Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.
Экономическая «теория предложения», которую очень быстро окрестили «рейганомикой», преподносилась сначала правыми консерваторами и консервативной прессой как программа радикального слома, демонтажа всей сложившейся за десятилетия системы государственного регулирования и возврата к основам капитализма свободной конкуренции. Даже предвыборная платформа Республиканской партии, принятая на ее съезде в Детройте 14 июля 1980 г. и в целом выдержанная в умеренном ключе, «лучшим регулятором системы свободного предпринимательства определяла свободный рынок.
Принимая во внимание все
перечисленные выше доводы экономистов
и теоретиков, на наш взгляд, следует
отметить, что «теория предложения»
имела под собой вполне объективную
экономическую основу: быстрое развитие
НТР и наукоемких производств
с «высокими» технологиями, в больших
масштабах сосредоточенных в
«солнечном поясе» страны. Она в
первую очередь была ориентирована
на те предприятия и тех бизнесменов
Тихоокеанского побережья Соединенных
Штатов, которые уже проявили свою
высокую предпринимательскую
«Рейгановская революция»
Итак, во второй половине 1970-х годов в американском обществе сформировался целый комплекс экономических, социально-политических и идеологических предпосылок, приведших к консервативному повороту и победе на президентских выборах 1980 г. лидера правоконсервативных сил республиканца Рональда Рейгана1.
Ухудшение основных показателей экономического развития страны (одновременно высокая инфляция и рост безработицы, вызвавшие феномен стагфляции, спад производства, замедление темпов роста производительности труда, обострение валютной проблемы и международной конкуренции, изменение позиций США в мировой экономике, падение уровня жизни населения), а также структурный кризис американского хозяйства и региональные сдвиги в его развитии сопровождались развивавшимся под влиянием целого ряда событий (война во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, провалы США во внешней политике во второй половине 70-х годов) уже на протяжении полутора десятка лет «кризисом доверия» между населением и властью. Последняя, потеряв широкую общественную поддержку, необходимую для реализации инициатив правительства, оказалась не в состоянии разрешить сложные проблемы, возникшие в этот период во внутренней и внешней политике государства.
Неудовлетворительная ситуация в американской экономике свидетельствовала прежде всего о том, что прежние, кейнсианкие методы регулирования, являвшиеся надежной основой либерального варианта государственного вмешательства в экономику, взятого на вооружение еще в 1933 г. президентом Ф.Д. Рузвельтом и успешно применявшегося с тех нор почти полвека, впервые стали давать серьезные сбои. Иными словами, кризис в экономике США и неспособность администрации демократа Дж. Картера справиться с возникшими трудностями были доказательством того, что сложившиеся формы и методы бюджетного и кредитно-денежного регулирования не в состоянии были обеспечить выход из затянувшегося кризиса, что система государственного управления этой страны, перегруженная созданными за долгие десятилетия громоздкими и обременительными механизмами регулирования, превратившись в тормоз дальнейшего ее экономического роста, стала серьезным препятствием для поступательного и стабильного развития всего американского общества.
Возникновение кризисной
полосы в развитии государственного
регулирования социальной сферы
в середине 1970-х годов объясняется
и тем, что в условиях замедления
экономического роста и необходимости
технологической перестройки
По вопросам социальной политики
в 70-80-х годах в США имел место
раскол общества, мнения были самые
различные — от крайне правых до
леволиберальных точек зрения. Пути
решения общенациональных проблем
неоконсерваторы видели во внушительном
сокращении финансирования социальных
программ, преимущественно за счет
нижних слоев общества, отступления
от принципов универсальности, в
децентрализации, т.е. в передаче «на
места» части государственных
Как было показано выше, общая цель неоконсервативного государственного регулирования состояла в перераспределении национального дохода в пользу прежде всего производственных капиталовложений. Американские консерваторы исходили из того, что стабилизирующий эффект государственных социальных расходов превратился в дестабилизирующий фактор, выявив несоответствие государственных трансфертов потребностям общественного воспроизводства.
Противостоящие этой концепции неолиберальные круги в США высказывались, наоборот, не за снижение, а за повышение налогов, против рассредоточения власти и средств — вплоть до централизованного социально-экономического планирования. Так, известный американский экономист Дж. Гэлбрейт выступил за реформирование, демократизацию системы социального страхования, направленную на более справедливое распределение ресурсов, более объективный учет государственных издержек, принятие единых критериев и стандартов в регулировании социальных услуг.
И все же основной реакцией
на развивавшиеся в течение
Идейным воплощением непростого
взаимодействия всех элементов сложившейся
в конце 70-х годов в США
Идейно-теоретическими основами и компонентами рейганизма являлись: в экономике — экономическая «теория предложения» (supply-side theory), согласно которой достижение благоприятного баланса между спросом и предложением возможно не посредством воздействия на спрос за счет ставшего традиционным бесконтрольного роста федеральных расходов, а с помощью их сокращения и стимулирования частных инвестиций путем целенаправленного значительного снижения налогов как индивидуальных, так и корпоративных, что в конечном счете должно привести к экономическому росту; в социальной сфере — концепции антиэгалитаризма, доказывавшие необходимость ограничения государственного вмешательства в социальные отношения и сокращения федеральных расходов по многочисленным гражданским программам, поддерживавшим малоимущих граждан Америки; в политической сфере — идеи о деструктивном воздействии государства, разрушившего за десятилетия основу основ американского общества — традиции индивидуализма, опоры на собственные силы и способности, стремление граждан к личной свободе, которая в конечном счете является самым ценным, что есть в человеке.
Победа лидера консервативной коалиции Рональда Рейгана на президентских выборах 1980 г. положила начало консервативным преобразованиям, проводившимся в Соединенных Штатах в 1981-1988 гг. и получившим название «рейгановской революции». Основные направления правительственных реформ были изложены в программе «Новое начало для Америки: программа экономического восстановления», обнародованной президентом страны 18 февраля 1981 г. Программа рейганистов предусматривала проведение комплекса преобразований в четырех направлениях: 1) значительное ограничение роста правительственных расходов в целях уменьшения дефицита государственного бюджета и преодоления инфляции, что объявлялось главной целью всей программы; 2) сокращение ставок федеральных личных налогов и налогов на предпринимателей, что должно было привести к увеличению заработной платы и прибылей, остававшихся после уплаты налогов; 3) ослабление, регулирующих функций государства и критический пересмотр и сокращение объема законодательства, регламентирующего различные аспекты экономической деятельности; 4) проведение в сотрудничестве с ФРС стабильной и предсказуемой кредитно-денежной политики, главным направлением которой объявлялся монетаризм, контроль над массой денег в обращении в целях обуздания инфляции и оздоровления финансового рынка страны.
Предполагалось, что реализация этой программы, объявленной рейганистами «существенным разрывом с прежней политикой», окажет воздействие на американскую экономику в следующем направлении. Сокращение личных подоходных налогов позволит людям оставлять у себя большую часть того, что они зарабатывают, создав таким образом дополнительные стимулы к труду и сбережениям. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит стимулы к расширению инвестиций, что приведет к росту производительности труда. Сокращение правительственных расходов и устранение ненужного регулирования вернут контроль над ресурсами частному сектору, в котором наиболее сильно стремление к экономии. Стабильная денежная политика совместно с расширением производственных возможностей приведут к снижению темпов инфляции.
В результате предусматривалось достижение более быстрого роста производственных возможностей экономики, чем это было бы возможно при продолжении прежней политики. Предполагалось, что после неизбежного спада деловой активности в 1980-1981 гг. с сокращением налогов и предоставлением большей свободы предпринимателям начнется подъем стагнирующей экономики и выход на расчетные показатели: 4-5% роста ВНП в 1982-1986 гг. Этот быстрый экономический рост должен был вызвать рост доходов, которые должны были помочь преодолеть бюджетный дефицит уже к 1984 г.
С самого начала в центр
правительственной деятельности республиканцев
встали проблемы, концентрировавшиеся
вокруг федерального бюджета как
основного средства определения
приоритетов финансово-
Первые законодательные
инициативы республиканской администрации,
внесенные в конгресс в марте
1981 г., довольно быстро нашли свое воплощение
в Законе о бюджете на 1982 финансовый
год, предусматривавшем самые
Однако первые победы Белого
дома в реализации своей «повестки
дня» не сопровождались такими же быстрыми
изменениями к лучшему в
Экономическая ситуация на
протяжении почти всего 1982 г. определялась
тенденциями, которые не внушали
особого оптимизма ни Белому дому,
ни конгрессу. Неутешительные прогнозы
давали и многие внимательно следившие
за развитием событий экономисты:
они предупреждали о дальнейшем
спаде производства. Надежды на то,
что посредством радикального сокращения
федеральных налогов можно
В результате постоянного давления, которое оказывалось на Белый дом со стороны противников избранного курса, президент вынужден был пойти на первые серьезные компромиссы. Чтобы добиться поддержки конгрессом дополнительных сокращений расходов и показать финансовым кругам твердое намерение сократить бюджетный дефицит, он, отступив от своей первоначальной программы, заключил соглашение с демократами в конгрессе. Оно предусматривало некоторое увеличение налогов (за три года это увеличение должно было составить свыше 98,3 млрд долл.) при условии их согласия на сокращение в то же время государственных расходов на 228 млрд долл. Результатом такого компромиссного соглашения стал новый закон, принятый конгрессом 19 августа 1982 г. после многочисленных столкновений между президентом и законодателями. Закон о налоговой справедливости и финансовой ответственности отменил около половины сокращений предпринимательских налогов, предусмотренных в 1981 г., перенеся весь задуманный Рейганом пакет налоговых реформ на второй срок его первого президентства.
Сигналом к проведению
более умеренного экономического курса
послужили и промежуточные
Наряду с неутешительными оценками состояния экономики в целом в ноябре и декабре 1982 г. в США были зарегистрированы первые признаки экономической активности, рост которой продолжался с тех пор необычайно долго — до конца 80-х годов.
Информация о работе Социально-политическая система США и Канады