Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В то же время в некоторых регионах роль фондов весьма заметна. Наиболее крупными (по масштабам имеющихся в их распоряжении средств) в 1995 г. были фонды Москвы, Нижнего Новгорода, С.-Петербурга. Некоторые фонды пополняли свои средства при поддержке крупных зарубежных банков.

О структуре источников финансирования фондов поддержки малого предпринимательства в регионах можно судить по данным опроса 34 региональных фондов, проведенного ИСАРП в конце 1996 г. [71]. Основным источником средств 30 фондов были названы региональные (местные) бюджеты. В остальных случаях назывались выделяемые также из местного бюджета кредиты областной администрации (Калужская область), уставный капитал, внесенный администрацией (Калининградская и Волгоградская области). В 44% ответов источниками финансирования выступают кредиты (гарантии, гранты) Федерального фонда. Позитивным явлением можно считать заявление 23 фондов о том, что среди прочих источников финансирования они используют доходы от собственной деятельности.

Во многих регионах при органах исполнительной власти создаются общественные советы по поддержке малого предпринимательства, на базе которых организована экспертиза проектов МП для их последующей финансовой поддержки (например, в Москве, Томской области).

На региональном уровне действуют структурные единицы некоторых федеральных органов исполнительной власти. Это региональные центры занятости населения, территориальные управления ГКАП, региональные представительства МВЭС, агентства Госкомимущества и т.д. Такие структуры используются для проведения единой государственной политики и ее координации, согласуют свою деятельность в сфере малого бизнеса с мерами, осуществляемыми региональными органами управления.

В регионах функционируют также структурные единицы ряда общественных организаций, ориентированные на участие в поддержке МП: отделения Торгово-промышленной палаты, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса и др., которые активно сотрудничают с другими структурами, занятыми этими вопросами. В регионах действуют и объекты информационной инфраструктуры — более 200 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов и 60 учебно-деловых центров Морозовского проекта, осуществляемого Академией менеджмента и рынка, около 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.

Наиболее полно институты и инфраструктура поддержки МП представлены в Москве, которая является своего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений в отношении малого бизнеса. Среди областей следует выделить Новгородскую, где раньше других развитие малого предпринимательства было признано исполнительной властью одним из важнейших направлений рыночных преобразований. В области создана сеть соответствующих специализированных структур:

  • отдел развития и поддержки предпринимательства при администрации области в составе экономического комитета, оказывающий консультационную и методическую помощь руководителям МП;
  • информационно-аналитический центр. Он предоставляет консалтинговые, юридические, организационные услуги, имеет банк данных об инвестиционных проектах, банках и банковской деятельности и др. Объем выполненных работ в 1996 г.— 760 млн. руб.;
  • Новгородская торгово-промышленная палата, в которой в качестве членов состоят 70 организаций. В 1996г. палата предлагала более 30 видов услуг, включая подготовку информационно- аналитических материалов для предпринимателей, помощь во взаимодействии исполнительной власти с иностранными фирмами.
  • АО «Новгородский бизнес-парк». Функционирует как холдинг, объединяющий ряд компаний, которые оказывают помощь предприятиям в сфере финансовой, технической, консалтинговой, экспертной, маркетинговой поддержки;
  • АОЗТ «Новгородская лизинговая компания», созданная в 1995 г. в соответствии с пилотным проектом федеральной программы;
  • Областной фонд поддержки предпринимателей. По экспертным оценкам, эффективность его работы характеризуется сохранением- более 1000 рабочих мест и созданием около 400 новых, увеличением объема выпуска продукции на 60 предприятиях, практически полным решением проблемы снабжения населения в районах хлебом за счет открытия мини-пекарен.

В целом по России создание целостной системы поддержки малого предпринимательства не завершено — в ряде субъектов Федерации еще не сформированы структуры, ориентированные на эту деятельность, а имеющиеся иногда не до укомплектованы, медленно разворачивают свою работу. Кроме того, в ряде регионов такие структуры занимаются самообеспечением, непрофильной деятельностью. Предпринимателям большинства регионов, особенно небольших городов, малодоступны кредиты и гарантии под кредиты, лизинговые, информационные услуги.

 

2.3 Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

 

Цель программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной России - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

- нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

-  интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

–  выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий. [5]

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В различные исторические эпохи менялась оценка значения малых предприятий. НО всегда отмечалось, что малый бизнес играет большую роль в решении социальных проблем, в развитии экономики.

Критериями отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства являются средняя численность работников за предшествующий календарный год и выручка от реализации товаров (работ, услуг) и/или балансовая стоимость активов.

По количеству работающих на предприятии выделяют микро предприятия, малые и средние предприятия.

Малый и микро бизнес особенно остро нуждаются в установлении специальных налоговых режимов, в упрощенных правилах ведения бухгалтерской и составления статистической отчетности, в простых формах налогового учета и налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам.

Таким образом, поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства в России весьма разнообразна и доступна, а это значит, что у каждого человека есть возможность открыть свое дело.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может быть финансовой, имущественной, информационной, консультационной.

Важным направлением государственной политики в части инфраструктурного обеспечения должно стать создание в каждом субъекте Федерации базового «блока» институтов поддержки малого предпринимательства с учетом межрегиональных связей. Это направление должно найти отражение в новых федеральной и региональных программах.

Необходимым условием динамичного развития МП является формирование комплексной системы управления и функционирования объектов инфраструктуры. При этом следует распространять на региональном и местном уровнях апробированные удачные схемы и решения. Одновременно нужно проанализировать целесообразность наличия в каждом регионе всего набора положительно зарекомендовавших себя структур. Возможно расширение межрегиональных контактов с целью совместного использования уже созданных структур.

Малый бизнес играет важнейшую роль в экономике государства, для его успешной деятельности, свободной от кризисных ситуаций, необходимы средства. Особую роль в этом играет кредитование.

На сегодняшний день более эффективными и взаимовыгодными видами государственной поддержки являются косвенные формы. Связующим звеном между государством и предпринимателем может быть третье, независимое, лицо – бизнес-инкубатор, фонд поддержки малого предпринимательства, кредитный кооператив.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. О необходимости устранения  административных барьеров для малого бизнеса: Письмо Минэкономразвития РФ от 24.10.2008 № Д05-4614 // КонсультантПлюс.

2. О развитии малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации : Федеральный  закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4006.

Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России