социальных  инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение  масс. Лидер призван обеспечивать  национальное единство в масштабах  большого сообщества, которым он  руководит, или государства в  целом (интегративная функция).

5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между  обществом и властью. Убеждение  общества в целесообразности  и правильности принимаемых властных  решений (коммуникативная функция).

6. Легитимация власти. Обеспечение  поддержки власти на основе  личного авторитета и влияния  на массы (функция легитимации).

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина