Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа
Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.
Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В заключение отметим, что детско-родительские отношения - это сложное многофакторное явление, имеющее свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его личностных особенностей, социальное развитие и психическое – благополучие. Мы рассматривает роль отца в структуре детско – родительских отношений.
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
Выделяют два основных компонента родительства - материнство и отцовство. Материнство представлено как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический (вынашивание, рождение и вскармливание ребенка) и социальный (воспитание ребенка) аспекты. Отцовство трактуется как врожденное чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребенка с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и его ребенком (Р.В. 0вчарова, М.О. Ермихина, 2003).
Как в отечественной, так и зарубежной литературе, проблема отцовства изучена чрезвычайно мало. Более того, долгое время считалось, что отец не оказывает на ребенка практически никакого влияния, приоритет в этом принадлежит женщине. Но в последнее время мнение изменилось, и исследователи считают, что любовь отца - или ее отсутствие - вносит не меньший вклад в развитие личности ребенка и в его поведение, чем любовь матери. В некоторых случаях отцовская любовь оказывает даже более сильное влияние (М.О. Ермихина, 2003).
Немногочисленные исследования по психологии отцовства практически не отражают особенностей формирования отцовского поведения и адаптации мужчин к отцовской роли.
Обобщая основные направления исследований и учитывая то, что отец - субъект своего отцовства, а ребенок - его объект, отцовство как психосоциальный феномен можно рассматривать с двух основных позиций: отцовство как обеспечение условий развития ребенка и отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины.
М. Мид (1988) считает, что отцовство как социальная роль - значительно позднее образование, нежели материнство.
А.С. Спиваковская (1986) говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли.
К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем.
Активное обсуждение проблемы
отцовства имеет место
Исходя из структурных компонентов родительства, можно считать, что отцовство имеет такую же структуру и включает:
• Ценностные ориентации отца
• Установки и ожидания отца
• Отцовское отношение
• Отцовские чувства
• Отцовские позиции
• Отцовская ответственность
• Стиль воспитания
Отцовство предполагает достижение мужчиной нового уровня самоидентичности, нового витка принятия своего образа «Я». Это возможно только благодаря тому, что мужчина отказывается от многих форм прошлого личного опыта, от стереотипов взаимодействия с собой. Когда-то считалось, что отец может ласкать детей, только когда они спят. В другое же время он должен представать перед ними как человек суровый, требовательный, недоступный, не выдающий своих чувств.
Сегодня отцы несравненно больше времени проводят с детьми. По данным Д. Лангазовой, 65-66% мужчин высказывают твердое убеждение, что должны заботиться о ребенке столько же, сколько мать, делить пополам все хозяйственные заботы. Но часто это остается не более чем благим порывом.
Именно в отцовстве мужчина удовлетворяет свои многие жизненно важные потребности. Став отцом и в полной мере адаптировавшись к этой роли, мужчина получает возможность творчески преобразовать себя и окружающую действительность. Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а значит и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности. Сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях, власть отцов в семье уменьшается. Раньше основная роль отца заключалась в том, что он обеспечивал семью пропитанием. Сегодня его обязанности гораздо больше направлены внутрь семьи, чем во вне. От отца сейчас требуется ответственность, верность, надежность.
Представление об идеальном отце - успешный в глазах ребенка, обеспечивает материально на высоком уровне, имеющий авторитет и уважение ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный.
Ю.В. Лебедева отмечает, что роль отца представляет собой динамическое образование. Его функции меняются в зависимости от возраста и пола ребенка. В целом роль отца в дошкольном возрасте возрастает. Фигура отца является наиболее значимой для мальчиков 5-7 лет в период полоролевой идентификации. Ребенку необходимо общение с отцом и совместная деятельность с ним.
По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он -олицетворение дисциплины и порядка. Отец - «наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».
Мужчине нужно прививать,
воспитывать отцовские чувства
и это будет результатом
Отцовские чувства проявляются постепенно. Иногда это происходит еще до рождения младенца. Но в большинстве случаев, по мнению психологов, осознание отцовства приходит ближе к 2-3 месяцам, когда малыш начинает улыбаться, узнавать знакомый голос или следить глазками за рукой. В этот момент и пробуждаются нежность и привязанность.
Таким образом, отцовство
трактуется как врожденное чувство,
которое побуждает мужчину
1.4 Этапы формирования отцовства
Первый этап формирования
отцовства - формирование матрицы отцовства.
Помимо культурного и социального
статуса мужчины (связанного, прежде
всего, с культурными и семейными
традициями), особенности отцовского
отношения определяются еще и
собственной психической
Второй этап - это уже начало собственно психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования Я-концепции отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнает, что супруга (или еще подруга) беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошел первый этап, т.е. как формировалась матрица отцовского отношения в онтогенезе.
Третий этап связан с родами
и появлением ребенка на свет. Отцы,
которые становятся свидетелями
рождения своего ребенка, так же, как
и их жены, испытывают глубокие переживания
во время родов и у них
На четвертом этапе отец включается в процесс ухаживания за ребенком и налаживает с ним контакт (Р.В. Манеров, 2003г).
Далее, по мере взросления ребенка этот контакт становится все более тесным, значимым как для отца, так и для ребенка. Подрастая, ребенок начинает нуждаться в отцовском руководстве, авторитете и одобрении. Мужчине важно видеть в малыше свое достойное продолжение. Он обращает внимание на воспитание тех качеств у ребенка, что помогут ему справляться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь. В первую очередь самостоятельности. Что касается малыша, так для него особое удовольствие -продемонстрировать свои достижения отцу, и неважно, что пока это всего первые нетвердые шаги или каракули на бумаге. Ощущение праздника рождается из значимости и яркости тех впечатлений, которые получает ребенок благодаря отцу. Иногда самые обычные вещи благодаря отцу раскрываются с новой, неизведанной для ребенка стороны. Отношения между отцом и ребенком становятся все более эмоционально насыщенными.
Но в силу каких-то факторов, причин эти взаимоотношения могут носить совсем другой характер. Между отцом и ребенком может и не быть теплых, нежных, доверительных взаимоотношений.
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
Ценностные ориентации являются
важнейшим компонентом
Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.
Ценностные ориентации личности,
связывающие её внутренний мир с
окружающей действительностью, образуют
сложную многоуровневую иерархическую
систему, занимая пограничное положение
между мотивационно-
По своему функциональному
значению ценности личности можно разделить
на две основные группы: терминальные
и инструментальные, выступающие, соответственно,
в качестве личностных целей и
средств их достижения. В зависимости
от направленности на личностное развитие
или на сохранение гомеостаза ценности
могут быть разделены на высшие (ценности
развития) и регрессивные (ценности
сохранения). В то же время терминальные
и инструментальные, высшие и регрессивные,
внутренние и внешние по своему происхождению
ценности могут соответствовать
разным уровням или стадиям
Установки, аттитюды и ценностные
ориентации личности регулируют реализацию
потребностей человека в различных
социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет
все описанные выше регулятивные
образования как диспозиции, т. е.
«предрасположенности». В своей
«диспозиционной концепции
Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство