Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа
Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.
Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
Основными технологическими функциями являются:
Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[1, с. 265-269]..
В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.
Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.
2. СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ.
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную часть материально- технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.
В ее состав входят магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылочной торговли, и т. п.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
Очень большое внимание в розничной торговой сети уделяется изучению экономической эффективности. Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:
Социальная эффективность может определяться:
О количественном состоянии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся размером торговой площади на 1 тыс. человек. Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети.
Качественное состояние розничной торговой сети определяется следующими показателями:
Выделяют основные факторы влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:
Изучение количественной и качественной сторон розничной торговой сети потребительской кооперации позволяет определить состояние ее материально- технической базы.
Анализ материально- технической базы розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации начинают с изучения динамики и структуры торговой сети [4, с.120].
Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь произведена в таблице 2.1 с использованием показателей, представленных в приложении А.
Таблица- 2.1 Динамика розничной торговой сети Республики Беларусь
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-) |
2009г. |
2009г. | |||||
в % к |
в % к | ||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2009г. от 2005г. |
2009г. от 2008г. |
2005г. |
2008г. | |
1. Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), тыс. ед. |
34,20 |
35,40 |
36,10 |
41,00 |
43,30 |
9,10 |
2,30 |
126,61 |
105,61 |
1.1. в том числе объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребкооперации, тыс. ед. |
11,50 |
11,40 |
11,20 |
11,10 |
10,90 |
-0,60 |
-0,20 |
94,78 |
98,20 |
1.2. доля объектов розничной торговли потребкооперации, % |
33,63 |
32,20 |
31,02 |
27,07 |
25,17 |
-8,45 |
-1,90 |
- |
- |
2. Число магазинов, тыс. ед. |
29,40 |
30,60 |
32,40 |
34,80 |
37,80 |
8,40 |
3,00 |
128,57 |
108,62 |
2.1. в том числе магазинов потребкооперации, тыс. ед. |
11,08 |
11,03 |
10,90 |
10,80 |
10,70 |
-0,38 |
-0,10 |
96,57 |
99,07 |
2.2. доля магазинов потребкооперации, % |
37,69 |
36,05 |
33,64 |
31,03 |
28,31 |
-9,38 |
-2,73 |
- |
- |
Окончание таблицы 2.1
Показате-ли |
Годы |
Отклонение (+;-) |
2009г в % к 2005г |
2009г в % к 2008г | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2009г от 2005г |
2009г от 2008г | |||
3. Торго-вая пло-щадь ма-газинов, тыс. м2 |
2856,3 |
2964,8 |
2005 г. |
3307,4 |
3495,6 |
639,3 |
188,2 |
122,38 |
105,69 |
3.1. в том числе торговая площадь магази-нов по-требкоо-перации, тыс. м2 |
1034,9 |
1023,4 |
1018,2 |
1005,2 |
1006,6 |
-28,3 |
1,40 |
97,27 |
100,14 |
3.2. доля торговой площади магази-нов по-треб-коопера-ции, % |
36,23 |
34,52 |
33,17 |
30,39 |
28,80 |
-7,44 |
-1,60 |
- |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных[12, с. [13, с. ],[15, с. ]
Число объектов розничной торговой сети в целом по республике за период с 2005 по 2009 год увеличилось на 9,10 тыс. ед. (26,61 %), из них в системе потребительской кооперации снизилось на 0,6 тыс. ед. (5,22%). За период с 2008 по 2009 год также наблюдается увеличение числа объектов розничной торговой сети на 2,3 тыс. ед. (5,61 %) и снижение числа объектов потребительской кооперации на 0,2 тыс. ед. (1,8%). Доля объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в общем объеме в 2009 по сравнению с 2005 годом снизилась на 8,45%, а в 2009 году по сравнению с 2008- 1,9%. Однако, несмотря на снижение числа объектов розничной торговой сети потребительской кооперации тенденция увеличения розничных торговых объектов в целом по республике наблюдается по- прежнему (рис. 1.1).
Число магазинов в целом по республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 8,40 тыс. ед. (28,57 %), а в 2009 по сравнению с 2008 г.- 3,0 тыс. ед. (8,62 %). В том числе происходит снижение числа магазинов потребительской кооперации в 2009 г. по сравнению с 2005 г. и 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,38 тыс. ед. (3,43%), 0,1 тыс. ед. (0,93%) соответственно. Доля магазинов потребительской кооперации в общем объеме магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 9,38 %, а в 2009 году по сравнению с 2008 г.- 2,73 %.