Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………
«Отправились однажды куклы в лес за ягодами. Шли они по лесной тропинке и собирали землянику в корзину. Насобирали много-много и решили отдохнуть. Сели на пенёк и стали землянику кушать. Вкусная земляника. Мимо пролетела стрекоза, и куклы помахали ей рукой. Они были очень весёлые. А потом стали куклы прыгать на поляне с кочки на кочку и танцевать. Хорошо на солнышке!»
Но вдруг налетела большая туча и закрыла солнышко. Подул сильный ветер, и куклы начали прижиматься друг к другу. Им стало холодно. Но потом вновь выглянуло солнышко. Тут куклы увидели, что их корзина исчезла. Они очень рассердились и стали её искать. Искали здесь, искал там и вот наконец нашли. Запрыгали наши куклы, обрадовались и стали водить хоровод. Потом и домой пошли.
Молодцы ребята! Наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с кукольным королевством. Волшебный ковёр ждёт нас (Дети проходят по ковру). А теперь на прощание подарим друг другу улыбку.
На данном занятии можно было наблюдать как дети старались выражать свои эмоции, установить взаимоотношения. Дети открыто проявляли интерес к сказке и играм.
ЗАНЯТИЕ 5. «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ» 2часть
Задачи: 1) закрепление знаний об эмоциях;
2) развитие умения с помощью
изобразительных средств
3) развитие интереса к самому себе;
4) повышение самооценки.
Необходимые материалы. Заготовки масок с прорезями для глаз; краски; кисти; стаканы с водой; вырезанные из различных журналов и книг картинки; клей; свеча; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход работы. «Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях мы с вами знакомились с тем, какие бывают эмоции. Кто мне поможет вспомнить, с какими эмоциями мы познакомились? (Дети вспоминают названия эмоций.)
Вы знаете, есть сказочная страна, в которой правит королева Эмоция, и помогают ей слуги Чувства. Хотите узнать об этой стране? (Дети располагаются удобнее, и психолог читает сказку.)
Где-то далеко-далеко есть, волшебная страна, где правит королева Эмоция. Придворными у нее были Чувства. Жителям этой волшебной страны жилось очень хорошо, ведь слуги Чувства всегда приходили им на помощь в трудных ситуациях.
Но однажды случилось несчастье: в волшебную страну прилетел злой волшебник Безлик и заколдовал всех слуг. Он украл у них их замечательные и такие разные лица, и все Чувства стали совершенно одинаковыми и абсолютно беспомощными. (Детям показывается заготовка маски.)
Теперь жители волшебной страны не могли обратиться за помощью к слугам Чувствам, ведь они не знали, какой слуга может помочь в той или иной беде. Долго королева Эмоция искала, как можно помочь горю, пока однажды не прочитала в Волшебной Книге, что расколдовать ее придворных могут лишь обыкновенные дети, которые согласятся отправиться в ее волшебную страну и превратиться в волшебных художников.
Ребята, а вы хотите помочь королеве Эмоции и жителям волшебной страны? Для того чтобы попасть в волшебную страну, мы должны передать по кругу зажженную свечу так, чтобы она не погасла. (Дети передают свечу по кругу.)
Вот мы и очутились в волшебной стране и превратились в волшебных художников. Каждый художник может расколдовать одного слугу Чувство. Для этого вам понадобятся волшебные материалы, которые лежат на столе. (Включается аудиозапись спокойной музыки. Каждый ребенок берет заготовку маски и с помощью вырезанных картинок, клея и красок «оживляет» ее.)
Да, ребята, вы оказались настоящими волшебниками. Давайте познакомимся, какие слуги-Чувства появились в нашей волшебной стране, как их зовут, какой у них характер? (Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них.)
Спасибо! Сегодня нам пора возвращаться домой, но на следующем занятии мы обязательно отправимся снова в волшебную страну и встретимся со слугами Чувствами, королевой Эмоцией и жителями волшебной страны. Вернуться домой мы можем так же, как и попали сюда, — с помощью нашей волшебной свечи».
Дети снова передают по кругу зажженную свечу. Психолог прощается с ними, занятие заканчивается.
На занятии практически все дети могли проявлять свою индивидуальность, выражали интерес.
ЗАНЯТИЕ 6. «ВОЛШЕБНЫЕ МАСКИ»
1) развитие интереса к самому себе;
2) повышение самооценки.
Необходимые материалы. Оформленные на прошлом занятии маски.
Ход работы. «Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами путешествовали в волшебную страну, и каждый из вас расколдовал одного слугу Чувство. Мы уже немного познакомились с расколдованными Чувствами. Сейчас мы снова отправимся в волшебную страну и познакомимся с ними поближе. А попадем мы в волшебную страну с помощью нашей волшебной свечи. (Дети передают по кругу зажженную свечу.)
Ну вот, мы снова встретились с жителями волшебной страны. Кто же живет здесь? Сейчас все сказочные жители разделятся на пары и расскажут друг другу, как их зовут, какой у них характер, увлечения, интересы».
Дети с помощью психолога разбиваются на пары и, держа маску перед лицом, рассказывают, как зовут маску, какие у нее есть хорошие качества. Затем дети в своих парах меняются масками и от имени полученной маски стараются повторить то, что услышали, сохраняя интонации говорившего.
«Какие замечательные жители живут в волшебной стране! Здесь, наверное, происходит много всяких интересных историй. Давайте сейчас все вместе расскажем какую-нибудь историю о жителях волшебной страны».
Дети по кругу рассказывают сказку с участием своих героев. Если вначале дети затрудняются придумать сюжет сказки, психолог оказывает помощь, затем дети рассказывают самостоятельно. Также можно помочь завершить сказку.
«Замечательные события происходят в волшебной стране. Но нам пора возвращаться. (Дети передают по кругу зажженную свечу.)
Мы снова дома. Но не грустите, когда-нибудь мы еще отправимся в волшебную страну и встретимся с ее волшебными жителями. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»
На данном занятии дети с легкостью преодолевали стеснение, замкнутость. В открытой, доверительной обстановке дети стремились к преодолению своих комплексов.
7занятие «Сказка про Чебурашку»
Задачи: 1) гармонизация эмоционального состояния;
2) снятие эмоционального
3) формирование адекватных форм поведения;
Ход работы: «Добрый день, ребята! Сегодня мы поприветствуем друг друга кивком головы. Вот так. Молодцы!
На прошлых занятиях мы с вами познакомились с разными эмоциями и чувствами. А сегодня я предлагаю отправиться в путешествие к различным сказочным героям на необычном паровозике. На этом паровозике мы будем каждый наш день оказываться у нового персонажа, которому необходимо будет помочь разобраться в различных жизненных ситуациях. Вы согласны? Итак поехали. А в начале мы представим, что наш паровозик будет состоять из наших имён. Паровозик будет ехать по кругу. Он будет хлопать в ладоши и называть своё имя, например Ка-тя, Ка-тя. Сначала это маленький паровозик, но когда он проедет круг, то сможет выбрать на своё место новый паровозик, а сам станет его вагончиком. И так до тех пор, пока каждый из вас не проедет круг паровозиком. Вот мы ехали, ехали и очутились возле дома, где жил первый наш герой. Итак, давайте внимательно послушаем историю про нашего героя.»
Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери,' которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился . войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», — подумал Чебурашка.
«Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена.
«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».
«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».
— Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.
Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене.
«Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве».
И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.
— Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.
— Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!
— Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.
— Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.
— Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно существовали.
— Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка.
— Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!
— Чего же?!
— Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном света, то обнаружил, что все эти звуки есть!
— Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света!
— Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые
(он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки.
— Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул Чебурашка.
— Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовищ.
Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.
— Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки к сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях. — Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рассказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...
— Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»
— Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?
— Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки
своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты 1 не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой.
Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери. «Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.
На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые злотом превращались в удивительные и прекрасные сны...
Обсуждение. Детям для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Чего боялся наш герой?
Как помог Гена Чебурашке?
Чему учит нас эта сказка?
Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста