Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

58.Важнейшие этапы формирования политических партий по Максу Веберу

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером  классификация этапов в истории  становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии);  б) политические клубы; в) массовые партии. Такая классификация помогает лучше представить рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своём развитии три называемых Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. М. Вебер рассматривал партию как ассоциацию добровольных членов, цель деятельности которых обеспечить власть внутри корпоративной группы для своих лидеров, с тем, чтобы добиться духовных или материальных преимуществ для своего активного членства. В марксистском понимании партии акцент делается на классовый характер. Партия в этом случае рассматривается как политическая организация, выражающая интересы общественного класса или слоя, наиболее активная, сознательная и организованная его часть. Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий: 1) распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике; 2) организационное развитие рабочего класса.

БИЛЕТ 30

59. Теория плебисцитарной демократии Макса Вебера.

Вебер одним из первых обратил  внимание на возможность конфликта  между бюрократией и демократией. Он отметил парадокс демократизации: вовлечение масс в социально-политическую жизнь создает большие организации, институционализирует их, а затем  эти организации становятся деструктивными для демократического политического  функционирования. Большие бюрократизированные  институты вступают в обществе в  конкурентные отношения, итогом которых  оказываются компромисс и монополия  на принятие всех важнейших решений. Как отмечают теоретики современного корпоратизма на Западе, бюрократическая  централизация бизнеса, государства  и профсоюзов создала современное  корпоративное государство, причем элиты этих трех корпораций самостоятельно принимают решения, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей. Таким образом, эта тенденция  в развитии политической системы  западных стран приходит в явное  противоречие с принципом демократии. Следует заметить, что бюрократизация и корпоратизм, вынесение процесса принятия важнейших решений из-под  контроля общественной политики в какой-то степени соответствуют теориям  демократического элитизма. Однако как  теория демократического элитизма, так  и плюралистические теории могут  объяснить функционирование политической системы лишь при стабильном состоянии  экономической и социальной жизни, когда элиты принимают решения, массы не вмешиваются в политический процесс или пассивно поддерживают соответствующие элиты. Неизбежен  кризис этих теорий в условиях, когда  общество вступает в полосу длительного  кризисного развития, когда бюрократический  способ принятия решений оказывается  невозможным и начинаются массовые движения протеста против существующей системы.Главной фигурой в веберовской теории выступает харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Подобный лидер стоит над бюрократической администрацией, избираемой, в свою очередь, формально легальным образом. Степень легитимности харизматического лидера определяется масштабами его успехов. Так как, по Веберу, роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием в избрании харизматического лидера, им, по существу, отказывается в праве осуществлять контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматическому лидеру, который осуществляет контроль за деятельностью бюрократии сверху; одна из главных его задач - борьба с бюрократией, необходимая для преодоления олигархического принципа правления

60. История формирования политических партий в РБ

Начало белорусской многопартийности было положено в 1991 г., когда был зарегистрирован  целый ряд партий. Вплоть до 1998 г. наблюдался рост количества партий в  Беларуси. Этому процессу в большой  мере способствовало принятие 5 октября 1994 г. закона «О политических партиях», который не только регламентировал  их деятельность, но также устанавливал порядок их регистрации, минимальную  численность, утверждал территориальный  принцип организации. Так, в 1994 г. было зарегистрировано 17 партий, в 1995 г. – 29, а в 1998 г. – 41. В 1999 г. была проведена  перерегистрация политических партий и общественных объединений, которые  прошли только 17 политических партий, тогда как в начале 1999 г. их было 27. На 1 января 2008 г. в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий.Белорусское общество находится на начальном этапе складывания многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.Во-первых, белорусское общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане. В республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности.Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие партии не смогли перешагнуть даже необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек.В-третьих, формирование политических партий пришлось у нас на период тотального кризиса общества. Общество, долгие годы существовавшее в условиях однопартийности, не может сразу же приобрести привычку действовать в условиях многопартийности и парламентаризма. Кроме того, становление партий вплоть до 1994 г. проводилось на основании утратившего свою силу Закона СССР «Об общественных объединениях», принятого в октябре 1990 г. и «Временного положения о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР» (1990 г.). Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и другие вопросы партийного строительства.В-четвертых, особенности политической культуры, основанной на культурном наследии прошлого, являются одним из факторов, затрудняющих формирование политических партий в стране. Традиционное подчинение и доверие к властям, прочно укоренившееся в умах граждан, а также отсутствие партийного представительства в исполнительных органах власти, и как следствие отстранение партий от принятия и реализации решений, приводит к тому, что граждане не только не видят никакой пользы от партий, но даже иногда и не знают о некоторых из них.Существующая в стране избирательная система также оказывает важное влияние на развитие партий и партийной системы. В республике действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, которая утверждает приоритет персональной конкуренции над партийной. Победу в первом туре обеспечивает получение 50% + 1 голос избирателей, участвующих в выборах. При этом в голосовании должно принять участие более 50 % внесенных в избирательные списки граждан. Вплоть до парламентских выборов 2000 г. этот принцип распространялся и на второй тур выборов. Мелкие политические партии не в силах преодолеть данный рубеж.Разумеется, все вышеперечисленные причины не снимают ответственности и с самих политических партий. Так, большинство партий Беларуси не имеют четких программ, не умеют анализировать политическую ситуацию, адекватно реагировать на изменяющуюся политическую ситуацию, что отнюдь не способствует укреплению позиций партий.Не последнюю роль в вопросе популярности партий играет отсутствие согласованности действий между ними, несоблюдение норм внутрипартийной демократии. Об этом в первую очередь говорит наличие однотипных партий, например, существуют две коммунистические партии, четыре социал-демократические.Однако следует отметить и определенные достижения в развитии партий в республике.1. Создание региональных структур у целого ряда политических партий (БНФ, Объединенная Гражданская партия (ОГП), НГ и др.).2. В последнее время происходит и постепенная консолидация оппозиционных политических партий.3. Cоздание дочерних организаций, молодежных и женских при некоторых политических партиях (ОГП, НГ, БНФ и др.)Очень важно помнить, что диалог и сотрудничество партий возможны лишь при соблюдении ими основных демократических принципов и отсутствии стремления к уничтожению политических противников.Реальная сила и слабость политических партий проявляются фактически только во время выборов. Парламентские выборы 1995, 2000 и 2004 гг. позволяют выявить степень поддержки различных партий избирателями. Наибольшая активность политических партий наблюдалась в 1995 г., когда проходили выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва. Так, в парламент прошли представители 16 партий (106 депутатов, 53 %) и 96 беспартийных депутатов. При этом партия коммунистов провела в парламент 45 депутатов

БИЛЕТ 31

61. Политические взгляды Макса Вебера.

В ряду новейших модификаций  классических моделей и теоретических  конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (18641920).Он усматривал главную  особенность функционирования парламентской  демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией.Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства  и власти, Вебер выдвинул концепцию  идеальных типов власти, которые  можно обнаружить у разных народов  в ходе истории.Исторически первой является власть патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных  образований). Следующую разновидность  образует власть харизматическая - она  связана с наделением правителя  сверхъестественными качествами и  властными возможностями, что особенно типично для случаев обожествления  правителя, создания его культа личности. Самой современной и самой  перспективной является рационально-легитимная власть.Основным и главным элементом  этой власти, ее несущей конструкцией является профессиональная бюрократия. Бюрократия (буквально «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного  не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легалистского (законом регулируемого  и контролируемого) характера и  назначения. Это господство включает следующие моменты и характеристики:1) существование обособленных служб  и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях  удобства для принятия решений и  контроля;2) защита статуса и компетенции  служащих;3) четкая иерархизация в выполнении распорядительных управленческих функций  и функций исполнительских;4) подбор кадров на конкурсной основе;5) полное обособление выполняемой служебной  функции от личностных свойств и  характеристик, поскольку служащий не может быть собственником своей  должности или средств управления.И  хотя перечисленные черты более  всего характеризуют современный  этап бюрократизации управления, сам  феномен бюрократии имеет корни  в далекой древности (китайский  опыт).Говоря о роли бюрократии в  будущем, Вебер, в частности, прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная  бюрократизация общественной и государственной  жизнедеятельности. Именно в силу такой  перспективы на смену капитализму, согласно Веберу, придет не социализм, а бюрократизированное в целях  рационального управления общество.

62. Государство как основной институт политической системы общества, понятие концепции происхождения, основные функции и признаки.

 Термин «государство»   употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Государство в узком смысле понимается как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории.

Функции государства - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме.

Политическая  функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием господства доминирующего класса, , обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями, К политической функции относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Правовая функция всецело принадлежит государству. Государство осуществляет правотворчество, оно устанавливает правовые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений,  осуществлении контроля за исполнением законов, информационном обеспечении политики, координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объёме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей; осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных. Государство стремится сгладить социальное неравенство,  обеспечить занятость, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Образовательная функция.

 Государство обеспечивает  демократизацию образования, его  непрерывность, предоставления людям  разных возможностей его получения,  качественную подготовку молодёжи  к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, , поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах.

Существует несколько  теорий и концепций происхождения  государства.

Патриархальная (Р.Филмер) теория трактует процесс возникновения государства как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности, государства. Теократическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) концепция связывает возникновение государства с волей Бога. Ирригационная (К.Виттфогель). В процессе строительства крупных ирригационных сооружений формировались группы людей, организующих строительные работы. Именно они стали основой государственного аппарата.

Теория завоевания или насилия (Л. Гумплович, К.Каутский – внешнее, Е.Дюринг - внутренее) объясняет процесс возникновения государства необходимостью закрепления господства более сильных социальных групп над слабыми. Государство возникает как следствие завоевания одних групп другими.

Расовая теория (Ж. Бобино, Ф. Ницше). Государство создают высшие расы, господствующие над низшими.

Инцестная (Леви-Стросс). Введение запрета кровосмешения привело к выделению человека из природы и возникновению государства.

Спортивная (Ортега Х. Гассет) теория. Возникновение государства обусловлено происхождением игр, физических упражнений и спорта. Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). В соответствии с этой теорией государство возникло в результате добровольного соглашения людей в целях обеспечения своих основных прав и свобод.

Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими.

Психологическая (Г. Тард, Петражицкий, Ж. Бюрдо). Основа государства – психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества.

Диффузионная (Гребнер). Государство - результат передачи опыта управления от одних народов к другим.

Патримониальная (Галлер Р.). Право собственности на землю первооснова государства.

Органическая (Г. Спенсер).

Государство характеризуется целым рядом  только ему присущих признаков:

Суверенитет. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"