Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
7
7
29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..
43
43
57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………
всякие инструкции и рекомендации «вылетают из головы»;
возникают проявления откровенной трусости, отказа от выполнения рискованных поручений, обмана, нечестности, безволия и др.10
Рис 1. Эффективность действий и поведения в зависимости от интенсивности психического напряжения, испытываемого человеком (А.М. Столяренко, 2002)
Если перенапряжение продолжает увеличиваться и дальше переходит критическую точку К, наступает запредельное напряжение и происходит срыв психической деятельности - потеря способности понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в тормозной форме (ступор, психологический шок, оцепенение, безразличие, полная пассивность и равнодушие, потеря сознания и др.) или истерической (паническое, бессмысленное, хаотическое поведение).
Отрицательные явления
возникают и в плохо
Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной
морально-психологической и профессионально-
В современной психологии всё большее признание получает тенденция разделять понятия «защитные стратегии» и «стратегии совладания».
Впервые термин «копинг-стратегия»» в психологической литературе появился в 1962 году. К. Мерфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. 4 года спустя Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Со временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. При этом суть копинга не изменилась - то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах.
Под механизмами совладания (копинга) понимаются как поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т.е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы.
В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Если новые требования непосильны для личности, тогда копинг-процесс может принимать, форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психологическую травму за счет исключения действительности.
Существует немалое количество
классификаций копинг-
1) решение задач - данный стиль копинга предполагает, сознательный контроль происходящих событий, активные попытки устранения, видоизменения или ослабления источника стресса, решительное противостояние стрессорам и их последствиям. Данный тип реакции на кризисную ситуацию начинается с получения как можно более надежной информации относительно той обстановки, в которой оказался управленец. Центральным моментом этой стратегии преодоления стрессовых ситуаций является принятие решений и совершение конкретных действий, стремление непосредственно иметь дело с критическими проблемами.
2) эмоциональная реакция - стратегия нацелена на управление чувствами, вызванными кризисными событиями, и на поддержание эмоционального равновесия. Адаптивные навыки, способствующие сохранению эмоциональнго баланса, прежде всего вселяют надежду на изменение ситуации. Надежда, размышления о позитивной перспективе помогают управленцам подавлять негативные чувства и импульсивные акты, способствуют следованию нормам морали.
3) избегание - стратегия избегания рассматривается нами как пассивная. Следовательно, опытные сотрудники склонны к большему уклонению от проблемы, ее игнорированию. Стратегия избегания складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее, либо выждать время.11
Механизм совладания
имеет сложную структуру, что
позволяет достичь более
когнитивная оценка ситуации и собственных ресурсов преодоления
далее разработка механизмов преодоления экстремальности с целью адаптации, «когнитивная репетиция»
следующий этап - осуществление собственно процесса совладения.
Среди основных стратегий совладания рассматриваются следующие: преобразующие стратегии совладания; приемы приспособления:
изменение собственных характеристик и отношений к ситуации;
вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий;
образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий;
влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания.
Защитные стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.
Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.
Наши реакции на стрессовые, трудные ситуации осуществляются одновременно на нескольких уровнях, ключевым из которых является поведение. Если мы эффективно справляемся, так сказать «совладаем» со стрессовыми ситуациями на поведенческом уровне, то потенциально «вредные» эмоциональные и физические проявления, характерные для них, подавляются. В связи с этим, именно осознанные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями связаны с конструктивным преодолением трудностей, преобразованием жизненных ситуаций в соответствии с намерениями человека.
Стиль совладающего поведения, хотя и представляет собой результат сложения наиболее типичных способов сознательного поведения в трудной жизненной ситуации, сформировавшихся у сотрудника, не является пассивным интегратором внутренних и внешних условий существования человека. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции сотрудника. Стиль характеризуется как приспособительной активностью, так и активностью, преобразующей ситуацию, и себя как субъекта этой активности.
Совладающее поведение не только развивается у сотрудника, но его можно целенаправленно формировать, обучать ему с целью повышения психосоциальной компетентности. Именно выбор конструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями в конечном итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности сотрудника, ее целостность, зрелость, устойчивость. В последние годы широкое распространение получила теории опережающего совладания, проактивного копинга. Опережающее, проактивное совладание (proactive coping) рассматривается как комплекс процессов, посредством которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют упреждающе с целью предупреждения их влияния. Оно рассматривается как сочетание процессов саморегуляции и совладания.
В опережающем совладании выделяется пять взаимосвязанных компонентов:
1) накопление разных ресурсов (социальных, финансовых, временных и т.д.), которые в последующем могут быть использованы для предупреждения или нейтрализации будущих потерь;
2) понимание, осознание потенциальных стрессоров;
3) оценка потенциальных стрессоров на начальном этапе;
4) заблаговременные, подготовительные попытки совладания;
5) вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток.
Совладающее поведение разделяется на следующие формы: восстановительное, реактивное совладание (reactive coping); опережающее, проактивное совладание (proactive coping), профилактическое, превентивное совладание (preventive coping), предвосхищающее, антиципационное совладание (anticipatory coping) - попытки совладания с угрожающим событием, неизбежным или почти неизбежным в ближайшем будущем.
Можно сформулировать общую закономерность: любое рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятное чувство.
Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознаваемыми.
В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах.
Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и обозначает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства». Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Существуют большие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (coping behavior).
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
Согласно С.К. Нартовой-Бочавер12, совладание - "есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями".
Рассмотрим различия между психологической защитой и стратегиями совладания (табл. 1), а также функционирование стилей реагирования (См. рисунок 2).
Таблица 1
Различия между
и стратегиями совладания13
характеристика |
защита |
совладание |
Основные цели |
Устранение, предотвращение, или смягчение неудовольствия |
Приспособление к |
Характер протекания: |
||
- произвольность и сознательност |
Вынужденные автоматические и большей частью неосознаваемые процессы |
Целенаправленные и во многом осознаваемые гибкие процессы |
- отношения к внешней и |
Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее. Самообман |
Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации. |
- дифференцированность |
Формы поведения, не учитывающие целостность ситуации, действующие на пролом |
Реалистический учет целостной ситуации, способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи. |
- отношение к помощи в ходе совладания |
Или отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем. |
Активный поиск и принятие помощи. |
Результаты, следствия и функции |
Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса. Но также спасение от потрясения, предоставление субъекту времени для подготовки других, более эффективных способов совладания |
Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами. |