Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

А. Г. Маклаков разделял поведенческие проявления стресса на 4 группы:

1 – нарушения психомоторики (дрожание  рук; изменения ритма дыхания; избыточное  напряжение мышц; нарушения речевых  функций);

2 – изменение образа жизни (изменения  в режиме дня; нарушения сна; отказ  от полезных привычек и замена  их на неадекватные способы  компенсации стресса);

3 – профессиональные нарушения (снижение производительности труда; повышенная утомляемость);

4 – нарушения социально-ролевых  функций (возрастание конфликтности, повышение агрессивности). [30, с.45]

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание, мышления.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации. При нарушениях мышления отмечаются частые сбои в вычислениях, трудность принятия решения решений, снижение творческого потенциала, нарушение логики. [30, с. 105]

Физиологические проявления стресса касается почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно - сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно - сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

1) повышение частоты пульса или  изменение его регулярности;

2) повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного  тракта;

3) снижение электрического сопротивления  кожи т.д. [10, с. 400]

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т.д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания

1) боли в сердце и других  органах;

2) затруднение при дыхании, напряжение  в мышцах;

3) неприятные ощущения в области  пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д. [15, с. 151]

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительные или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д. [1, с. 15]

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которое чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Страх перед будущем (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. [49, с. 132]

Вывод: К формам проявления стресса можно отнести:

- изменение поведенческих реакций;

- изменение интеллектуальных процессов;

- изменение физиологических процессов;

- эмоциональные проявления.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

 

1.3. Причины возникновения  стрессовых состояний у детей  младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годом обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольному к младшему школьному возрасту.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. [25, с. 225]

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, его социальное положение, складывается определенные отношения с окружающими людьми и в семье. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность складывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашеное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать эмоции, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, стресса, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектом, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной эмоциональной неустойчивости выступают эмоциональные стрессовые состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью [51, с.215]

Изучением причин возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста занимался ученый Ш. Левис.

1. Стресс от реализации негативных  родительских программ. Часть программ  поведения вкладывается в голову  ребенка его родителями, учителями  или другими лицами, пока его  сознание еще отличается повышенной  внушаемостью. Эти программы называют  «неосознанными установками», «жизненными  принципами» или «родительскими  сценариями», и они могут оказывать  весьма существенную роль на  дальнейшую жизнь индивида. Эти  установки могут быть вполне  полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления  и изменения условий жизни  они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным  и вызывая стрессы.

Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «серым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образовался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой. [27, с. 378]

2. Стресс, связанный с неадекватными  установками и убеждениями личности.Одной  из достаточно общих установок  сознания является оптимизм и  пессимизм – т.е. тенденция видеть  в явлениях окружающего мира  хорошие или плохие моменты. На  самом деле резко выраженных  оптимистов или пессимистом достаточно  мало, а большая часть людей  находится вблизи некой средней  точки, удаляясь от нее согласно  законам нормального распределения. Значительное отдаление от нее  соответствует акцентуациям личности, которые, собственно говоря, и обозначаются  людьми как «оптимизм» и «пессимизм».

Обе эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, а каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности. Польза пессимизма состоит в том, что эта установка заставляет человека готовиться к неблагоприятному исходу событий, а также позволяет более спокойно принимать удары судьбы, однако на этом его позитивное значение заканчивается. Опыт показывает, что позитивное мышление (поиск в жизни преимущественно хороших сторон) приносит человеку гораздо больше пользы, значительно уменьшая общее количество стрессов в его жизни.

Оптимистический настрой помогает выходить из самых безнадежных ситуаций. Ведь если ребенок верит, что выход найдется, то он его ищет, а значит, имеет больше шансов его найти. Если же ребенок принимает установку пессимиста и признает ситуацию тупиковой, то закрытые двери кажутся ему запертыми, и он даже не пытается их открыть. [4, с. 13]

3.Невозможность реализации актуальной  потребности. В настоящее время  наиболее известной и в то  же время простой схемой, описывающей  организацию человеческих потребностей, является «пирамида» Абрахама  Маслоу. Согласно этой схеме, по  мере реализации «низших», биологических  потребностей, человек старается  удовлетворить социальные, а затем  и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей  потребностью человека является  его стремление к самореализации  своей уникальной сущности.

В соответствии с «пирамидой Маслоу», выделить соответствующие ее строению основные стрессы.

Физиологические. Стресс, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.

Безопасность. Стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом провалиться на уроке, страхом смерти, страхом за здоровье близких и т.д. Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т. д.

Еще одна школьная беда – это волнение детей из-за возможных ошибок, а иногда, из-за боязни критики или насмешек со стороны учителя, ровесников и родителей. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учеба требует восприимчивости и сосредоточенности.

Принадлежность. Стресс от морального или физического одиночества, стресс при болезни близких людей. Стресс неразделенной любви. Семейные конфликты, уход одного из родителей и развод становятся для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса. Во-первых, потому, что два человека, которых он любит больше всех, и от которых зависит его эмоциональное равновесие. Мать, возможно, будет вынуждена пойти на работу, и ребенок останется один именно тогда, когда ему больше всего нужна поддержка. Может разгореться длительный судебный процесс по поводу того, с кем останется ребенок, и он окажется в его эпицентре. Когда развод позади, и все начинают привыкать к новой жизни, кто-то из родителей (или оба) могут снова вступить в брак, вынуждая ребенка принять новую семью, новый дом и, возможно, новую школу.

5-8 лет: дети этого возраста испытывают  чувство потери, брошенности и  вины – они полагают, что развод  произошел из-за них. Поэтому часто  плачут, с трудом могут сосредоточиться  и плохо учатся.

9-12 лет: у них также возникают  проблемы поведения и успеваемости. Они злятся на родителей из-за  развода, нервничают, страдают, чувствуют  себя одинокими и беспомощными. Дети этой возрастной группы  часто жалуются на физические  недомогания: головную боль и  колики в животе – классические  симптомы стресса.

Рождение брата или сестры является еще одним источником возникновения стресса у детей. После рождения второго ребенка, ему достается часть материнского внимания, отнятая у первого.

Уважение. Стресс от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потери уважения со стороны общества.

Принудительный характер общения с ровесниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу ровесников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, агрессии. Отрицательное давление ровесников, «быть как все» - также оказывает влияние на личность ребенка.

Самореализация. Стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко ребенок отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом. [42, с. 104]

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста