Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

универсальностью, т.е. распространением своих действий на всех членов общества;

легальностью (как законностью), т.е. правом использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства;

суверенностью, т.е. обязательностью ее решений для всего общества и всех других видов власти;

публичностью, т.е. всеобщим и безличным характером принятия решений от имени всего общества;

моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;

многообразием ресурсов.

98. Типология политической культуры, политической субкультуры, контркультуры.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентаций, ценностей и действий субъектов политической жизни общества.

Типы политической культуры:

1) по уровню общности: общая (типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) по степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низкий уровень конфликтности и политического насилия, высокий уровень материального благосостояния, развитая система социальной защиты населения, многочисленный средний класс) и фрагментарная (отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождения в вопросах понимания власти, социальная разобщенность, отсутствие доверия между различными группами, высокая степень социальной напряженности и конфликтности, нестабильность правительства, применение насилия как метода осуществления государственной власти);

3) по отношению к власти: господствующая ( действующая) и контркультура (претендующая на то, чтобы быть господствующей);

4) по отношению к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая(ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) по степени направленности людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы:патриархальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими активности);

6) по стилю политического поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) по политическому режиму: демократическая и антидемократическая;

8) по классовой принадлежности: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т. п.;

9) по связи с религией: божественно-традиционная (священная природа власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (в основе прагматизм, эмпиризм);

10) по базовым ценностям той или иной общности в политической деятельности: общесоциальная (базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главная ценность – сама власть, человек, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели). 

Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

В отечественной политологической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп.

Г. Алмонд подразделяет субкультуры  на вертикальные - субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные - религиозные, региональные, этнические. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осуществляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим и другим.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень.

На политическую культуру региона  существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т. п., иногда социально неприемлемые.

Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к политической самостоятельности (Центральное Черноземье) [81].

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

 Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она своего рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.

Политическая контркультура- это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противопоставленных доминирующей культуре. В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности. Политическая культура существует  помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.

БИЛЕТ 50

99. Молодежная политика  РБ

Забота  о  молодежи  была провозглашена одной из важных задач ООН. После принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН  «Декларации  о  распространении  среди  молодежи  идеалов  мира, взаимного  уважения  и  взаимопонимания между  народами»  социальные молодежные проблемы стали  особым направлением в ее деятельности

В задачи международной молодежной политики входят:

• выявление потребностей и интересов молодежи;

• создание благоприятных  условий для реализации этих потребностей и интересов;

• регулирование  отношений  между  молодежью  и  обществом,  между молодежью и иными социальными  группами общества;

• регулирование  отношений  внутри  молодежи  как  особой  социально-профессиональной группы общества, формирование новой концепции воспитания молодежи.

Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах. Основную  нагрузку  в  формировании  и  реализации  молодежной политики  несет  Департамент  по  делам  молодежи  Министерства образования  Республики Беларусь.

Концепция  государственной  молодежной  политики  направлена  на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений,  движений  и  инициатив.  Конституция, Закон  «Об общих  началах   государственной молодежной политики Республики Беларусь» дают понятие  государственной  молодежной политики  – это система  социально-экономических,  политических,  организационных  и правовых мер, направленных на поддержку  молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, которая реализуется  в целях социального становления  и  развития  молодежи,  наиболее  полного  раскрытия  ее потенциала в интересах всего общества.

Принципы молодежной политики: сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами  молодых граждан; • последовательность и комплексность;• научная обоснованность;•  учет интересов и потребностей молодых  граждан;• гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;•  гласность и открытость;• участие  самой  молодежи  в  разработке  и  реализации  молодежной политики.

Существует государственная  программа «Молодежь Беларуси» (каждый три года обновляется). Государственные  программы: «Дети  Беларуси», Фонд  Президента  Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных  учащихся и студентов. 

Направления: 1. Улучшение  жилищных  условий  молодежи. 2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи. 3.  Социально-экономическая  поддержка  молодой  семьи. 4.  Поддержка  научного  и  научно-технического  творчества, изобретательства  и  рационализаторства  молодежи. 5. Развитие и поддержка  молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.6. Усиление международного молодежного сотрудничества. 7. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. 8. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных  объединений. 9.

 Правовая  защита и  социальная  адаптация молодежи. 10.  Содействие  медицинскому  обслуживанию  и  сохранению  репродуктивных функций молодых  женщин, поддержка материнства. 11. Развитие  системы подготовки и переподготовки  государственных служащих и специалистов  по работе с молодежью, лидеров  молодежных и детских общественных  объединений. 12.  Развитие  системы   информационного  обеспечения  государственной молодежной политики.

100.Теория  политического  лидерства

В современное политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства. Наиболее распространёнными являются:

Теория черт (Э.Богардус). Лидерство этой теории рассматривается  как чисто социально-психологический  феномен. Лидер - это человек обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские  способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к  себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных  черт делает человека лидером автоматически.

Ситуационный подход (Э.Фромм, Д.Рисман), рассматривает лидерство  в зависимости от конкретной ситуации. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатывает в себе качества отвечающие конъюнктуре или "ситуационному  спросу" и является своеобразным флюгером, действующим по обстоятельствам.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"