Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, курсовая работа
Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
1.1. Эмоции, как особая сфера развития ребенка
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Специфика музыкальных эмоций
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Если предложить необученным школьникам что-нибудь спеть, то, как правило; можно услышать громкое, близкое к крикливости пение. Надо объяснять детям, что некрасиво, вредно так петь, что можно легко испортить голос.
Борьба с крикливостью в детском пении — очень важный момент в музыкальном, в частности вокальном, воспитании. Наилучшим является спокойное, кантиленное звучание детского голоса, при активной подвижности органов артикуляции, гортани и дыхания. Основными свойствами нормального певческого звука являются активность, эмоциональность, свобода (непринужденность), легкость без малейшего намека на форсировку. При разучивании песни мелодию приходится повторять много раз. Дети могут усвоить мелодию быстро, если она проста, но спеть сразу совершенно правильно, чисто выдерживая все оттенки исполнения, им трудно. Хорошее исполнение требует настойчивости, упорной, кропотливой работы. Это может быть тягостным для детей и малоэффективным, если проводить повторение неумело. Можно часто слышать такое обращение: «Спойте еще раз». Дети поют, руководитель не удовлетворен: «Вы спели хорошо, но надо получше, споем еще раз». Такое повторение надоедает детям и не приносит никаких результатов. Ученики должны знать, зачем повторяют, перед ними должна быть поставлена определенная задача, тогда повторение становится целеустремленным, осмысленным, интересным. Дети чувствуют, что с каждым разом получается лучше. Они понимают, почему стало лучше, а это делает процесс обучения сознательным, активным.
Часто бывает, что песня, над которой необходимо еще поработать, начинает детям надоедать. В таком случае можно ее на время отложить с тем, чтобы позже к ней вернуться снова. Тогда, возможно, она будет спета лучше и с большей охотой. Мы говорим детям, что для того чтобы песня была спета хорошо, надо над ней работать и что без труда ничего не дается. Но злоупотреблять этим в младших классах не следует. Занятия музыкой, пением должны быть красочными, эмоционально насыщенными.
Очень действенными для развития вокальных данных и эмоций являются упражнения, разработанные О.Н. Никольской. Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.
«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).
«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).
«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).
«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).
«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).
«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).
Общеобразовательная школа не ставит перед собой задачу готовить учащихся к профессиональной музыкальной деятельности. Однако понимание музыки, способность воспринимать ее и переживать должны быть присущи каждому школьнику, вне зависимости от того, станет ли он в будущем профессиональным музыкантом, или останется хорошо подготовленным слушателем, имеющим самые основные знания, умения и навыки музыкально-эстетической деятельности в самых разнообразных формах музыкальной культуры.
Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников воспитания интереса, любви к музыке, потребности к общению с нею очень способствует слушание музыки.
Основная цель музыкального воспитания и образования, по словам Б. Асафьева, состоит «в воспитании тех, кто, войдя в жизнь, составит кадры активно воздействующих на музыкальную действительность слушателей, а не праздную, пассивную публику».
Понимание содержания музыкального произведения зависит как от общей культуры слушателя, так и от специальной его подготовки, которая в свою очередь влияет на степень активности внимания слушателя. Хорошо известно, что восприятие слушателей, имеющих музыкальную подготовку, содержательнее, оно обогащается ассоциациями, более эмоционально. Круг интереса к музыкальным произведениям школьника, понимающего музыку, менее подвержен влиянию моды, отличается высоким уровнем художественного вкуса. Полноценное восприятие музыкального произведения возможно только на основе понимания специфики музыкальной формы, содержания, истории развития музыки, большого опыта слушания, развитых умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Особенно эмоционально насыщены и интересны песни в исполнении Лидии Руслановой.
Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено народом в произведение музыки. На уроке плодотворны все виды творческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Сюда должны входить народные музыкальные игры, хороводы. Очень интересны хороводы, позволяющие испытать сопереживание, симпатии к товарищам. К таким хороводам можно отнести «Горючий камень»:
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто ж меня крепко любит?
А кто ж меня сменит?
Дети во время исполнения хоровода учатся переключать свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость.
Народные музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции. Интересен в этом плане подбор игр в сборнике Г.Науменко: «Дождик, дождик, перестань!», «В прятки», «Бубен», «В волка», «Кривой петух», «Горелки» и другие.
Специфика урока музыки состоит в том, что наряду с музыкально-образовательными задачами здесь ставятся и художественно-исполнительские.
В первую очередь это относится к хоровому пению как наиболее активной форме музыкального обучения в школе. Имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство. Хоровое пение объединяет в себе различные формы работы на уроке: исполнение песен, музыкальную грамоту, восприятие музыки, игру на музыкальных инструментах, вокальную импровизацию.
Современный урок музыки отличается не только разнообразием форм работы и информативной насыщенностью, но и технической оснащенностью для полноценного музыкального воспитания на современном уровне требований к фундаментальности учебного процесса. В кабинете музыки необходимо иметь звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, проекционную аппаратуру, набор музыкальных инструментов.
Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это — один из важнейших принципов музыкальной педагогики.
В основе всех видов деятельности на уроке, лежит восприятие музыки. Понимание музыки необходимо для полноценного восприятия окружающей жизни, ибо в конечном счете способность глубоко проникать в сущность эстетического в произведении искусства и в жизни способствует всестороннему развитию личности школьника. Д. Б. Кабалевский писал: «Уроки музыки... ставят перед собой... задачу: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
Поэтому для развития музыкального восприятия, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций детям необходимо предлагать широкий спектр произведений русского народного творчества, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора.
Музыка может служить и «эмоциональным клапаном», быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность. Музыка является профилактическим средством оптимизации эмоционального фона. Она просветляет печаль, снимает усталость, поднимает настроение.
В работе по развитию музыкальных эмоций большое значение играет организация хоровых фольклорных коллективов.
Во-первых, коллективное сопереживание усиливает эмоции, так как эмоции заразительны: улыбка одного человека всегда служит сильным психическим стимулом для того, кому она предназначена.
Во-вторых, усилению эмоций способствует значительная цель, стремление к успеху, который будет отмечен яркими положительными эмоциями.
Хоровые кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в хоре способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей учащихся, участвующих в работе хорового коллектива.
Занятия хорового кружка призваны решать следующие задачи: научить хористов исполнять музыкальные произведения осмысленно и выразительно, овладеть навыками многоголосного пения, научить школьников петь с музыкальным сопровождением и без сопровождения.
Хороший хор — это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками.
Типы хоров зависят от состава голосов, которые в них входят. Бывают однородные хоры — мужские, женские, детские, а также смешанные, состоящие из партий сопрано, альтов, теноров и басов.
Руководитель хора — хормейстер должен иметь специальное дирижерско-хоровое образование, иметь опыт работы с хором, знать особенности психофизиологического развития его участников, закономерности и специфику голосового аппарата певца-хориста.
Методика работы хормейстера опирается на глубокие знания особенностей голосов, индивидуальный подход к каждому участнику хорового коллектива. Его заботой является подбор хорового репертуара, отвечающего наиболее полному и всестороннему развитию участников хора.
Хоровое пение все более прочно входит в жизнь школы. В школьном хоровом коллективе создается реальная возможность сделать занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки. Но работа в хоре не должна повторять классной, учебной работы, она направлена на развитие и углубление материала урока. Состав хорового коллектива может отличаться от состава класса. Наиболее успешно в хоровом коллективе работают школьники, имеющие голосовые данные и музыкальный слух. Конечно, значение этих данных не нужно переоценивать. И слух, и голос изменяются в процессе работы с ними, а лучшими условиями для этого являются занятия в коллективе.
Организация хорового коллектива начинается обычно с прослушивания желающих заниматься в хоре. Выявить голосовые данные лучше всего в процессе исполнения хорошо знакомой школьнику песни. Затем учащемуся предлагают исполнить эту же песню в различных тональностях. Для определения примарного, т. е. естественного, не напряженного звучания, примерно в середине диапазона, может быть использовано мажорное трезвучие, которое предлагают поступающему в хор спеть по полутонам, постепенно поднимаясь вверх, а затем, также по полутонам, спускаясь вниз.
С помощью таких упражнений руководитель хора сможет познакомиться с высотой, характером звучания голоса, силой, чистотой и точностью исполнения песни.
Чтобы проверить слух, ритм и музыкальную память хориста, достаточно предложить ему повторить голосом тот или иной звук или несложный короткий отрывок мелодии, сыгранный преподавателем на музыкальном инструменте.
Музыкальные способности у детей, занимающихся в хоровом кружке, не одинаковы. Их развитие также должно направляться по-разному, в индивидуальном порядке. Например, среди кружковцев, обладающих хорошим голосом и музыкальным слухом, встречаются такие, у которых слабо развита музыкальная память. У этих учащихся надо в первую очередь различными приемами развивать слуховое внимание.
Преподавание хорового пения предусматривает развитие у учащихся не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса.
Для правильного формирования певческих навыков педагог хора должен детально знать физиологические особенности голосов детей различных возрастов, строение голосового и дыхательного аппаратов, принципы их деятельности.
В начале занятий хора детям нужно объяснить, что на репетициях они должны внимательно слушать исполнение музыки, правильно дышать, отчетливо произносить слова, тщательно разучивать мелодию песни, не кричать во время пения, исполнять песню выразительно.
Выразительность исполнения песен зависит от правильного руководства развитием эмоций школьников. Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждой песни на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом рисунке произведения.
Исполнение фольклорных песен предполагает пение на «позиции улыбки». Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение в связи с глубокой связью между мимическими и телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, т.е. снабжению мозга кислородом.
В работе с хоровым коллективом особое внимание следует уделять качеству звучания детского голоса — его звонкости, полётности, ровности. Для формирования певческих навыков у детей, воспитания у них красивого, здорового голоса хормейстеру большую помощь могут оказать различные вокально-хоровые упражнения.
Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Это значит, что вокальные упражнения должны подбираться с учетом не только их методической целесообразности, но и художественной значимости. В качестве вокальных упражнений удобно использовать отрывки из исполняемых произведений, являющиеся небольшими и законченными мелодиями.