Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)
Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...
Как и всякое нейропсихологическое испытание, проба Хэда имеет комплексный характер, и наблюдаемые при ее применении нарушения могут быть результатом различных патологических факторов.
Как уже было сказано выше, первичные дефекты выполнения этой пробы являются результатом нарушения пространственного синтеза и возникают при поражении теменно-затылочных (или нижне-теменных) отделов левого полушария. В этих случаях больной активно пытается найти нужное положение рук, часто включает речевой анализ задания, но испытывает заметные трудности при попытках придать рукам правильное пространственное расположение.
Характерные дефекты в выполнении этой пробы могут, однако, быть следствием общей инактивности больного, типичной для случаев поражения лобных отделов мозга. В этих случаях больной оказывается не в состоянии приступить к тому сложному анализу и перекодированию наглядно воспринимаемого образа, которое требуется данной пробой, и заменяет эту сложную задачу простым эхопраксическим воспроизведением непосредственно воспринимаемого положения рук. В силу этой инактивности больного выполнение пробы Хэда приобретает здесь зеркальный характер, а инактивность больного выступает как в том, что он никогда не оценивает успешности своих действий, так и в том, что поправки, которые делает исследующий его врач, как правило, не приводят к улучшению выполнения данной пробы.
Характерно,
что в некоторых случаях
Сложный характер условий, вовлекаемых в пробу Хэда, делает ее хорошим способом выявления дефектов, связанных с мозговыми поражениями, но значительно затрудняет оценку этих дефектов.
4. Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом.
Произвольное движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.
Специальное значение имеют широко распространенные в неврологической клинике пробы на действие в воображаемой ситуации. Больному предлагают произвести действие с отсутствующими предметами (например, показать, как наливают и размешивают чай, крутят кофейную мельницу, шьют иголкой или режут ножницами) ; эти пробы, как и пробы на выполнение символических действий (поманить пальцем, погрозить и т. п.), являются очень чувствительными пробами на сохранность сложных форм праксиса, но ввиду их комплексного характера о топическом значении наблюдаемых дефектов судить трудно.
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции (простые условные реакции: сядь, встань, рисование серий геометрических фигур с изменением структуры серии или порядка следования ее элементов.
Результаты исследования представлены в таблицах.
2.2 Результаты исследования и их интерпретация.
Динамический праксис
Данные по исследованию динамического праксиса в норме.
Таблица №1.
симптомы | справились | Не справились |
Кулак-ребро-ладонь,
Ребро-ладонь-кулак. 1-2-1-5-1-2-5 |
100% | 0% |
Реципрокная координация | 100% | 0% |
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) | 100% | 0% |
Графическая проба | 90% | 10% |
Данные по исследованию динамического праксиса в патологии
Таблица №2.
симптомы | справились | Не справились |
Кулак-ребро-ладонь,
Ребро-ладонь-кулак. 1-2-1-5-1-2-5 |
10% | 90% |
Реципрокная координация | 10% | 90% |
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) | 10% | 90% |
Графическая проба | 50% | 50% |
Из полученных данных, представленных в таблицах №1 и №2, видно, что 90% испытуемые с патологий не справляются с работой, не усваивают программу действий. Идут персеверации (кулак-кулак и т.п.). Предлагаю помощь (делаю, проговаривая «кулак», разжали «упали»). И только у 10 % после проговаривания выполнения улучшается, это указывает на заинтересованность подкорковых образований. У многих не нарушена регуляция двигательного действия, это указывает на нарушение префронтальных отделов лобной коры. Испытуемые в норме с работой справились на 100 %.
Кинестетический праксис в норме
Таблица №3.
Симптомы | справились | Не справились |
Праксис
позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами. |
100 % | 0% |
Перенос позы по зрительному образцу | 100 % | 0% |
Кинестетический праксис в патологии
Таблица №4.
Симптомы | справились | не справились |
Праксис
позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами. |
0% | 100 % |
Перенос позы по зрительному образцу | 0% | 100 % |
Итак, у всех испытуемых с органическими поражения мозга есть трудности с поиском позы и при использовании ширмы и при зрительном контроле. Все это указывает на нарушение зрительно пространственной организации движения (теменная зона – правое и левое полушария). Нарушение пространственного праксиса.
У испытуемых с нормальным головным мозгом проблем нет, все 100 % справились с заданием.
Пространственный праксис в норме
Таблица №5.
Симптомы | справились | Не справились |
Одноручные
пробы
(рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) |
90 % | 10 % |
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 90 % | 10 % |
Пространственный праксис в патологии
Таблица №6.
Симптомы | Справились | Не справились |
Одноручные
пробы
(рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) |
5 % | 95 % |
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 5 % | 95 % |
Отсюда у испытуемых с органическим поражением мозга 95 % не могут справится с заданием.
Испытуемые с нормальным интеллектом 2 % испытуемых не смогли справится с заданием, а остальные все без затруднения справились с заданием.
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в норме.
Таблица №7.
Симптомы | Справились | Не справились |
Предметные действия | 100 % | 0% |
Застегивание пуговиц | 100 % | 0% |
Завязывание узла, банта | 100 % | 0% |
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в патологии.
Таблица №8.
Симптомы | Справились | Не справились |
Предметные действия | 5% | 95 % |
Застегивание пуговиц | 5% | 95 % |
Завязывание узла, банта | 5% | 95 % |
Произвольное движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.
Испытуемые с органическими пораженими мозга 90 % и испытуемые с нормальным интеллектом справились на 100 % с предметными действиями.
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в норме
Таблица №9.
Симптомы | Справились | Не справились |
Сядь, встань | 100 % | 0% |
Рисование серий, геометрических фигур | 90 % | 10 % |
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в патологии
Таблица №10.
Симптомы | Справились | Не справились |
Сядь, встань | 0% | 100 % |
Рисование серий, геометрических фигур | 0% | 100 % |