Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Терещенко.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Как и  всякое нейропсихологическое испытание, проба Хэда имеет комплексный характер, и наблюдаемые при ее применении нарушения могут быть результатом различных патологических факторов.

Как уже  было сказано выше, первичные дефекты  выполнения этой пробы являются результатом нарушения пространственного синтеза и возникают при поражении теменно-затылочных (или нижне-теменных) отделов левого полушария. В этих случаях больной активно пытается найти нужное положение рук, часто включает речевой анализ задания, но испытывает заметные трудности при попытках придать рукам правильное пространственное расположение.

Характерные дефекты в выполнении этой пробы  могут, однако, быть следствием общей  инактивности больного, типичной для  случаев поражения лобных отделов мозга. В этих случаях больной оказывается не в состоянии приступить к тому сложному анализу и перекодированию наглядно воспринимаемого образа, которое требуется данной пробой, и заменяет эту сложную задачу простым эхопраксическим воспроизведением непосредственно воспринимаемого положения рук. В силу этой инактивности больного выполнение пробы Хэда приобретает здесь зеркальный характер, а инактивность больного выступает как в том, что он никогда не оценивает успешности своих действий, так и в том, что поправки, которые делает исследующий его врач, как правило, не приводят к улучшению выполнения данной пробы.

Характерно, что в некоторых случаях относительно легкого нарушения функции лобных долей мозга включение громкого речевого анализа (когда больному разрешается вслух анализировать заданные положения рук и лишь затем воспроизводить их практически) улучшает выполнение задания, в то время как запрещение такого развернутого речевого анализа нарушает движения больного, и он вновь начинает зеркально воспроизводить предъявляемое положение рук.

Сложный характер условий, вовлекаемых в  пробу Хэда, делает ее хорошим способом выявления дефектов, связанных с  мозговыми поражениями, но значительно  затрудняет оценку этих дефектов.

4. Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом.

Произвольное  движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается  на совместимую работу целого комплекса  зон мозговой коры и подкорковых  образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.

Специальное значение имеют широко распространенные в неврологической клинике пробы на действие в воображаемой ситуации. Больному предлагают произвести действие с отсутствующими предметами (например, показать, как наливают и размешивают чай, крутят кофейную мельницу, шьют иголкой или режут ножницами) ; эти пробы, как и пробы на выполнение символических действий (поманить пальцем, погрозить и т. п.), являются очень чувствительными пробами на сохранность сложных форм праксиса, но ввиду их комплексного характера о топическом значении наблюдаемых дефектов судить трудно.

Исследование  формирования двигательных программ по речевой инструкции (простые условные реакции: сядь, встань, рисование серий  геометрических фигур с изменением структуры серии или порядка  следования ее элементов.

Результаты исследования представлены в таблицах.

2.2 Результаты исследования и их интерпретация.

Динамический  праксис 

Данные  по исследованию динамического праксиса в норме.

                      Таблица №1.

симптомы справились Не справились
Кулак-ребро-ладонь,

Ребро-ладонь-кулак.

1-2-1-5-1-2-5

100% 0%
Реципрокная координация 100% 0%
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) 100% 0%
Графическая проба 90% 10%

    Данные  по исследованию динамического праксиса в патологии

                      Таблица №2.

симптомы справились Не справились
Кулак-ребро-ладонь,

Ребро-ладонь-кулак.

1-2-1-5-1-2-5

10% 90%
Реципрокная координация 10% 90%
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) 10% 90%
Графическая проба 50% 50%

Из полученных данных, представленных в таблицах №1 и №2, видно, что 90% испытуемые с патологий не справляются с работой, не усваивают программу действий. Идут персеверации (кулак-кулак и т.п.). Предлагаю помощь (делаю, проговаривая «кулак», разжали «упали»). И только у 10 % после проговаривания выполнения улучшается, это указывает на заинтересованность  подкорковых образований. У многих не нарушена регуляция двигательного действия, это указывает на нарушение префронтальных отделов лобной коры. Испытуемые в норме с работой справились на 100 %.

Кинестетический праксис в норме

                      Таблица №3.

Симптомы справились Не справились
Праксис позы (кисти) правой рукой, левой рукой.

В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую с  закрытыми глазами.

100 % 0%
Перенос позы по зрительному образцу 100 % 0%

    Кинестетический праксис в патологии

                      Таблица №4.

Симптомы справились не справились
Праксис позы (кисти) правой рукой, левой рукой.

В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую с  закрытыми глазами.

0% 100 %
Перенос позы по зрительному образцу 0% 100 %

Итак, у всех испытуемых с органическими поражения мозга есть трудности с поиском позы и при использовании ширмы и при зрительном контроле. Все это указывает на нарушение зрительно пространственной организации движения (теменная зона – правое и левое полушария). Нарушение пространственного праксиса.

У испытуемых с нормальным головным мозгом проблем нет, все 100 % справились с заданием.

 

Пространственный  праксис в норме

                      Таблица №5.

Симптомы справились Не справились
Одноручные  пробы

(рука-подбородок)

Двуручные (рука-рука)

90 % 10 %
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные 90 % 10 %

    Пространственный  праксис в патологии

                      Таблица №6.

Симптомы Справились Не справились
Одноручные  пробы

(рука-подбородок)

Двуручные (рука-рука)

5 % 95 %
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные 5 % 95 %

Отсюда  у испытуемых с органическим поражением мозга 95 % не могут справится с заданием.

    • Есть замена правой руки на левую, неправильное пространственное расположение рук, путают правую и левую стороны – это ошибки указывают на нарушение зрительно-пространственной организации движения (теменная доля левого и правого полушарий). Это первичные ошибки.
    • Не могут найти заданную часть лица или тела, это нарушение схемы тела (правое полушарие, теменная зона).
    • Не стремятся к коррекции указанных ошибок (нарушение произвольной регуляции движений – префронтальные отделы – «передний лоб»).

    Испытуемые  с нормальным интеллектом 2 % испытуемых не смогли справится с заданием, а остальные все без затруднения справились с заданием.

 

Исследование  выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в норме.

                      Таблица №7.

Симптомы Справились Не справились
Предметные  действия 100 % 0%
Застегивание  пуговиц 100 % 0%
Завязывание узла, банта 100 % 0%

Исследование  выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в патологии.

                      Таблица №8.

Симптомы Справились Не справились
Предметные  действия 5% 95 %
Застегивание  пуговиц 5% 95 %
Завязывание узла, банта 5% 95 %

Произвольное  движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.

Испытуемые с органическими  пораженими мозга 90 % и испытуемые с нормальным интеллектом справились на 100 % с предметными действиями.

Исследование  формирования двигательных программ по речевой инструкции в норме

                      Таблица №9.

Симптомы Справились Не справились
Сядь, встань 100 % 0%
Рисование серий, геометрических фигур 90 % 10 %

Исследование  формирования двигательных программ по речевой инструкции в патологии

                      Таблица №10.

Симптомы Справились Не справились
Сядь, встань 0% 100 %
Рисование серий, геометрических фигур 0% 100 %

Информация о работе Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани