Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32
Значительно коррелируют с размерами предприятий их поведение в области финансов и фактическое финансовое положение.
В среднем, чем меньше предприятие, тем реже оно имеет задолженности, тем чаще оно развивается, используя в основном собственные средства.
Структура источников финансирования мелких и более крупных предприятий значительно различается, и это отражает не только трудности в получении банковских кредитов, но и определенную систему ценностей микро предприятий.
Малый бизнес играет важнейшую роль в экономике России. На малых предприятиях ежегодно появляются новые рабочие места; они производят 10-12% ВВП, создаваемого частным сектором; на них работают 17-19% высококвалифицированных специалистов.
Показатели |
Россия |
Развитые страны |
Количество малых предприятий |
946 тыс. за год, увеличилось на 10% |
В среднем в Росси на 1 тыс. чел. приходится 7 малых предприятий против 30-35 в Европе и США |
Доля МП и ВВП составляет |
10-12% |
50-60 |
Доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого предпринимательства |
17-19% |
70% (Европа) |
Значительная теневая составляющая с деятельности |
В сфере торговли до 50% |
Нет данных |
малый бизнес предпринимательство кредит поддержка
Отличительной чертой малого бизнеса является его быстрое обновление: в России ежегодно возникает и ликвидируется множество малых компаний.
Так, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования действующими остаются примерно 50%, через три года – 8, через пять лет – не более 3% (банкротства для основной их части, переход в средний и крупный бизнес для других). Структура российского малого предпринимательства отличается от структуры малого бизнеса развитых стран. В первый год со сцены уходит около 60% субъектов малого бизнеса (за счет фирм-однодневок). В то же время пять лет удается «прожить» 5-7% зарегистрированных предприятий (аффилированные структуры менее подвержены рискам реального бизнеса). Даже при постоянной общей численности малых предприятий (в реальности этого нет, численность их несколько последних лет увеличивалась в среднем на 5% в год) коэффициент обновления будет более 60%. Предприниматели переходят в более рентабельные отрасли, идут вслед за налоговыми льготами и т.п.
1.2 Критерии отнесения
В России в соответствии с законом № 88 от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» было введено понятие «Субъекта малого предпринимательства», распадающееся на две категории – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, и малые предприятия – юридические лица. Предприятие – юридическое лицо признается малым, если число занятых на нем не превышает некоторого предела, установленного в зависимости от отрасли (максимум до 100 человек), и в образовании которого участие крупных предприятий и некоммерческих организаций не превышает 25%.
1 января 2008 г. вступил в
силу Федеральный закон «О
развитии малого и среднего
предпринимательства в
Наиболее значимая новелла принятого закона заключается в установлении критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Таких критериев два: основной – средняя численность работников за предшествующий календарный год и дополнительный – выручка от реализации товаров (работ, услуг) и/или балансовая стоимость активов.
По основному критерию субъекты малого и среднего предпринимательства разделены на три категории:
микро предприятия с численностью занятых не более 15 человек;
малые предприятия – от 16 до 100 человек;
средние предприятия – от 101 до 250 человек.
Новый закон впервые вводит в российское законодательство понятия «микро предприятия» (их выделили особо из малого бизнеса) и «среднее предпринимательство» и обязывает властные структуры принимать специальные программы, направленные на поддержку и развитие такого бизнеса.
Средняя численность работников предприятия за календарный год будет определяться с учетом всех его работников, в том числе лиц, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Такая дифференциация в дальнейшем позволит устанавливать различные правовые режимы, льготы и преференции для каждой из указанных групп, а Правительство РФ на основе статистических данных будет устанавливать для каждой категории предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов.
Причем выручка от реализации товаров будет определяться без учета НДС в соответствии с НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) будет определяться за календарный год в соответствии с законодательством о бухучете.
Показатели выручки и стоимости активов введены в качестве критерия отнесения к МСП, поскольку эти данные труднее вуалировать, в отличие от сведений о численности работников. Введение дополнительных критериев необходимо, чтобы не позволить средним и крупным предприятиям с большими оборотами пользоваться льготами, предназначенными исключительно для малого и среднего бизнеса.
Закон о развитии МСП устанавливает, что если показатели среднесписочной численности сотрудников, выручки активов на протяжение двух календарных лет подряд будут превышать установленные пороговые значения или окажутся ниже этих значений, то категория субъекта МСП изменится.
Что касается вновь созданных организаций или вновь зарегистрированные индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, отнесение их к соответствующей категории субъектов МСП 6удет зависеть от показателей года, в котором они зарегистрированы. Законодатель установил для юридических лиц дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Потребительские кооперативы и коммерческие организации могут считаться субъектами МСП только в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. А также если доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, «являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.
Это положение перешло по наследству из старого закона. Но вряд ли в данном случае было целесообразно соблюдать преемственность и предоставлять без ограничений любую поддержку как субъектам МСП – юридическим лицам, участниками (учредителями) которых являются публичные образования – Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.
Но ограничений в законе нет, а потому именно такие субъекты МСП будут первыми в очереди на поддержку.
К недостаткам закона можно отнести и то, что, введя критерии для разделения бизнеса на микро, малый и средний, законотворцы тем и ограничились. Никаких различий, конкретизации и дополнительного регулирования развития и поддержки того или иного вида бизнеса в законе не было введено. Можно было бы оговорить в законе хотя бы минимальные гарантии для микро предприятий, которые нередко создаются людьми с низким уровнем доходов. Зарубежный опыт показывает, что именно поддержка властями такого бизнеса, в том числе реализация программ микрокредитования, способствует искоренению бедности среди наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения – это инвалиды, национальные меньшинства, решает вопросы занятости женщин (в США, к примеру, более половины микро предприятий созданы женщинами), способствует созданию в регионах новых рабочих мест. Возможности и ресурсы разных хозсубъектов существенно различаются. Малый и микро бизнес особенно остро нуждаются в установлении специальных налоговых режимов, в упрощенных правилах ведения бухгалтерской и составления статистической отчетности, в простых формах налогового учета и налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. Определенные меры, направленные на достижение данных целей, уже действуют. Но требуются еще и особые механизмы для того, чтобы обеспечить соблюдение прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора). А таких гарантий закон не предусмотрел.
Малые предприятия испытывают относительно большие трудности с получением нужной информации и поэтому нуждаются в соответствующей поддержке. Большие фирмы легче, чем малые, могут распределить внутри себя деловые риски. Малым предприятиям относительно сложнее получить доступ к кредитным и финансовым ресурсам, поскольку затраты банков и других финансовых организаций на принятие и оформление соответствующего решения не зависят от объема финансирования.
Государственная поддержка малого бизнеса 2012 — это то, что волнует всех молодых и не очень предпринимателей, весь основной и самой острой проблемой всего малого бизнеса является именно острая нехватка ассигнований, необходимых для организации предприятия или же пополнения основных средств.
Поддержка малого бизнеса в 2012 году, причем, именно государственная поддержка малого бизнеса выходит на новый уровень, поскольку правительство РФ совместно со всеми местными властями начинает организовывать материальную поддержку предприятиям. Более того, создаются программы, которыми смогут реально пользоваться частные предприниматели.
Такого рода программы
предусматривают различные
Как мы видим, государственная поддержка малого бизнеса 2012 действительно вышла на качественно новый уровень и открыла достаточно широкие горизонты для начинающих бизнесменов. Более того, государственная поддержка малого бизнеса — это новый этап, позволяющий организовать свое дело максимально грамотно и получать гораздо больше прибыли, чем ранее было доступно в наших широтах.
Так сложилось, что для многих деловладельцев, кредиты в банках достаточно дороги, а требования самих банков оказываются очень серьезными. Выходит, что далеко не каждый может взять такой кредит на развитие бизнеса, а поддержка малого бизнеса в 2012 году позволяет получить необходимую денежную сумму, причем, по невысокой ставке в процентах. Достаточно только документ нужный предоставить.
Эксперты давно уже говорили о том, что эффективная поддержка малого бизнеса в 2012 году, в 2011 году и бог знает когда еще, возможна только тогда, когда всем деловладельцам могут предоставить примерно тридцать миллиардов долларов ссуды, хотя сегодня (без программы поддержки) банки реально могут дать только пять.
Государственная поддержка малого бизнеса не исчерпывается вышеупомянутой программой.
Местные органы
Выплата субсидий – это стабильная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Поддержка бизнеса со стороны государства – показатель грамотной финансовой политики страны. Конечно, ведь любая вновь созданная компания нуждается в закреплении на рынке, для чего ей нужна материальная база, и в этом случае государственная поддержка будет весьма кстати.
В настоящее время
поддержка малого и среднего
бизнеса – наиболее
- выдачей единоразового пособия для открытия бизнеса;
- выдачей целевых субсидий для малого бизнеса;
- через гарантийные фонды в каждом отдельном регионе.
Поддержка малого
и среднего бизнеса объединяет
усилия властей на
В настоящее время существует несколько программ поддержки малого и среднего бизнеса. В каждом регионе создается комплекс мер, которые направлены на поддержание в устойчивом состоянии бизнеса. К субсидиям малого бизнеса относятся финансовая поддержка бизнесменов и выделение средств на развитие их компаний. Кроме того, упрощена система сертификации и получения лицензий на продукцию, возможность участвовать в рекламных акциях и различных выставках. Целевые субсидии также выдаются государством. Обычно они могут быть выданы для возврата средств по договору лизинга, а также для компенсации кредитных ставок.
Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России