-
принятие на себя заведомо
неисполнимых обязательств;
-
предоставление банку заведомо
ложных сведений при получении
кредита;
-
сокрытие или умышленное уничтожение
имущества;
-
вывод активов;
-
неисполнение указаний суда о
предоставлении информации.
В
этом случае в определении о завершении
конкурсного производства суд вправе
указать на неприменение в отношении
данного должника правила об освобождении
от исполнения обязательств в связи
со злоупотреблением должником своими
правами (ст. 10 ГК РФ).
Начальным моментом открытия
конкурсного производства является
принятие арбитражным судом решения
о признании должника банкротом.
Данное решение может быть вынесено
только при условии установления
признаков банкротства, предусмотренных
статьей 3 Закона.
Одним из важных моментов
нового закона является законодательное
закрепление продолжительности
срока (ст. 124 Закона) проведения конкурсного
производства: основного - 1 год и
дополнительного - 6 месяцев. Данная статья
не допускает продления срока
конкурсного производства более
чем на шесть месяцев.
Решение арбитражного суда о признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства должно содержать
информацию о назначении конкурсного
управляющего.
Не исчерпывающий
перечень прав и обязанностей конкурсного
управляющего, указаны в статьи 129 закона,
к которым в частности относятся:
1. Проведение инвентаризации
и оценки имущества должника.
"Анализ финансового состояния
необходим для формирования конкурсной
массы, что в свою очередь
решает в значительной мере
судьбу имущественных интересов
кредиторов". Для осуществления
указанной деятельности конкурсный
управляющий вправе привлекать
оценщиков и иных специалистов
с оплатой их услуг за счет
имущества должника.
2. Анализ финансового
состояния должника.
3. Предъявление к третьим
лицам, имеющим задолженность
перед должником, требований о
ее взыскании. С этой целью
конкурсный управляющий предъявляет
иски в судебные органы. Также
конкурсному управляющему предоставлено
право предъявлять требования
к третьим лицам, которые в
соответствии с законодательством
РФ несут субсидиарную ответственность
по обязательствам должника в
связи с доведением его до
банкротства.
4. Направление уведомления
работникам должника о предстоящем
увольнении в соответствии с
требованиями Кодекса законов
о труде.
5. Заявление в установленном
порядке возражения по предъявляемым
к должнику требованиям кредиторов.
6. Заявление отказа
от исполнения договоров должника,
но не позднее чем в трехмесячный
срок с момента своего назначения.
7. Принятие мер, направленных
на поиск, выявление и возврат
имущества должника, находящегося
у третьих лиц.
8. Передача на хранение
в уполномоченные органы документов
должника, подлежащих обязательному
хранению.
При осуществлении своих
прав и обязанностей конкурсный управляющий
должен действовать разумно и
добросовестно с учетом интересов
должника и его кредиторов. Для
пресечения возможных злоупотреблений
со стороны конкурсного управляющего,
контроль за его деятельностью возложен
на собрание или комитет кредиторов.
Механизму контроля посвящена ст.
143 Закона.
В п. 22 Постановления N 51 разъясняется, что утверждение
конкурсного управляющего при банкротстве
индивидуального предпринимателя требуется
не всегда.
Согласно п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве утверждение конкурсного
управляющего должно происходить в тех
случаях, когда судом установлено, что
у должника имеется недвижимое или особо
ценное движимое имущество, нуждающееся
в постоянном управлении. Таким имуществом
может быть, к примеру, предприятие или
действующее производство.
Конкурсный
управляющий может быть назначен
и в иных случаях, когда при
проведении конкурсного производства
возникают сложности или требуется
проведение большого объема работ. Это
может быть обусловлено, в частности,
следующими факторами:
-
необходимостью оспаривать сделки
должника по особым основаниям,
предусмотренным Законом о банкротстве;
-
существенным количеством конкурсных
кредиторов;
-
наличием залоговых кредиторов
наравне с конкурсными кредиторами;
-
существенным объемом текущих
платежей;
-
необходимостью привлекать третьих
лиц для осуществления конкурсного
производства;
-
наличием у должника имущества,
находящегося в общей (совместной)
собственности и подлежащего
разделу для включения в конкурсную
массу.
Напомним,
что в судебной практике существовала
позиция, согласно которой конкурсный
управляющий при банкротстве
индивидуального предпринимателя
утверждается всегда (Рекомендации Научно-консультативного
совета ФАС Западно-Сибирского округа,
принятые на заседании 5 июня 2008 г.). Кроме
того, суды отмечали возможность привлечения
конкурсного управляющего при наличии
залоговых кредиторов наряду с иными
конкурсными кредиторами (см., к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2011 N Ф09-10102/11).
В
случаях, когда основания для
утверждения конкурсного управляющего
выявляются уже в ходе конкурсного
производства, он может быть утвержден
арбитражным судом по ходатайству
лиц, участвующих в деле о банкротстве
(п. 22 Постановления N 51).
Конкурсный
управляющий, утвержденный в деле о
банкротстве индивидуального предпринимателя,
выступает в суде в качестве истца
и ответчика. Он вправе совершать
любые действия, направленные на формирование
и поддержание конкурсной массы
(п. 24 Постановления N 51).
Закон определяет указанное
понятие, как все имущество должника,
имеющееся на момент открытия конкурсного
производства и выявленное в ходе
конкурсного производства, на которое
может быть обращено взыскание. Следует
обратить внимание, что из имущества
должника, составляющего конкурсную
массу, исключаются имущество, изъятое
из оборота, имущественные права, связанные
с личностью должника, в том
числе права, основанные на разрешении
(лицензии) на осуществление определенных
видов деятельности. Новый закон
о банкротстве, как и предыдущий,
предусматривает, что в конкурсную
массу не включаются объекты социальной
и коммунальной сферы, жизненно необходимые
для региона: жилищный фонд социального
использования, детские дошкольные
учреждения и объекты коммунальной
инфраструктуры. Они должны быть приняты
на баланс соответствующего муниципального
образования, в лице уполномоченных
органов местного самоуправления.
Согласно п. 18 Постановления N 51 общее имущество супругов
не может быть включено в конкурсную массу.
Данный вывод следует из того, что имущество,
нажитое супругами во время брака, является
их совместной собственностью независимо
от того на чье имя оно приобретено, зарегистрировано
или учтено (п. 1 ст. 34 и п. 1 ст. 45 СК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 45 СК РФ по обязательствам одного из супругов
взыскание может обращено только на его
имущество. При недостаточности такого
имущества кредиторы вправе для обращения
взыскания требовать выдела доли должника,
которая причиталась бы ему при разделе
общего имущества супругов.
В
судебной практике встречалась и
другая позиция, согласно которой супруги
в подобном случае должны самостоятельно
определить доли в общем имуществе,
иначе взыскание будет обращено,
в том числе на часть общего имущества,
приходящуюся на долю супруга индивидуального
предпринимателя (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 18.06.2010 N 15АП-4974/2010). Этот вывод нашел
поддержку и у Судебной коллегии ВАС РФ
(Определение от 24.01.2011 N ВАС-15425/10).
Следует
отметить, что в отличие от вывода,
изложенного в указанном Определении ВАС РФ, в Постановлении N 51 говорится, что в целях формирования
конкурсной массы конкурсный управляющий
вправе требовать раздела общего имущества
супругов (п. 3 ст. 256 ГК РФ). Этот вывод следует из расширительного
толкования п. 1 ст. 45 СК РФ.
Такое
требование конкурсного управляющего
должно рассматриваться в суде по
общим правилам о подведомственности.
Имущество, причитающееся должнику
в результате раздела, подлежит включению
в конкурсную массу (п. 19 Постановления N 51).
Пленум
ВАС РФ установил особые правила
касательно выплаты денежной компенсации
в результате раздела совместного
имущества супругов, один из которых
является несостоятельным индивидуальным
предпринимателем. Так, если выплату
должен произвести супруг последнего,
то соответствующее имущество не
может быть передано ранее того времени,
когда денежные средства, составляющие
долю индивидуального предпринимателя,
поступят в конкурсную массу. Если же
выплату должен произвести банкрот,
то она осуществляется после продажи
имущества, вошедшего в конкурсную
массу в результате раздела общего
имущества супругов, но ранее погашения
любых текущих обязательств или
требований конкурсных кредиторов.
При
этом в соответствии с п. 19 Постановления N 51 имущество, принадлежащее
индивидуальному предпринимателю вместе
с его супругом на праве общей собственности,
также подлежит аресту согласно п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве. При этом имущество
супруга несостоятельного предпринимателя
освобождается из-под ареста по окончании
раздела имущества супругов.
В Постановлении N 51 особо отмечается, что раздел имущества
или определение долей по соглашению супругов
с даты введения наблюдения не допускаются.
После того как сформирована
конкурсная масса, произведена инвентаризация
и оценка имущества, конкурсный управляющий
представляет собранию или комитету
кредиторов возможные варианты продажи
имущества должника, которое выносит
решение о начале продажи, ее форме
и начальной цене имущества. Эта
важнейшая стадия конкурсного производства,
поскольку нередко от нее в
решающей степени зависят результаты
всей рассматриваемой процедуры
банкротства. Продажа имущества
должника, как правило, производится
на открытых торгах. Что же касается
имущества должника, являющегося
ограниченно обороноспособным, то оно
может быть продано только на закрытых
торгах. В случае если имущество
не было продано на первых торгах, закон
допускает их повторное проведение
или реализацию имущества на основании
договора купли-продажи, заключенного
без проведения торгов. Кроме того,
конкурсный управляющий вправе выставить
на открытых торгах права требования
должника.
Необходимо отметить, что
в ходе проведения ликвидационных процедур
конкурсный управляющий обязан использовать
только один основной счет. Другие известные
счета подлежат закрытию, а денежные
средства находящиеся на них должны
быть переведены на основой счет. На
указанный счет зачисляются денежные
средства, поступающие в ходе конкурсного
производства и с него осуществляются
все выплаты кредиторам и оплачиваются
расходы.
Конкурсная масса распределяется
в следующем порядке: расходы, покрываемые
вне очереди; требования привилегированных
кредиторов; требования остальных кредиторов.
Вне очереди покрываются
судебные расходы, расходы, связанные
с выплатой вознаграждения арбитражным
управляющим, текущие коммунальные
и эксплутационные платежи должника,
а также удовлетворяются требования
кредиторов по обязательствам должника,
возникшим в ходе наблюдения, внешнего
управления и конкурсного производства.
В законе предусмотрено
пять очередей удовлетворения кредиторов:
1. В первую очередь
удовлетворяются требования граждан,
перед которыми должник несет
ответственность за причинение
вреда жизни и здоровью. Размер
требований кредиторов данной
очереди устанавливается на момент
принятия арбитражным судом решения
о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного
производства. Удовлетворение требований
производится путем капитализации
соответствующих повременных платежей.
В настоящее время реализовать
данное положение практически
невозможно, поскольку в соответствии
со статьей 1093 Гражданского Кодекса
РФ названные платежи должны
быть капитализированы для выплаты
их потерпевшему по правилам,
установленным законом или иными
правовыми актами. Но в настоящее
время названные правила отсутствуют,
также не определен орган, который
будет осуществлять эти выплаты.
Выплаты гражданину производятся
до достижения им семидесяти лет, но не
менее чем за десять лет. Если возраст
гражданина превышает семьдесят
лет, период для капитализации соответствующих
повременных платежей составляет десять
лет.
Должник считается исполнившим
свое обязательство перед кредиторами
первой очереди после выплаты
сумм капитализированных повременных
платежей. При наличии согласия гражданина
его право требования к должнику
в сумме капитализированных повременных
платежей переходит к Российской
Федерации.