Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5
1.1.
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах
5
1.2.
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста
11
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
17
2.1 Методическое обеспечение исследования
17
2.2. Анализ результатов исследования
18
Заключение
37
Список использованной литературы
39
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Факультет дистанционного обучения
Кафедра «Психология и педагогика дистанционного обучения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста»
название курсовой работы
Направление подготовки 030300.62 – Психология
(код) (наименование направления)
«Допустить к защите»
«___»______________201_ г.
Руководитель
_________ _____ _________
Подпись Дата ФИО
«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Специалист по учебно-методической работе
УПЛ математических моделей
в психологии и педагогике ____________ _____________ Осокина Н.Н.
Подпись Дата ФИО
Руководитель
кандидат психологических наук, доцент ____ ______ Соколова М.В.
Звание, степень Подпись Дата ФИО
Студент ДО 56 ___________ __________ Филиппова Е.А.
Группа
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | ||
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. |
5 | ||
1.1. |
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах |
5 | |
1.2. |
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста |
11 | |
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста |
17 | ||
2.1 Методическое обеспечение исследования |
17 | ||
2.2. Анализ результатов исследования |
18 | ||
Заключение |
37 | ||
Список использованной литературы |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста огромную роль играют особенности семейного воспитания. Проводимых исследований по выявлению влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста у здоровых детей крайне недостаточно, за исключением отдельных работ, к которым можно отнести: Столина В. В. ,1983; Хоффман М., 1982, Варга А. Я., 1985;. В этой связи становится очевидным, что представленная тема исследования является более чем актуальной.
Развитие самооценки у ребенка – это очень важный процесс, который имеет сложнейшие системные структурные характеристики, в состав которых можно включить: эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты, все это говорит о том, что исследование развития процесса формирования самооценки у ребенка, нуждается в комплексном подходе, а так же учете социальных и биологических факторов в развитии ребенка. Более того, давно уже стало очевидным, что главную роль в процессе формирования самооценки у ребенка играет семейное воспитание.
Проблема исследования . Как родительское отношение влияет на развитие самооценки старших дошкольников?
Состояние разработанности проблемы . Вопросы развития самооценки у детей рассматривались Р.Бернсом, И.С. Коном, В.В. Столиным, И.И. Чесноковой , А.Г. Спиркиным и др.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования : уровень протекции в процессе воспитания имеет наибольшее влияние на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. У детей с родительской гипопротекцией уровень самооценки выше, чем у детей с родительской гиперпротекцией.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психологических исследований по проблеме развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Установить особенности влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ; обобщение), эмпирические.
ГЛАВА I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах.
Проблемы семьи и семейного воспитания во все времена вызывали интерес у общества.
На сегодняшний день имеются достаточно убедительные доказательства о незаменимости семьи для формирования личности ребенка (Варга А. Я., 1985, 1987). У тех детей, которые были разлучены с родителями в раннем детстве, при анализе их психики и поведения выявлены необратимые искажения личности, что говорит о значимости семьи для формирования личности ребенка.
С теоретической точки зрения, семейное воспитание - системное целенаправленное воздействие на детей взрослых членов семьи и всего семейного уклада.
В задачи семейного воспитания входит подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, т.е. помочь им усвоить основные знания, навыки, которые необходимы для адекватного формирования и функционирования личности.
Дальше, чем педагогические исследования, в этом вопросе продвинулись клинико-психологические исследователи, анализирующие типологическую роль различных типов семейного воспитания (Захаров А. И., 1981) (отвергающее; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое) и роль семейных конфликтов, способных стать условием патологической фиксации невротических реакций, в формировании у детей невротических радикалов личности.
Наибольшее количество накопленного материала касается эмоционального отношения родителей и детей, которое можно подразделить на две группы:
‒ крайние нарушения взаимоотношений с детьми при материнской девиации;
‒ исследование влияния эмоционального отношения родителей к детям на особенности формирования самоотношения ребенка в условиях нормальной жизни семьи.
Изучение семейного воспитания позволило Л. С. Бородушкиной (1986) прийти к выводу о том, что на формирование ребенком дошкольного возраста отношения к семье как ценности самым тесным образом влияет удовлетворенность им тем положением, которое он занимает в семейном коллективе. Ю. Б. Бакина (1987) представила практические случаи оптимизации и коррекции отношений ребенка с родителями в случае их нарушения. Одна из ведущих целей всей психокоррекционной работы с родителями, по мнению автора, - это заставить их отказаться от чрезмерной опеки и использования императивных способов воздействия по отношению к своим детям.
В исследованиях Т. В. Нещерет (1978) показывается, что отношение к ребенку в семье и, в первую очередь, со стороны родителей в значительной степени определяет межличностные связи ребенка, его положение в общественных группах. Эти положения существенно дополняются результатами исследования семейного воспитания Е. В. Насоновой (1989), где показано, что независимо от типа взаимоотношений в семье, матери и отцы строят разные модели взаимодействия с мальчиками и девочками. Именно эти модели оказывают решающее влияние на устанавливаемые ребенком отношения со взрослыми и детьми.
Н. Н. Обзоровым совместно с О. Н. Абакумовым и Т. М. Трапезниковой (1978) было проведено исследование, которое помимо основных элементов семьи( мать - отец-ребенок) охватило еще и комплекс их взаимосвязей :
‒ отношение ребенка к матери и отцу как к целому, т.е. родителям , так и по отдельности -отцу и матери.
‒ взаимоотношения между родителями (особенности взаимопонимания и конфликтность взаимодействий).
Диагностика родительского воспитательного поведения по отношению к ребенку, под влиянием которого формируется его личность, дает возможность проанализировать те или иные личностные качества и нормы поведения детей. Так, М. Хоффман (1982) указывает, что если родители применяют для предотвращения преступников угрозы, силовые принуждения, то дети скорее испытывают страх наказания. Если же родители обращают внимание ребенка на последствия его поступков для другого, то ребенок впоследствии испытывает чувство вины.
Психологи показали, что сочетание высокой социальной направленности с урегулированными внутрисемейными взаимоотношениями создает оптимальные условия для развития личности воспитываемых в семье детей, способствует совершенствованию всех членов семьи. Семейное воспитание рассматривается как процесс совместного решения членами семьи разнообразных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Были проведены исследования, в которых рассматриваются факторы, связанные с особенностями семейного общения , взаимоотношений между членами семьи ,т.е. социально-психологические.
Замечено, что в семьях, где к ребенку проявляют доброжелательное отношение в сочетании с заботой о других членах семьи, ребенок учится считаться с интересами и нуждами близких людей, вникать в их эмоциональное состояние.
В семьях тех детей, у которых выражено делинквентное поведение основными типами воспитания выступают , либо гиперопека со стороны матери, либо полное равнодушие отца и матери к ребенку, в частности, жестокое или агрессивное отношение одного или обоих родителей.
А. А. Валантинас (1986) проанализировал результат исследования усвоения детьми нравственных норм в зависимости от способа их предъявления взрослыми и от особенностей усвоения нравственных норм испытуемыми с разными формами эмпатии. Были выделены следующие способы предъявления норм взрослыми ребенку:
‒ как правило, поведения с последующими санкциями за их нарушения;
‒ как абсолютное правило поведения;
‒ как правило, поведения с рациональным объяснением;
‒ как правило, поведения с рациональным объяснением и привлечением эмоционального опыта ребенка.
Установлено, что испытуемым нормы социального общежития чаще всего предъявляется взрослыми как абсолютное правило поведения и, как правило, поведения с последующими санкциями за их нарушение. [14, с. 36]
Имеется очень мало работ, посвященных целостному изучению семьи, изучается либо отдельный ребенок, либо взаимоотношения женщины и мужчины. В исследованиях С. А. Ладывир (1977) показано, что эмоциональная ориентация ребенка на взрослого возникает в процессе внутрисемейного общения. Источником зарождения у ребенка эмоционально-положительных отношений к членам семьи служит совместная домашняя деятельность, приобщение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к добрым делам родителей, что является подготовкой ребенка к новым контактам не только с родителями, но и с другими людьми. С. П. Тищенко (1987) показано, что наиболее эффективным является такой тип воспитания в семье, при котором у детей формируется оптимальный уровень потребности в одобрении, похвале, поощрении их близкими. Средствами формирования такой потребности являются:
1. Правильная мотивация родителями своих требований с аргументацией последствий собственных действий для окружающих.
2. Развитие представлений ребенка о себе как о заслуживающем уважения; повышение уровня стимулирующих оценок.
3. Избегание недифференцированной оценки личности ребенка в случае его неудач и промахов.
Способы общения родителей с ребенком тесно взаимосвязаны с характером родительского отношения. Последнее рассматривается в психологической литературе, исходя из трехкомпонентной структуры межличностного взаимодействия с поведенческим, когнитивным и эмоциональным аспектами (Бодалев А. А., Столин В. В., 1983).
При изучении влияния внутрисемейных отношений на развитие ребенка в исследованиях отмечается взаимосвязанность вышеупомянутых компонентов в родительском отношении к ребенку, однако, при ведущей роли эмоционального. Это подтверждается исследованиями, указывающими на явление материнской деривации у детей, испытавших эмоциональное отвержение в раннем возрасте (Лангмейер И., Матейчик 3., 1985).