Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

2) 100 - количество общих ответов

Х – количество несовпадений

В формуле Х – означает неизвестное, процент уровня переживания стресса. Если результат был меньше 50%, то у учащегося наблюдалась норма (отсутствие) переживания стресса; если больше 50%, то это свидетельствовало о повышенном уровне переживания стресса.

Результаты данной методики свидетельствую о том, что, у 11 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 42%. У 6 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 35%. И у 9 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 23%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (фактор – переживание стресса)

 

Процедура проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой (приложение А.2), предполагало раскрашивание дорожки как выражение личного отношения к определенным социальным категориям. Применение теста являлось реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта. Используя цвет, ребенок выражал свое отношение (эмоции). Для каждого ребенка предлагался набор карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный) и ответный лист. Процедура исследования состояла из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производил простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании сущность процедуры менялась. Собственно, здесь и происходило подключение цвета-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просили подобрать подходящий цвет для домиков, в котором «живет» ряд нравственных социальных категорий. В третьем задании происходило подключение цвета-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в школе, на улице.

Поскольку нам необходимо выявить наличие и степень выраженности уровня стресса, мы проанализировали первое задание (раскрашивание дорожки). Первым делом следовало обращать внимание на место положение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного). Если основной цвет находился на пятом месте цветового ряда (дорожки), то это свидетельствовало о умеренной (средней) степени выраженности стресса; наличие основного цвета на шестом месте-о высокой степени выраженности стресса. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во втором и третьем задании указывал на возможные обстоятельства, вызвавшие стресс, а для этого необходимо было соотнести позиции обозначенные черным цветом третье или четвертое место первого задания с обозначенными ребенком черным цветом социальных объектов во втором и третьем заданиях.

Мы получили следующие результаты: у 13 учащихся наблюдается высокий уровень переживания стресса, что соответствует 50%. У 5 учащихся отмечается средний уровень, что соответствует 31%. И у 8 учащихся наблюдается норма, что соответствует 19%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 2).

Рисунок 2. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой

 

Восьмицветовой тест М. Люшера (приложение А.3) относится к методу цветовых выборов. Данный тест позволяет провести диагностику эмоционального состояния в настоящий момент; определить уровень работоспособности, стресс; изучить неосознаваемые, глубинные проблемы личности. Для того чтобы определить уровень стресса у учащихся 2 класса, мы использовали сокращенный вариант теста. Он состоял из 8 цветов (4-основных цвета и 4-дополнительных цвета). К основным цветам относятся – синий (1), темно-зеленый (2), оранжево-красный (3), желтый (4). Основные цвета символизируют базовые потребности личности. К дополнительным цветам относятся – черный (7), серый (0), коричневый (6), фиолетовый (5). Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере.

В данном классе проводился данный тест индивидуально с каждым ребенком. Каждому предлагалось выбрать из 8 предложенных цветов (карточек) один цвет, наиболее понравившийся. Эта карточка убиралась и на бланке ответов записывался номер цвета – это была 1 позиция. Такая процедура длилась до тех пор, пока не оставалось 3 цвета ( 2 цвет – 2позиция, 3 цвет – 3 позиция, 4 цвет – 4 позиция, 5 цвет – 5 позиция ). Из оставшихся трех цветов выбирается цвет, какой среди всех самый некрасивый, плохой. Этот цвет (карточка) записывается на последнюю 8 позицию. Из оставшихся двух цветов опять выбирают цвет, какой хуже – 7 позиция. И оставшийся – 6 позиция. Такая процедура повторялась еще один раз через 2 минуты, после проведения первой.

Чтобы проанализировать уровни стресса у учащихся, мы обращали внимание на расположение основных цветов. Стресс считался относительно слабым, если основной цвет находился на шестом месте, и более выраженным, если он располагался на восьмом.

Результаты данной методики свидетельствую о том, что, у 7 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 27%. У 10 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 38%. У 6 учащихся низкий уровень переживания стресса, что соответствует 23%. И у 3 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 12%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 3).

Рисунок 3. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по восьмицветовому тесту М. Люшера

На основе полученных результатов по диагностическим методикам можно сделать вывод, что 12 учащихся испытывают высокий уровень переживания стресса, что соответствует 46%. У 5 учащихся – средний уровень переживания стресса, что соответствует 21%. У 9 учащихся отмечается норма, что соответсвует 33%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса по двум методикам на констатирующем этапе

Таким образом, во 2 классе Е у 12 учащихся отмечается высокий уровень переживания стресса. По нашему мнению с этими детьми необходимо провести комплекс занятий по сказкотерапии на снятие стресса у учащихся 2 класса.

Описанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы посвящается следующий параграф данной главы.

 

2.4. Влияние сказкотерапии  на снятие стресса у учащихся  второго класса

В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был составлен комплекс занятий сказкотерапии, который был направлен на снятие стрессовых состояний, стабилизацию психических процессов, гармонизацию эмоционального состояния у учащихся второго класса, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 25 г. Абакана (приложение Б).

Комплекс занятий состоял из 3 блоков: 1 – вводный (3 занятия), 2 – основной (8 занятий), 3 – заключительный (1 занятие).

Длительность одного занятия – 30-40 минут. На каждом занятии нам необходимо было побуждать детей сопереживать персонажам сказки, так же проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями. Занятия поводились в течение месяца три раза в неделю. Проходили занятия в классном кабинете, где можно было свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Работа была спланирована таким образом, чтобы не нарушать учебный процесс.

1 блок занятий «ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР».

Занятие 1. «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА»

Задачи: 1. формирование идентификации со своим именем; формирование и развитие позитивного отношения ребёнка к своему «я»;

2.стимулирование творческого самовыражения;

3.стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

4.развитие уверенности в себе.

Необходимые материалы. Клубок ниток, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, вырезки из журналов, пластилин, спокойная музыка, стулья по числу детей.

Ход работы. «Доброе утро, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. На наших занятиях мы будем много путешествовать, фантазировать, узнаем много новых сказочных историй. Будем учиться слушать и понимать друг друга. А каждая наша встреча будет начинаться с приветствия. Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле.

Вот такая история.

Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени. Вы готовы?

У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища».

Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.

«Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную «паутинку» из наших имен. Теперь нам осталось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!

(Дети по очереди перелезают  через «паутинку», помогая друг  другу.)

Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в самом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встречают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя, как оно выглядит? Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается?

Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка страны Имени. В какую тайну вас посвятит. (Музыка звучит еще 1-2 минуты.)

А теперь, используя эти волшебные предметы (гуашь, карандаши и т. д.), изобразите портреты ваших имен, чтобы все могли не только слышать, но и увидеть ваши чудесные имена. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе. У вас есть 15 минут».

Включается спокойная музыка. В процессе работы детям сообщается, что осталась половина времени, одна минута, чтобы они успели завершить начатое. После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

«Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам нужно вновь пройти через «паутинку» имен. Но вначале совершим круг почета своим именам. (Дети проходят круг под музыку, держа перед собой портреты.)

Спасибо, чудесная страна, и до свидания!»

На первом занятии мы познакомились с детьми, создавалась благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в общении. Дети были скованы.

ЗАНЯТИЕ 2. «ЯЗЫК ПРИКОСНОВЕНИЙ»

Задачи:1) развитие произвольности поведения;

2) развитие воображения, символических  представлений, креативности;

3) гармонизация эмоционального  состояния.

Необходимые материалы. Жидкая гуашь, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, вода, пластмассовые баночки 0,5 л, ветошь для вытирания рук, клеенка, передники, «волшебный мешочек» с мелкими предметами, спокойная музыка.

Ход работы. «Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Валей. Доброе утро. Катя потрется ладошкой со Светой. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!

Ребята, я принесла вам «волшебный мешочек», в котором спрятаны предметы. Давайте отгадаем, что в нем.

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста