Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Л. М. Шипицина причины девиантного
поведения подразделяет на две группы:
.Причины, связанные с
психическими и психофизиологическими
расстройствами (алкоголизм, невротические
расстройства, остаточные явления
черепно-мозговых травм и органические
заболевания головного мозга, интеллектуальная
недостаточность);
.Причины, связанные с
социальными и психологическими
проблемами (дефекты правового и
нравственного сознания, особенности
характера, особенности эмоционально-волевой
сферы).
По отношению к подросткам и
молодежи в отдельную группу автор выделяет
причины, связанные с возрастными кризисами
[23, с.16]:
В парадигме глубинной психологии
развитие личности, а также отклонения
в процессе развития, влекущие за собой,
в том числе и нарушения поведения в подростковом
возрасте, рассматриваются в основном
сквозь призму детско-родительских отношений.
Основную роль в формировании личности
ребенка, его установок, моделей поведения,
играют факторы эмоционального взаимоотношения
между родителями и растущим ребенком.
Так, представители глубинной психологии
(Эриксон, Адлер), отводящие основную роль
в развитии ребенка социальному аспекту,
тем не менее, говорили об огромном влиянии
на формирование отклоняющегося поведения
детей и подростков семьи и семейных отношений.
По Эриксону, если ребенок на
ранних стадиях своего развития не получает
необходимой материнской заботы, если
подавляется его стремление к самостоятельности
и инициативе, отсутствует поощрение со
стороны родителей - это может привести
к смешению ролей в подростковом возрасте
и, соответственно, нарушению поведения.
Адлер считал, что помимо органической
неполноценности, возникновение комплекса
неполноценности детерминирует также
избалованность или отверженность ребенка
родителями. Это приводит к возникновению
стремления к личному превосходству, нарушается
развитие социального интереса, и поведение
ребенка может стать неадекватным социальным
устоям и нормам. Такие факторы, как конфликт
между бессознательными влечениями и
ограничениями со стороны эго и суперэго,
неадекватно сформированные защитные
механизмы, несоответствие между стремлением
к удовольствию и учетом реальности, рассматриваемые
психоаналитическими теориями как причины
возникновения отклонений в поведении,
также напрямую зависят от позиции родителей,
стиля их отношений [26, с.83].
Более подробно аспект влияния
детско-родительского взаимодействия
на дальнейшую жизнь ребенка рассматривает
теория объектных отношений. Основной
причиной формирования отклоняющегося
поведения, согласно этой теории, является
дефицит эмоционального контакта с матерью,
чрезмерная фрустрация потребностей младенца,
отсутствие холдинга, первичной поддержки
матери, ее тревожность, неадекватность.
Наличие таких отклонений обусловлено
психологическими характеристиками матери,
ее бессознательным содержанием, установками
[ 4, с.29].
Таким образом, к девиантному
поведению прибегает отклоненная социумом
личность; слабые связи «семья-ребенок»,
«школа-ребенок» способствуют ориентации
молодежи на группы сверстников, которые
являются преимущественно источником
девиантных норм.
Причины девиантного поведения
разнообразны и включают в себя как внешние
факторы, так и внутриличностные. Влияние
социума на формирование личности ребенка
и моделей его поведение неоспоримо, однако
оно опосредованно родительской позицией,
стилем воспитания. Культурно-исторический
опыт и социальные нормы и устои преподносятся
ребенку через призму отношений с родителями,
родительских установок, на которые влияют
также переживаемые родителями конфликты,
бессознательные процессы, сфера их супружеского
взаимодействия. Родители играют главную
роль в возникновении и формировании девиантного
поведения подростков. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
обеспечивают ребенку родители, на него
воздействует вся внутрисемейная атмосфера,
причем эффект этого воздействия гораздо
превышает все остальное.
.3 Проблемы детско-родительских
отношений и благополучия подростка
в семье
Ребенок в своем развитии проходит
через определенные стадии, но и его родители,
семья минуют один закономерный этап за
другим, причем у каждого этапа свои специфические
задачи, особенности и трудности. В этих
условиях динамика роста и взаимоотношений
во многом детерминируется такими факторами,
как семейные ценности и стили воспитания.
Дети в семье - дополнение, обогащение
жизни двух людей, связавших себя узами
брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие
отец и мать. Отношения между мужем и женой
имеют громадное влияние на развитие личности
подростка. Конфликтная, напряженная обстановка
делает подростка нервным, непослушным,
агрессивным. Трения между супругами,
как правило, травмирующе влияют на подростка.
Подобно тому, как неповторима личность
каждого человека, индивидуальны отношения
между супругами, столь же сложны и отношения
родителей к своему ребенку, неоднозначны
стили семейного воспитания. Под стилем
семейного воспитания понимается совокупность
родительских стереотипов, воздействующих
на ребенка.
Наблюдения за воспитанием
детей в различных семьях позволили психологам
составить описание различных типов воспитания.
А. Болдуин выделил два стиля
родительского воспитания: демократический
и контролирующий [15, с. 45].
Демократический стиль характеризуется
следующими параметрами: высокая степень
вербального общения между родителями
и детьми, включенность детей в обсуждение
семейных проблем, успешность ребенка
при готовности родителей всегда прийти
на помощь, стремление к снижению субъективности
в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает
существенные ограничения поведения ребенка
при отсутствии разногласий между родителями
и детьми по поводу дисциплинарных мер,
четкое понимание ребенком смысла ограничений.
Требования родителей могут быть достаточно
жесткими, но они предъявляются ребенку
постоянно и последовательно и признаются
ребенком как справедливые и обоснованные.
Д. Боумрид вычленила совокупность
детских черт, связанных с факторами родительского
контроля и эмоциональной поддержки.
На основе своих наблюдений
Боумрид выделяет 3 типа детей, характер
которых соответствует определенным методам
воспитательной деятельности их родителей
[16, с. 88].
Авторитетные родители - инициативные,
общительные, добрые дети. Авторитетны
те родители, которые любят и понимают
детей, предпочитая не наказывать, а объяснять,
что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний
раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко
относясь к их запросам. Вместе с тем такие
родители обычно проявляют твердость,
сталкиваясь с детскими капризами, а тем
более с немотивированными вспышками
гнева.
Дети таких родителей обычно
любознательны, стараются обосновать,
а не навязать свою точку зрения, они ответственно
относятся к своим обязанностям. Им легче
дается усвоение социально приемлемых
и поощряемых форм поведения. Они более
энергичны и уверены в себе, у них лучше
развиты чувство собственного достоинства
и самоконтроль, им легче удается наладить
хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные,
склонные к конфликтам дети. Авторитарные
родители считают, что ребенку не следует
предоставлять слишком много свободы
и прав, что он должен во всем подчиняться
их воле, авторитету. Не случайно эти родители
в своей воспитательной практике, стремясь
выработать у ребенка дисциплинированность,
как правило, не оставляют ему возможность
для выбора вариантов поведения, ограничивают
его самостоятельность, лишают права возражать
старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные
родители чаще всего не считают нужным
хоть как-то обосновывать свои требования.
Жесткий контроль за поведением ребенка
- основа их воспитания, которое не идет
дальше суровых запретов, выговоров и
нередко физических наказаний. Наиболее
часто встречающийся способ дисциплинарного
воздействия - запугивание, угрозы.
Такие родители исключают душевную
близость с детьми, они скупы на похвалы,
поэтому между ними и детьми редко возникает
чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко
дает положительный результат. У детей
при таком воспитании формируется лишь
механизм внешнего контроля, развивается
чувство вины или страха перед наказанием
и, как правило, слишком слабый самоконтроль,
если он вообще появляется. Дети авторитарных
родителей с трудом устанавливают контакты
со сверстниками из-за своей постоянной
настороженности и даже враждебности
к окружающим. Они подозрительны, угрюмы,
тревожны и вследствие этого - несчастны.
Снисходительные родители -
импульсивные, агрессивные дети. Как правило,
снисходительные родители не склонны
контролировать своих детей, позволяя
им поступать, как заблагорассудится,
не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Такие родители разрешают детям делать
все, что им захочется, вплоть до того,
что не обращают внимания на вспышки гнева
и агрессивное поведение, в результате
которых случаются неприятности. У детей
же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко
их поведение становится просто неуправляемым.
Снисходительные родители в таких случаях
обычно приходят в отчаяние и реагируют
очень остро - грубо и резко высмеивают
ребенка, а в порывах гнева могут применять
физическое наказание. Они лишают детей
родительской любви, внимания и сочувствия.
Автором выделено четыре параметра
изменения родительского поведения, ответственных
за описанные паттерны детских черт [16,
с. 89]:
. Родительский контроль:
при высоком уровне родители
предпочитают оказывать большое
влияние на детей, способны настаивать
на выполнении своих требований,
последовательны в них. Контролирующие
действия направлены на модификацию
проявлений зависимости у детей, агрессивности,
развитие игрового поведения, а также
на более совершенное усвоение родительских
стандартов и норм.
. Родительские требования,
побуждающие к развитию у детей
зрелости; родители стараются, чтобы
дети развивали свои способности
в интеллектуальной, эмоциональной
сферах, межличностном общении, настаивают
на необходимости и праве детей
на самостоятельность.
. Способы общения с
детьми в ходе воспитательных
воздействий: родители стремятся
использовать убеждение с тем,
чтобы добиться послушания, обосновывают
свою точку зрения и одновременно
готовы обсуждать ее с детьми,
выслушивают их аргументацию. Родители
с низким уровнем чаще прибегают
к крикам, жалобам и ругани.
. Эмоциональная поддержка:
родители способны выражать сочувствие,
любовь и теплое отношение, но
действия и эмоциональное отношение
направлены на содействие физическому
и духовному росту детей, они
испытывают удовлетворение и
гордость от успехов детей.
Комплекс черт компетентных
детей соответствует наличию в родительском
отношении всех четырех измерений - контроля,
требовательности к социальной зрелости,
общения и эмоциональной поддержки, т.е.
оптимальным условием воспитания является
сочетание высокой требовательности и
контроля с демократичностью и принятием.
Таким образом, следует отметить,
что наиболее распространенным механизмом
формирования характерологических черт
ребенка, ответственных за самоконтроль
и социальную компетентность, выступает
интериоризация средств и навыков контроля,
используемых родителями.
Немалый интерес представляют
работы, в которых воспитание и детско-родительские
отношения так или иначе связаны с анализом
семейной структуры. По мнению Э. Арутюнянц
существует 3 варианта семьи: традиционная
(патриархальная), детоцентрическая и
супружеская (демократическая) [1, с. 23].
В традиционной семье воспитывается
уважение к авторитету старших; педагогическое
воздействие осуществляется сверху вниз.
Основным требованием является подчинение.
Итогом социализации ребенка в такой семье
является способность легко вписаться
в «вертикально-организованную» общественную
структуру. Дети из этих семей легко усваивают
традиционные нормы, но испытывают трудности
в формировании собственных семей. Они
не инициативны, не гибки в общении, действуют
исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной
задачей родителей считается обеспечения
«счастья ребенка». Семья существует только
для ребенка. Воздействие осуществляется,
как правило, снизу вверх (от ребенка к
родителям). Существует «симбиоз» ребенка
и взрослого. В результате у ребенка формируется
высокая самооценка собственной значимости,
но возрастает вероятность конфликта
с социальным окружением за пределами
семьи. Поэтому ребенок из такой семьи
может оценивать мир как враждебный.
Очень высоко оценивается супружеская
(демократическая) семья. Цель в этой семье
- взаимодоверие, принятие, автономность
членов. Воспитательное воздействие -
«горизонтальное», диалог равных: родителей
и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются
взаимные интересы, причем, чем старше
ребенок, тем больше его интересы учитываются.
Итогом такого воспитания является усвоение
ребенком демократических ценностей,
гармонизация его представлений о правах
и обязанностях, свободе и ответственности,
развитие активности, самостоятельности,
доброжелательности, адаптивности, уверенности
в себе и эмоциональной устойчивости.
Вместе с тем у этих детей может отсутствовать
навык подчинения социальным требованиям.
Они плохо адаптируются в среде, построенной
по «вертикальному» принципу (т.е. практически
ко всем социальным институтам).
Э. Арутюнянц проводит анализ
следствий воспитания в детоцентрической
семье и причин массового распространения
этого типа семьи в современном обществе.
Она считает инфантилизм молодежи прямым
следствием воспитания в детоцентрической
семье. Причины возникновения детоцентризма,
на ее взгляд, состоят в следующем [1, с.
26]:
увеличение продолжительности
жизни, совместного существования детского
и родительского поколений (в 1,5 раза дольше,
чем в XIX веке);
нуклеаризация семьи, уменьшение
числа детей в семье, сокращение интергенитальных
интервалов. Практические связи в совместном
труде заменяются эмоциональными, а отношения
инфантилизируются;