Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.
ВВЕДЕНИЕ |
Актуальность учебного курса
«Социально-политическая система США
и Канады» определяется тем, что
он является одним из основных в
системе подготовки студентов регионоведов- Дидактические особенности
курса «Социально-политическая система
США и Канады» определяются его
логической, теоретической и Предметом курса «Социально-политическая система США и Канады» являются политическая система и социальная процессы современного североамериканского общества, а также факторы и конкретно-исторические условия их детерминировавшие. Особое внимание в данном курсе уделено проблемам государственного устройства и различным аспектам демократии в США и Канаде. Учебный курс «Социально-политическая
система США и Канады» |
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
1.1. Цели и задачи курса |
Дидактические особенности и предмет курса предопределяют его основные цели и задачи. Целью курса «Социально- Важнейшей задачей курса являет |
1.2. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины |
В результате изучения курса «Социально-политическая система США и Канады» студент должен: 1. Освоить объем знаний, заложенный в данной программе и необходимый для подготовки специалистов-регионоведов, равно как и специалистов в области международных отношений. 2. Знать структуру политической
системы США и Канады, особенности
социальной структуры 3. На примере США и
Канады уметь давать 4. Пользоваться методами сравнений и аналогий на основе североамериканского опыта при изучении смежных с данным курсом дисциплин. 5. Закрепить навыки |
1.3. Объем и сроки изучения курса |
Курс «Социально-политическая
система США и Канады» |
1.4. Основные виды
занятий и особенности их |
Основные виды занятий в ходе изучения дисциплины «Социально-политическая система США и Канады» – лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов с материалами библиотечных фондов (преимущественно библиотеки ВГУЭС), Американского центра при Краевой публичной библиотеке и сети Интернет. Аудиторная и самостоятельная работа студентов при изучении курса тесно взаимосвязана. Важное значение для самостоятельного освоения курса имеет работа студентов с публикациями в «Американском ежегоднике», журналах «США – Канада: экономика, политика, культура», «Новая и новейшая история», «Полис» и «Социс», а также с иностранной литературой и материалами, размещенными на официальных сайтах правительства и конгресса США. Практические занятия
могут проходить как в |
1.5. Виды контроля
знаний студентов по |
Итоговой формой отчетности по курсу является экзамен, промежуточной – аттестация. В ходе изучения курса действует рейтинговая система, включающая в себя 100 бальную оценку успеваемости. Максимальное количество баллов, которые студент может получить за текущую работу в течение семестра – 100 (90 за успеваемость и 10 премиальных за выступления на конференциях и т.д.). Максимальная оценка на промежуточной аттестации (в случае проведения одной промежуточной аттестации в семестр) – 45–50 баллов. В случае проведения двух промежуточных аттестаций (помимо экзамена), максимальная оценка по итогам двух аттестаций составляет 60–65 баллов. Если студент набрал менее 45 баллов за весь семестр, то курс не засчитывается и подлежит повторному прослушиванию. Основной формой текущего контроля являются выступления на семинарских занятиях и результаты письменного контрольного опроса по изучаемым темам, из которых складывается оценка на промежуточной аттестации. В итоговую оценку аттестации также включаются баллы за посещение лекционных занятий. На экзамене студент должен
продемонстрировать знания, навыки и
умения, сформулированные в разделе
«Цели и задачи курса», в объеме,
необходимом для специалистов- |
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
2.1. Перечень тем лекционных занятий |
Тема 1. Политическая система США. Место государства в политической системе американского общества. Понятие политической системы.
Структура и функции Тема 2. Американское государство как политический институт. Три ветви государственной
власти США. Конституция США о
разделении властей. Законодательная
власть в США. Конгресс США в исторической
ретроспективе. Принципы формирования
и функционирования Палаты представителей
и Сената. Полномочия и прерогативы
Конгресса. Законодательный процесс
и принцип сдержек и Исполнительная власть в
США. Президент как глава Судебная власть в США. Конституция США о роли Верховного суда, федеральных и верховных судей. Структура судебной власти США. Верховный суд США. Конституционный и судебный надзор. Дело «Мэрбури против Мэдисона» как исторический прецедент формирования прерогатив Верховного суда. Аппеляционные суды. Федеральные окружные суды США. Тема 3. Американский федерализм. Федерализм как принцип американской демократии. Федерализм как форма государственного устройства. Федеративная республика США. Американская Конституция как фактор формирования федерализма. Принципы федерализма. Прерогативы правительства и полномочия штатов. Разграничение полномочий правительства и субъектов федерации. Приоритет федеральной правовой системы над правовой системой штатов. Ограничение суверенитета штатов. Проблема «совпадения полномочий». Роль местных органов власти в США. Законодательная, исполнительная и судебная власть в штатах. Роль легислатур в политической жизни штатов. Губернатор и правительство штата: функции, прерогативы, основные сферы деятельности, взаимоотношения с другими уровнями власти. Судебная система штатов. Организация управления на местах. Местное самоуправление в округах и городах США. Административные и специализированные округа. Величина населенного пункта как фактор влияния на местное управление. Роль местного самоуправления в общественно-политической жизни Америки. Тема 4. Партийная система США. Генезис американской партийной системы: от протопартий к двухпартийности. Основные этапы формирования и развития американской партийной системы. Партийные перегруппировки. Федералисты и демократические республиканцы. Демократы и виги. Появление современной формы двухпартийной системы в 1850-60-е гг. Роль кокусов в партийной жизни Америки. Национальные конвенты. «Праймериз». Роль «третьих» партий в политической жизни США. Популисты, прогрессисты и социалисты в партийной системе США. Современная двухпартийная
система США: Республиканская и
Демократическая партии. Особенности
современной двухпартийной Тема 5. Современные
социально-демографические Перепись населения как
средство мониторинга социальных процессов
в обществе. Первая перепись населения
Америки 1790 г. Переписи населения США
1990 и 2000 гг. Влияние итогов переписи
населения на перераспределение
мест в Конгрессе и деятельность
американских министерств и ведомств.
«Короткий» и «длинный» перечень
вопросов переписи населения. Численность
современного населения США и
темпы его прироста с учетом региональных
и социально-экономических Урбанизация как фактор изменения социальной структуры американского общества. Пригороды в социальной жизни Америки. Агломерация: понятие, сущность, разновидности. Мегаполисы США. Приатлантический, Приозерный, Калифорнийский, Галф, Восточно-Флоридский мегаполисы. Особенности расово-этнического расселения американцев. «Ромбовидная» конфигурация социальной структуры американского общества. Социальные группы в США. Лица наемного труда. «Белые» и «синие» воротнички. Рост занятых в нематериальной сфере. Бедность и богатство в структуре американского общества. Бедность в этническом контексте. Бедность в контексте гендерного фактора и семейного статуса. Возрастная структура американского общества и социальные последствия старения населения США. Тема 6. Иммиграция как фактор влияния на социально-демографические процессы в США. Иммиграция как фактор формирования населения США. История американского народа – история иммиграции. Рост масштабов иммиграции в 1990-е гг. Азия и Латинская Америка – регионы поставляющие наибольшее число иммигрантов в США. Перепись населения 2000 г. о количественных и качественных характеристиках иммигрантов. Нелегальная иммиграция. Этническая структура американской иммиграции в исторической ретроспективе. Российская иммиграция в прошлом и настоящем. География расселения иммигрантов. Калифорния и Нью-Йорк – главные штаты-реципиенты иммигрантов. Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон, Хьюстон, Сан-Диего – агломерации-реципиенты. Понятие «новые иммигранты». Вытеснение иммигрантами населения США из традиционных мест проживания: причины и следствия. Иммиграционное Социальные последствия
иммиграции. Социально-экономический
статус иммигрантов. Участие иммигрантов
в общественно-политической жизни
США. Вклад иммигрантов в Тема 7. Социально-этнические процессы в США. Переписи населения США 1990-12000 гг. о количественных и качественных изменениях в этнической структуре американского общества. Расово-этнический «портрет» современной Америки. Белые американцы. Черные (афро-американцы). Индейцы и аборигены Аляски. Испаноязычное население США. Американцы азиатского происхождения. Полиэтничность американского общества и расово-этническая самоидентификация американцев. Регионально-территориальные особенности проживания основных расово-этнических групп США. Смешанное население США. Смешанные браки в Америке. Социокультурные последствия усиления полиэтничности американского общества. От «плавильного тигля» к «этнической мозаике». Теория и практика американской «поликультурности». Тема 8. Система образования как фактор социализации в США. Просвещение и образование в США в исторической ретроспективе. Ориентация американцев на образование как историческая традиция. Школьное образование как основной ассимиляционный фактор в полиэтничном и поликультурном американском обществе. Демократизм, эффективность и всеохватность – принципы организации системы образования в США. Финансирование образования. Роль штатов и округов в финансировании и организации системы школьного и после школьного образования. Управление школьным образованием на уровне штата и округа. Совет по делам образования штата. Управление системой высшего образования. Начальное, среднее и высшее образование в Америке. Государственное и частное образование. Начальные и средние школы. Типы высших учебных заведений в США. Двухлетний окружной колледж, четырехлетний колледж, университет. Высшее профессионально-техническое образование. Роль федерального правительства
в сфере образования. Федеральное
законодательство в области образования
(1990-е гг.). Законы, принятые в период
правления администрации Тема 9. Политическая система и социально-этнические процессы в Канаде (обзорная лекция). Политическая система Канады. Роль государства в политической жизни канадского общества. Парламентская система правления. Понятие официальной оппозиции. Партийная система Канады. Консервативная (Прогрессивно-консервативная) и Либеральная партии Канады. Роль малых партий в политической жизни канадского общества. Канадский федерализм. 12 провинций Канады. Особенности канадского регионализма. Канадская политическая культура. Канада – страна двух исторически сложившихся наций. Англо-канадская нация. Франко-канадцы. Проблема Квебека в политическом и этническом контексте. Иммиграция в Канаду и тенденция к усилению полиэтничности канадского общества. Социальные последствия усиления полиэтничности канадского общества. |
2.2 Темы семинарских занятий |
Тема 1. Государство в политической системе США. Президентская республика. Понятие политической системы
и место в ней государства.
Три ветви государственной Тема 2. Американский федерализм. Федерализм как принцип американской демократии. Федерализм как форма государственного устройства США. Федеративная республика США. Принципы американского федерализма. Прерогативы правительства и полномочия штатов. Разграничение полномочий правительства и субъектов федерации. Проблема «совпадения полномочий». Роль местных органов власти в США. Законодательная, исполнительная и судебная власть в штатах. Роль легислатур в политической жизни штатов. Губернатор и правительство штата: функции, прерогативы, основные сферы деятельности. Судебная система штатов. Местное самоуправление в округах и городах США. Административные и специализированные округа. Роль местного самоуправления в общественно-политической жизни Америки. Тема 3. Партийная система США. Генезис американской партийной системы: от протопартий к двухпартийности. Основные этапы развития американской партийной системы. Партийные перегруппировки. Федералисты и демократические республиканцы. Демократы и виги. Складывание современной формы двухпартийности в 1850-60-е гг. Роль кокусов в партийной жизни Америки. Национальные конвенты. «Праймериз» – первичные выборы. Роль «третьих» партий в политической жизни США в прошлом и настоящем. Современная двухпартийная система США: Республиканская и Демократическая партии. Организационные структуры Республиканской и Демократической партий: национальные съезды, национальные комитеты, комитеты политических действий. Политические партии и президентские выборы в США. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Тема 4. Группы интересов и лоббизм в американской политике. Ориентированность американской
политической системы на взаимодействие
с группами интересов и общественными
организациями. Конституция США
как правовая основа оформления групповых
интересов и доступа Тема 5. Демографические процессы в США. Возрастная стратификация американского общества в социальном контексте. Возрастная структура
американского общества. Старение населения
как основная демографическая тенденция.
Влияние и последствия «бэби- Тема 6. Иммиграционные процессы в США. Иммиграция как фактор формирования населения США. История американского народа – история иммиграции (доклады). Рост масштабов иммиграции в США в 1990-е гг. Азия и Латинская Америка как основные «поставщики» современных иммигрантов. География расселения иммигрантов в США. Калифорния и Нью-Йорк – главные штаты-реципиенты иммигрантов. Вытеснение иммигрантами населения США из традиционных мест проживания: причины и следствия. Иммиграционное законодательство и его влияние на социально-демографическую ситуацию в США. Закон Джонсона-Рида. Изменения в законодательстве об иммиграции в 1940-1990-е гг. События 11 сентября 2001 г. и ужесточение мер контроля и безопасности в отношении иностранцев, прибывающих в США. Законодательство США в борьбе с нелегальной иммиграцией. Социальные последствия иммиграции. Социально-экономический статус иммигрантов. Участие иммигрантов в общественно-политической жизни. Вклад иммигрантов в американскую культуру. Тема 7. Социально-этнические процессы в США. Переписи населения США 1990-12000 гг. о количественных и качественных изменениях в этнической структуре американского общества. Расово-этнический «портрет» современной Америки. Основные расово-этнические группы США. Белые американцы. Черные (афро-американцы). Индейцы и аборигены Аляски. Испаноязычное население США. Американцы азиатского происхождения. Полиэтничность американского общества и этническая самоидентификация американцев. Регионально-территориальное расселение основных расово-этнических групп США. Смешанное население США. Смешанные браки в Америке: расовые и региональные тенденции. Социокультурные последствия усиления полиэтничности американского общества. От «плавильного тигля» к «этнической мозаике». Теория и практика американской «поликультурности». Тема 8. Система образования как фактор социализации в США. Просвещение и образование
в США в исторической ретроспективе.
Ориентация американцев на образование
как историческая традиция. Американская
система образования: цели, структура,
принципы организации и |
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ США | ||||||||||||||||||||||||||
Несмотря на общий для
всех рыночных экономик механизм функционирования,
основанный на доминировании частной
собственности, соотношении спроса
и предложения и действии сил
конкуренции, экономическое и социальное
развитие любой страны во многом определяется
набором характерных черт, формирующих
специфику той или иной рыночной
модели. Это и соотношение рынка
с государственным 1 2
Таблица
Кризису, а затем и последующей
стагнации, способствовал также
обвал фондового рынка, затронувший
прежде всего высокотехнологичные компании.
На волне бурного подъема 1990-х годов и
связанных с ним спекулятивных ожиданий
их акции были значительно переоценены.
К этому следует добавить войну США в Ираке,
которая в первые годы нового столетия
заметно влияет на федеральный бюджет
страны, увеличивая его дефицит. 3 * * * Примечания |
Главные черты социально-экономического и политического развития стран Европы и США в 1924 - 1929 г.
После первой мировой
войны страны Запада
Были восстановлены разрушенные в годы
войны хозяйственные связи. Обновлялись
предприятия и транспортная сеть, происходил
быстрый перелив капитала из военных в
гражданские отрасли производства и бурное
развитие последних. В сельском хозяйстве
восстанавливались посевные площади.
Города стали лучше снабжаться продовольствием
и сырьем, а на селе увеличивался спрос
на продукцию промышленности.
Складывались условия для предпринимательской
деятельности, расширялась экономическая
свобода. Если в годы войны государство
создало систему контроля и регулирования
производства, то сейчас в этом не было
необходимости. Ликвидировались учреждения,
которые в военное время распределяли
государственные заказы, рабочую силу
между предприятиями. Отменялась карточная
система снабжения населения в тех странах,
где она существовала. Все это способствовало
быстрому перемещению капитала и рабочей
силы в самые прибыльные отрасли, которые
в наибольшей степени отвечали тогдашним
потребностям населения. В результате
менялась структура производства. Некоторые
отрасли (например, угольная) переживали
застой. Наиболее быстрыми темпами развивались
новые - автомобилестроение, электротехническая,
химическая, авиационная.
Важно отметить, что на структурную перестройку
промышленности оказывал влияние не только
спрос населения, но и новые технические
возможности. Было налажено массовое производство
типовых деталей и последующая сборка
готового изделия. Это позволило разделить
весь процесс производства на ряд простых
операций, значительно ускорить его. На
заводах короля американского автомобилестроения
Генри Форда впервые появился конвейер,
который задавал общий темп всем работающим.
В результате к концу 20-х годов в мире насчитывалось
уже более 30 миллионов автомобилей, из
них около 26,5 млн. - в США. Конвейерно-поточная
система резко повысила производительность
труда и позволила значительно удешевить
стоимость единицы продукции. Это имело
важные социальные последствия. Прибыли
собственников предприятий возросли,
что дало возможность буржуазии удовлетворить
ряд требований трудящихся - ввести 8-часовой
рабочий день, социальное страхование.
Однако повышение производительности
труда приводило и к нежелательным последствиям:
к сокращению рабочих, к безработице части
из них.
Экономической стабилизации способствовали
укрепление кредитно-денежной системы
и восстановление международных торговых
связей. Большинство западных стран восстановили
золотое содержание своих валют. Благодаря
финансовой помощи, предоставленной Германии,
укрепилась немецкая денежная единица
- марка. Это позволило Германии шире включиться
в международные экономические связи.
Западные страны расширяли свою торговлю
и с Советским Союзом, в основном закупая
у него сырье.
Таким образом, к концу 20-х годов в западных
странах был достигнут значительный рост
промышленного производства. Его общий
объем в 1929 г. почти в 1,5 раза превысил довоенный
уровень. Однако в отдельных странах промышленное
производство развивалось неравномерно.
Особенно высокими темпами развивалась
экономика США и Франции. Свою роль сыграло
то, что США не пострадали в ходе первой
мировой войны, получали огромные средства
в качестве процентов по займам и платежей
по военным долгам. В экономике Франции
использовались репарации, получаемые
от Германии (платежи за ущерб, принесенный
довоенными действиями). Великобритании
же не удалось восстановить былую промышленную
и торговую монополию. В ней индустриальное
производство было налажено раньше и к
этому времени устарело; требовалась его
модернизация. С 1924 г. деловые круги ведущих
западных стран стали выступать за расширение
экономического сотрудничества с Германией.
Ей были предоставлены международные
займы и смягчен порядок выплаты репараций.
Это позволило осуществлять структурную
перестройку экономики, и в результате
Германия, благодаря помощи США и Англии,
в 1927 г. по важнейшим экономическим показателям
обогнала Францию и Великобританию. Страны
Центральной и Юго-Восточной Европы развивались
медленнее, чем государства Западной Европы.
Стабилизация наблюдалась и в политической
сфере. Осуществлялось дальнейшее совершенствование
политической системы стран Запада. Оно
проявлялось, прежде всего, в развитии
буржуазной демократии, в укреплении парламентаризма.
Были продолжены реформы избирательных
систем (в Англии, Германии). В результате
значительно увеличилось число людей,
которые имели право голосовать. Расширение
социального состава избирателей позволило
наиболее массовым партиям получить больше
мест в парламенте. Укрепились политические
позиции рабочих партий. В ряде европейских
стран они неоднократно приходили к власти,
как правило, в союзе с левыми буржуазными
партиями.
Создание коалиций буржуазных и социал-демократических
партий стало новой тенденцией в политической
жизни стран Запада. Такой союз помогал
рабочим партиям получить места в правительстве.
В Англии в 1924 и 1929 г. к власти приходили
лейбористы. Во Франции после выборов
1924 г. было сформировано правительство
“левого блока”. В Швеции также в 1920 -1926
г. у власти несколько раз находилось рабочее
правительство. Социал-демократы входили
в состав правительств Бельгии, Финляндии,
Дании и других стран. Длительное время
социал-демократы участвовали в правительстве
Веймарской Германии, содействуя выходу
страны из послевоенного кризиса. Только
в США сохранялась прежняя система двух
крупных буржуазных политических партий
- республиканцев и демократов.
Однако развитие буржуазной демократии
происходило не везде. В тех странах, где
были слабы демократические традиции,
где общество ориентировалось на всевластие
сильной личности, устанавливались диктаторские
формы правления (Италия, Германия, Испания).
Здесь правящие классы оказались неспособными
удержать власть методами буржуазной
демократии.
Различают два типа политических диктатур.
Тоталитарная характеризуется всеобщим
(тотальным) контролем государства над
всеми сферами общественной жизни. В Италии
уже в 1922 г. установилась такая диктатура,
осуществляемая фашистской партией. Фашистский
режим в Италии регулировал и производство,
и социальные отношения. Широко пропагандируя
свои идеи и используя социалистическую
терминологию, фашисты в Италии (а позднее
и в Германии) добились поддержки значительной
части населения. Второй тип политической
диктатуры - авторитарный. В государствах
с авторитарным режимом власть принадлежала
одному лицу - диктатору. Однако он не имел
массовой поддержки и опирался, в основном,
на силу, на армию. К таким странам относились
Португалия, Греция, Испания, Венгрия,
Литва и др.
В годы экономического подъема усиливалась
роль государства в регулировании экономики.
Государственное вмешательство должно
было предотвратить рост безработицы,
обнищания, способствовать смягчению
социальных противоречий.
В ряде западных стран расширялось применение
законов о 8-часовом рабочем дне, сокращались
косвенные налоги. Все эти социальные
реформы улучшали положение рабочих и
служащих, способствовали росту их заинтересованности
в результатах своего труда. Это содействовало
дальнейшему развитию экономики. Только
в США социальное законодательство значительно
отставало от передовых европейских стран.
Здесь охранялись права частного предпринимателя
и ограничивалось вмешательство государства
в экономику.
Стабилизация экономики и социально-политические
реформы содействовали повышению жизненного
уровня рабочих. Это привело к сокращению
масштабов борьбы рабочего класса, изменению
характера его выступлений. В 20-е годы
среднегодовое количество участников
забастовок в десяти развитых странах
уменьшилось в 7 раз: с 7,8 млн. человек до
1,1 млн. Экономические выступления значительно
превосходили политические. Рабочие развитых
стран отказывались от революционных
методов борьбы и принимали политику классового
сотрудничества с буржуазией. Они связывали
надежды на улучшение своего положения
не с революцией, а с буржуазными реформами
в рамках существующего строя.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ США
Описывая систему
Характеристика, данная А. де Токвилем 170 лет назад способствует пониманию многих процессов, происходящих в современной Америке, и прежде всего самой специфики социально-экономической модели этого государства.
Центральным вопросом общественных
дискуссий, которые ведутся в
Соединенных Штатах на протяжении многих
десятилетий и оказывают
Гражданское общество
Как известно, в каждом обществе существуют институты, занимающие промежуточное положение между индивидом и государством и напрямую не зависящие от последнего. К ним относятся семья, церковь, общественные группы иассоциации, благотворительные фонды, образовательные, научные, профессиональные и иные объединения, организации, союзы и институты, отражающие частные интересы. Совокупность этих добровольно сформированных институтов и составляет гражданское общество, которое отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Оно представляет собой систему жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи накопленных ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и до известной степени независимых от государства общественныхинститутов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для реализации способностей отдельных индивидов и коллективов. Основным же элементом каждого из перечисленных выше институтов гражданского общества в целом является все же отдельно взятая личность, обладающая правом на самореализацию и удовлетворение собственных интересов и потребностей1.
Как справедливо отмечает К.С. Гаджиев, «гражданское общество — это своего рода социальное и социокультурное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Именно в гражданском обществе обеспечиваются самые различные формы плюрализма — от сугубо социального до конфессионального и этнонационального. Это арена деятельности частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства»2.
Хотя различные элементы гражданского общества нередко конфликтуют друг с другом, многие из них в отличие от институтов государственной власти действуют не только исходя из принципа рационального интереса. Для них характерен дух доверия, взаимопомощи и сотрудничества. В совокупности они представляют собой нечто вроде иммунной системы, предохраняющей общество от деградации, культурного упадка, социальных болезней, той или иной формы тирании, именно они создают ту атмосферу, в которой укрепляется частное начало, обеспечивается разделение политической и социальной сфер, гарантируется подлинная свобода выбора, предупреждается возникновение многих проблем, именно они крепят связь между поколениями и сохраняют традиции.
Четкое разделение функций
между политическими и личными
правами человека, между политической
и социальной сферами, между государством
и гражданским обществом —
важнейшая характеристика современной
либерально-демократической
Информация о работе Социально-политическая система США и Канады