Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ.docx

— 129.17 Кб (Скачать файл)

IV группа: формы  воспитательной работы.

1) Общешкольные  и классные мероприятия, игры.

2) Кружки в контексте  национально-регионального компонента.

3) Секции: национальных  видов спорта, традиционной национальной  борьбы.

4) Клубы: общения,  интернациональной дружбы (КИД).

Таким образом, направления  воспитания толерантности сопряжено  с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:

1) знакомство детей  младшего школьного возраста  с принципом уважения человеческого  достоинства;

2) понимание детьми  младшего школьного возраста  того, что каждый человек - уникальная  личность 

3) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимодополняемости как основной черты различий

4) понимание детьми  младшего школьного возраста  принципа взаимозависимости как  основы совместных действий[10,14]

Глава 2. Опытно - поисковая  работа по воспитанию толерантности  у младших школьников на примере  МБОУ - СОШ № 168 г Екатеринбурга

2.1 Анализ деятельности  МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию  толерантности у младших школьников

Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ - СОШ №168.

Дата регистрации 1988 год.

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. - Дерябиной 27 А.

Тип учреждения: образовательный.

Уровень реализуемых  образовательных программ:

Муниципальное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа № 168 осуществляет свою деятельность на основании Лицензии.

Цели и задачи деятельности МБОУ - СОШ № 168: подготовить  личность, не оторванную от жизни, а  умеющую оценивать реальность, рационально  мыслить, принимать оптимальные  решения, руководствоваться в жизни  общечеловеческими, моральными и этическими ценностями, воспитанную в духе толерантности, сформировав отношение к ней  как к важнейшей ценности общества.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1) Обеспечить овладение  учащимися содержанием обязательных  стандартов образования.

2) Повысить качество  обучения школьников за счет  освоения всеми учителями педагогических  технологий, обеспечивающих успешность  самостоятельной работы каждого  ученика.

3) Обеспечить общее  культурное развитие школьников, максимально использовать возможности  гуманитарных дисциплин для формирования  духовной сферы личности.

4) Формировать у  учащихся потребность в здоровом  образе жизни.

5) Усилить влияние  школы на социализацию личности  школьника, его адаптацию, к  новым экономическим условиям, самоопределение  в отношении будущей профессии.

6) Проводить профилактику  правонарушений детей и подростков.

7) Улучшить работу  цикловых МО, повышать педагогическое  мастерство каждого учителя; активизировать  работу по изучению и обобщению  передового педагогического опыта.

8) Сформировать  у учащихся школы устойчивые  познавательные интересы.

9) Совершенствовать  систему стимулирования творчески  работающих учителей, которые своей  системой урочной и внеурочной  работы поддерживают постоянный  познавательный интерес к юбучению.

10) Внедрять новые  методики, формы и приемы работы  по развитию школы толерантности  в образовательном процессе[9].

Работа школы  по проблеме толерантности.

Школьники, на практике познающие, что такое уважение и  терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для  созидания мира и развития.

Цели деятельности по воспитанию толерантности у младших  школьников:

1) Гуманизация образования.

2) Интеграция принципов  межнационального согласия и  толерантности в систему деятельности  образовательного учреждения, находящегося  в режиме развития.

3) Формирование  толерантного сознания членов  школьного сообщества как основы  утверждения принципов толерантности  в социуме. 

4) Повышение качества  и углубление содержания образовательного  процесса в школе, предпрофильная и профильная подготовка учащихся. Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.

Задачи по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста:

1) Развитие школьного  образовательного пространства  как территории толерантных взаимоотношений  в системе «ученик - учитель  - родители». 

2) Организация процесса  формирования толерантного сознания  во взаимодействии с различными  возрастными группами учащихся.

3) Реализация идеологии  толерантности в урочной и  внеурочной деятельности.

4) Удовлетворение  познавательных интересов учащихся  в области создания целостного  представления о процессе общественного  развития, культуре мира, развитие  их исторического мышления.

5) Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности  школьников. Повышение уровня их  коммуникативности.

6) Формирование  и поощрение креативного отношения учителей к, организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности[12].

Реализация этой работы осуществляется через: программу "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста". В рамках этой программы преподавание базовых дисциплин в начальной  школе ведется с учетом необходимости  интеграции поликультурной тематики в  образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий  по теме. В т.ч. разрабатывается методика использования народных и современных  сказок в воспитательной работе. Занятия  психолога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских  отношений в классе. Учитывая многонациональный  состав классов, большое внимание уделяется  проблеме преодоления предрассудков  и стереотипов, развитию навыков  межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает выступления психолога  школы на родительских собраниях, консультации[].

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей  младшего школьного возраста" предназначена  для реализации в 1-4 классах. (Приложение 1)

Цель программы "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста": формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как  средство воспитания толерантности[8].

Задачи "Воспитание культуры толерантности у детей  младшего школьного возраста":

1) овладение младшими  школьниками нравственными знаниями;

2) перевод этих  знаний в убеждения и реальные  действия; 3) воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных  категорий.

Комплекс занятий  для учащихся 1-4 классов, состоящий  из 11 встреч по 35-40минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

1) отбор нравственных  категорий сориентирован на содержание  понятия «толерантность»;

2) на занятиях  используются формы игры, что  соответствует возрастным особенностям  детей;

3) с целью углубления  понимания нравственных категорий  на занятиях используются элементы  групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят  на понятие толерантность.

Выбрать все вышеуказанные  нравственные понятия помогли критерии толерантности:

ь равноправие;

ь взаимоуважение к членам группы, общества;

ь сохранение и развитие своей индивидуальности;

ь добровольное сотрудничество;

ь солидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание[8,15].

За основу взято  понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность - способность, умение терпеть, уважать  чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию[15].

Основными методологическими  подходами в контексте воспитания толерантности у младших школьников являются следующие:

* Личностно-ориентированный  подход. Выступает базой воспитания  целостной, свободной личности, осознающей  свое достоинство и уважающей  достоинство, свободу и права  других индивидов.

* Коммуникативно-диалогический  подход. Предполагает субъект- субъектное взаимодействие педагога и младшего школьника. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.

* Культурологический  подход. Помогает в решении комплекса важных задач: овладение младшими школьниками культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

* Деятельностный подход. Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности младшего школьника формируется только через активное включение его в деятельность -взаимодействие с другими людьми.

* Средовой подход. Требует опосредованного управления "через среду" процессами  развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого  качества личности ребенка.

 Гуманистический подход. Предполагает  ориентацию всего педагогического  процесса на развитие личности  младшего школьника, его возможностей, признание человека высшей ценностью[10].

Основной акцент сделан на то, что  настоящая терпимость - признак силы, а не слабости человека. Она стремится  сохранить за счёт терпения и компромисса  нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание  моральной основы мира, признание  реальных различий между людьми в  сфере достижений, мировоззрений  и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитание является наиболее эффективным  средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной  программе школы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" занятий формирование толерантности включает обучение младших  школьников тому, в чём заключается  их индивидуальность, их права; поощрение  стремления к защите прав других и  уважению их, как равноправных жителей  планеты[16].

В младшем школьном возрасте, когда  рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный  фундамент нормального морального развития личности.

Разработанные занятия позволяют  создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи  с определённым содержанием. Они  также связывают испытанные ранее  чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми  новым содержанием. В итоге это  помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует  декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода  мысли, совести и убеждений. Поэтому  во время работы на занятиях дети открыты  друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства  и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет  этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для  размышления, обсуждения[16].

Тематический план занятий:

1. Добро и зло.

Цель: подвести учащихся к истинному  смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.

2. Добрые отношения с друзьями.

Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; Формирование навыков точного межличностного восприятия.

3. Справедливость и сочувствие.

Осознание смысла нравственных категорий  «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного  взаимодействия.

4. Честность и лживость.

Разбор содержательной стороны  понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых  взаимоотношениях.

5. Уважение к людям. 

Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения( неуважения) людей к нам.

6. Что такое толерантность?

Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.

7. Жизненные ценности людей.  Толерантность. 

Выявление ценностей в общении  с людьми каждого из участников группы. Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…

8, 9. Я и группа. Индивидуальные  особенности личности.

Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.

10,11.Толерантность к другим. Толерантное  общение.

Воспитание толерантного отношения  к окружающим. Формирование навыков  конструктивного взаимодействия с  людьми[16].

Повышение уровня толерантности и  сплочённости в группе.

Критериями оценки эффективности  занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и  уровня проявления толерантности. Для  этого подобран соответствующий  диагностический инструментарий (Приложение 2).

Таким образом, в деятельности МБОУ-СОШ  № 168 разработана программа по воспитанию толерантности младших школьников "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших  школьников, критерии оценки эффективности  с соответствующим диагностическим  инструментарием.

2.2 Диагностика уровня толерантности  у младших школьников

В анкетировании приняли участие  учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек  и педагоги, в количестве 5 человек.

Для диагностики уровня толерантности  у младших школьников было проведено  анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты  самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» (далее Анкеты) и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» (далее Анкеты)[16,3]

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ