Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Вопрос 30.
Причины динамизма и пути изменения политических систем. Понятие политического развития и политической модернизации.
30.1. Причины динамизма и пути изменения политических систем
Объективной основой динамизма политической системы является существование в ней множества социальных субъектов с несовпадающими и даже противоположными интересами. Существуют три исходные позиции социальных субъектов в их воздействии на политическую систему. Одних она не устраивает полностью, другие хотят ее видоизменить, третьи – полностью заменить. По сути это консервативное, реформистское и революционное воздействие. Консервативная позиция принимает социально-политическую действительность полностью. Это, как правило, позиция правящей группы, господствующих сил. Зачастую консервативная позиция принимается и широкими социальными слоями. Реформистская позиция состоит в стремлении к изменениям, но не затрагивающим основ существующего социально-политического строя. Правящие слои соглашаются на реформы в целях ослабления напряженности, сохранения своего господства. Революционная позиция предполагает коренные, качественные преобразования общественного строя, полную замену политической системы. Преобладание одной их этих позиций открывает и соответствующую перспективу развертывания политического процесса. Важным средством изменения социально-политических систем являются реформы и контрреформы, революции и контрреволюции. Реформа означает изменения каких-либо сторон социальной жизни при сохранении ее основ. Классическим примером политики реформ является «новый курс» президента США Ф. Рузвельта в период 1933–1938 гг. В политологии принято различать такие разновидности реформ, как модификация, трансформация и модернизация. Политическая модификация придает системе новые свойства в рамках базовых принципов ее организации. Политическая трансформация – это изменение системы в целом, но с сохранением ее генетических оснований. Политическая модернизация – это последовательный поэтапный переход от одной стадии социально-политического развития к другой. Контрреформы – это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформ. В основе контрреформ лежит стремление элиты вернуть утраченное в результате вынужденных уступок. Но причиной их может быть и социальная напряженность, углубление социальных противоречий. Революция (лат. revolutio – поворот, переворот) в общенаучном понимании означает глубокое качественное изменение. Социальная революция – это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Появляется новая правящая группа. Причины социальных революций довольно разнообразны: это и стремление людей к равенству; и подавление так называемых базовых инстинктов большинства населения – потребностей в пище, жилище, одежде, самовыражении, свободе, творческой работе и др.; и вырождение правящего класса, не допускающего продвижения талантливых людей из нижних сословий к управлению обществом. Марксистская традиция видит главную причину революций в противоречии между развитием производительных сил и консервативностью существующих производственных отношений, в социальной напряженности. Ошибочно предполагать, что революции являются результатом заговора одиночек или меньшинства. Революции проходят через ряд этапов: вызревание; взрыв; победа и консолидация сил; институционализация новой власти. В результате первого этапа складывается революционная ситуация. Итогом революционного взрыва может быть или победа, или поражение восставших. Опыт последнего времени показывает, что переход государственной власти возможен и без применения насилия. Это так называемые «бархатные» революции. Этап консолидации самый сложный, так как связан с реализацией задач революции, овладением управлением. Период институционализации связан с созданием новых социально-политических, экономических и других структур. Отстраненные от власти силы редко смиряются с утратой своего положения. Это ведет к контрреволюционным выступлениям. Они осуществляются в форме вооруженных выступлений, гражданских войн, мятежей, заговоров и т.п.
30.2. Понятие «политическое развитие». Основные условия политического развития
Понятие политическое развитие было введено в западной политологии во 2 половине XX века для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа. В политологии термином «политическое развитие» нередко принято обозначать переход от традиционной политической системы к современной. Одним из основных условий успешного эволюционного политического развития является своевременное выделение по преимуществу кратковременных задач в проведении реформ и преобразований, нацеленных на реальное, а не декларативное продвижение общества вперед. В противоположность этому проекты, сориентированные на длительную историческую перспективу, не могут учесть динамизм текущих изменений и при последовательном их воплощении превращаются в фактор, усиливающий сопротивление реформам и ведущий к обвальному, неконтролируемому развитию событий. В результате государство, как считал Э. Бёрк, не только лишается средств проведения реформ, но и прекращает свое существование.
30.2. Сущность модернизации как процесса. Теория модернизации.
Модернизация- это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Теория модернизации представляет собой одно из направлений теории общественно-исторического развития, которые сложились в Новое время. Основы теории модернизации связаны с социологией развития, заложенной работами Ф.Тенниса, М. Вебера, Т. Парсонса, в которых выделяются два типа обществ: традиционное и современное. Модернизация- это комплексный процесс, преобразующий все сферы общественной жизни: 1) в соц. сфере - усиление соц. мобильности, разделение сфер частной и общественной жизни и т.д.; 2) в экономике - индустриализация, применение технологий, формирование рыночной экономики и т. д.; 3) в духовной сфере – развитие современного образования, идеологический плюрализм, развитие современных средств информации, отделение светских ценностей от религиозных и т. д.; 4) в политической области - образование наций и централизованного государства, становление и развитие гражданского общества и правового государства. Теоретические проблемы политической организации изучались С.Хантингтоном, Г.Алмондом, Д.Эптером, Р.Далем. Различают первичную и вторичную типы модернизации. Первичная охватывает эпоху промышленной революции, провозглашения равных прав (США, Канада). Вторичная – отражённая, «догоняющая». Происходила на основе социокультурных контактов с уже существующими центрами индустриальной культуры (Россия, Бразилия, Турция).
30.3. Политическая модернизация: её особенности и противоречия.
Политическая модернизация понимается как изменение политической системы : возрастающее участие в политике различных групп населения ( с помощью политических партий и групп интересов); формирование новых политических институтов (разделения властей, системы выборов, многопартийности). Политическая модернизация означает демократизацию политических институтов общества и политического сознания. В полит. сфере модернизация- это переход от традиционной полит. системы к современной, которая соответствует современным реалиям и требованиям человечества в 20 и 21 веке. Этот переход связывают с демократизацией полит. системы.С.Хантингтон выделил 3 волны демократизации . 1-ая зародилась в нач. 19 в. в США и длилась до окончания Первой мировой войны. 2-ая – возникает после Второй мировой войны до сер. 1960-х гг. 3-я, современная волна начинается с 1974 г ., когда в Португалии пала диктатура Салазара. Затем эта волна распространилась на др. страны. В современной политологии выделяют 2 подхода к оценке характера и перспектив демократический преобразований: либеральный и консервативный. Представители 1-ого направления (Г.Алмонд, Р.Даль) в качестве основного критерия выдвигают степень вовлечённости населения в систему представительной демократии. Характер демократизации зависит от степени открытости элит. Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта этого направления. Представители 2-ого направления (С.Хантингтон, Дж. Нельсон, Х.Линц) видят источник модернизации в конфликте между мобилизованностью населения( его включ. в полит. жизнь) и институционализацией ( наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов). Авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.
Вопрос 31.
Государственная политика,
её виды, уровни, направления и средства.
Основные направления государственной
политики РБ на современном этапе.
Вопрос 32.
Социальные
конфликты, их структура, функции
и политические последствия. Пути
разрешения и регулирования
Политология относит конфликт
к одному из аспектов социальной и политической
действительности и соответственно в
современной литературе уделяется большое
внимание теории социальных конфликтов.
Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий
философ и социолог Г. Зиммель.
Вопрос 33.
Политические кризисы и пути их разрешения
Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.
Политический кризис характеризуется бессилием структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Виды политических кризисов:
Функции политических кризисов:
Пути урегулирования политических кризисов:
Источник политического кризиса – социальный конфликт
Причины и источники политических конфликтов
Конфликт – результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих властные полномочия или ресурсы.
Основные элементы конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод – события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон..