Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 11:09, курсовая работа
Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и, как это всегда бывает в науке, не является веянием моды. Для этого существует ряд факторов, как общечеловеческих, так и специфических только для нашей страны. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение количества во всем мире антропогенных катастроф и «горячих точек». Люди ежедневно сталкиваются (особенно благодаря мощному развитию современных СМИ) с преступлениями против личности, многообразными видами насилия и жестокости, сильнейшими катастрофами: природными катаклизмами, уносящими тысячи жизней (достаточно вспомнить наводнения, землетрясения и катастрофические изменения климата за последние 2 года практически по всему земному шару), психогенными (военные действия в мирное время, бомбежки, терроризм, криминальная ситуация и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. АРТТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
6
Психологическая характеристика острых кризисных состояний человека
6
Арттерапии как направление в психологической коррекции
19
Выводы по первой главе
32
ГЛАВА II. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСТРЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
34
2.1. Диагностика острых кризисных состояний
34
2.2. Психологическая коррекция острых кризисных состояний с помощью арттерапии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Релаксация.
Занятие № 6 «Мой сказочный портрет»
Цель: По рисункам проанализировать учасников.
Каждый рисует себя в образе сказачного персонажа и о себе рассказывает.
Время: 1,5 часа.
Релакса
Занятие 7« Мое состояние»
Цель : раскрыть свои переживания, «приоткрыть завесу души».
Группе дается задание нарисовать на листе свое состояние души. Затем учасники рассказывают о своем состоянии, делятся друг с другом своими переживаниями.
Время: 2 часа.
Релаксация
Занятие № 8 « Моя мечта- сыграть эту роль»
Цель: повышение самооценки, самовыражение учасников. Каждый участник мастерит сам себе костюм и играет выбранную роль. Затем учасники обсуждают сыгранные ими роли и делятся впечатлениями.
Время: 2 часа.
Релаксация.
Занятие № 9 « Изготовление коллажа – мое настроение»
Цель: переведение негатива в позитив.
Изготовление коллажа. Обсуждение и рассказ каждого о своем творении.
Занятие №10 «Большое дерево»
Цель этого упражнения – снятие усталости. Оно также позволяет укрепить нервную систему.
Название упражнения
восходит к восточной традиции,
по которой человек
Комментарий тренера: При выполнении этого и других упражнений главным является образ. Абсолютно неважно, что по этому поводу думает каждый из участников. Если ему нравится, он может считать, что имеет дело с реальной энергией. Если хочет, может считать, что это чистая фантазия, плод его воображения, просто образ, представление и так далее - это абсолютно неважно. Это работает независимо от того, как к нему относиться. Важно просто соблюсти основные условия: войти в транс и создать образ-представление. |
В этом упражнении участникам, пребывающим в трансе, предлагается представить себе, что они находятся под потоком воды или света, которые обтекают их, вымывая из тела и смывая с кожи все темное и неприятное, насыщая тело энергией. Время проведения упражнения 5 минут.
Участники представляют себе, как с каждым вдохом они вдыхают светлую энергию, а с каждым выдохом выдыхают усталость и неприятности. На упражнение отводится 5 минут.
«Психогимнастика»
Решаемые задачи:
Комментарии: Тренер
говорит о том, что профилактика
стрессов и неврозов не
Упражнение № 1 «Ритуальное приветствие»
Члены группы садятся в круг и берут друг друга за руки. Они закрывают глаза и стараются мысленно передать друг другу теплые, добрые, дружеские чувства и пожелания. Через две-три минуты тренер предлагает всем на счет «три» хором произнести слова: «Всем привет и удачного дня!».
Рефлексия.
Упражнение № 2 «Картина»
Это упражнение
дает возможность развить
Мысленно измените цветовой фон. Меняйте полутона этой воображаемо картины. Можете взять волшебную кисть и что-то дорисовать, изменить в пейзаже.
Упражнение выполняется в течение 3-5 минут.
Рефлексия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Психогимнастика
является эффективным методом
психологической профилактики , которая
позволяет расширить
Приемы психогимнастики усваиваются в процессе систематических упражнений, придающих этой методике тренировочный характер. Такая трениировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать как метод, активизирующий личность.
Упражнение, которое вам необходимо освоить, состоит из четырех фаз:
1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов;
2-я фаза – сюжетное
3-я фаза –
4-я фаза – закрепляющая.
Рассмотрим первую фазу. В процессе ее прохождения приобретаются навыки управления вегетативной системой, развиваются способности расслабления мышц и расширения сосудов. На первой фазе психогимнастики решаются следующие три важные задачи:
Обоснуем
необходимость и важность
Отдых, пусть даже кратковременный всегда нужен человеку. Он не может сводиться только к ночному сну. В течение дня нам, как минимум необходимы две - три небольшие паузы покоя. Но для того, чтобы научиться отдыхать за короткий промежуток времени, необходимо научиться входить в особое состояние. Именно эта задача решается на первой фазе психогимнастики. В ответственной ситуации или при интенсивной деятельности у человека:
Организм при этом расходует большое количество нервно-психической энергии. Если на смену не приходит отдых, снятие нагрузки и напряжения, то наступает переутомление, ведущее к нарастанию слабости, тревоги, сонливости (торможение) или ухудшению сна, росту агрессивности, раздражительности, осложнению коммуникации.
Возрастающее напряжение (напряженное лицо, сдавленный голос, оцепенение, нервная дрожь и др.) является верным симптомом психологического стресса. Расслабление (релаксация мышц) служит внешним выражением положительных эмоций, состояния покоя, уравновешенности, удовлетворенности.
Мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну. При пробуждении, от сна к бодрствованию. Расслабленные мышцы несут в мозг «импульсы покоя». Физиологическое значение релаксации мышц проявляется как самостоятельный фактор, уменьшающий отрицательные реакции, и как фактор, подготавливающий переход от бодрствования ко сну.
Важно в процессе психогимнастики ярко и образно представить содержание фраз, направленное на расслабление мышц, сохраняя последовательность, расслабление мышц рук, ног и мимических мышц. Одновременно с последовательной реализацией ощущения тяжести в руках и ногах вызывается расширение кровеносных сосудов. Этот компонент очень сложен. Кратко поясним его.
Нервная
система человека условно
В отличие
от поперечно-полосатой
Процесс овладения психогимнастикой предусматривает освоение навыка расширения периферических кровеносных сосудов. Необходимо, используя образное представление, научиться вызывать прилив тепла в конечностях путем расширения сосудов. Это в значительной степени углубляет чувство покоя.
При перераспределении
крови в организме, которого добиваются
с помощью систематических
В результате
освоения первой фазы
Вторая фаза предполагает обретение умений создавать в своем сознании образы. Приемы, входящие в эту фазу, выполнять необходимо очень тщательно, но без напряжения, с приятным эмоциональным чувством, как бы просматривая в своем сознании красочный фильм с картинами живой природы. Необходимо на «экране мысленного взора» ярко и образно, в красках представить картины моря или леса, березовую рощу, лесную поляну, покрытую ковром сочной зеленой травы и т. д. Можно на память, в сознании воспроизвести, представить пейзаж, знакомый и любимый вами с детства. Все это значительно углубляет «рефлексы покоя». Наступает глубокий эффективный отдых, который субъективно ощущается как приятная дремота. Эту фазу можно использовать для отработки в сознании психологической модели действия (умственного, спортивного, игрового и др.).
В результате
освоения второй фазы
Примечание: На этой фазе желательно музыкальное или текстовое сопровождение.
В третей фазе осуществляется самопрограммирование. Каким образом это достигается? Человеческий мозг имеет одну характерную особенность: когда человек находится в состоянии глубокой дремоты, кора головного мозга частично заторможена. Центральная нервная система в этот период особенно восприимчива к поступлению в нее полезной информации. Активизирована подкорка. При занятии психогимнастикой использование третьей фазы направлено на создание оптимального психологического настроя, для повышения психоэмоциональной устойчивости. Для этого достаточно несколько раз коротко, лаконично повторять фразы, направленные на достижение указанной выше цели.
Например,
установка на хорошее
Третья
фаза может использоваться для
преодоления вредных привычек. Она
имеет очень широкий диапазон
применения и строится в
Четвертая
фаза является коротким
Помните, что
психогимнастика требует
Примечание: Тренер спрашивает членов группы, все ли понятно, какие моменты требуют разъяснений. Он предлагает всем принять участие в освоении практического упражнения.
Упражнение № 3 Психогимнастика «Отдых»
Информация о работе Арттерапия как метод психокоррекции острых кризисных состояний